Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Образ учителя в повести Л. Нечаева «Ожидание друга»

Образ учителя в современной отечественной литературе
Говорят, что писатель живёт в своих произведениях, хороший художник - в картинах, скульптор – в созданных им скульптурах. А хороший учитель - в мыслях и поступках людей.

Учитель определяет судьбу человека, формирует систему взглядов на мир и общество, систему нравственных ценностей, ведёт нас сквозь годы детства, отрочества, юности.

Педагог всегда не только обучал, но и воспитывал, готовил к жизни в обществе. Но общество меняется. Изменился ли учитель?

Если в литературе первой половины– 50-60- годов 20 века преобладает образ педагога , который совершает каждодневный, незаметный подчас подвиг – отдаёт свои знания, вкладывает в учеников частицу своего сердца, порой жертвует собой, своей жизнью, своими интересами, например, Алесь Иванович Мороз (повесть В. Быкова «Обелиск») или Лидия Михайловна (рассказ В. Распутина «Уроки французского»), то в более поздний период и особенно в период перестройки наряду с традиционным положительным персонажем в литературе появляются и другие, неоднозначные образы учителей.

В повести Л. Нечаева «Ожидание друга» главный герой, автор- рассказчик, вспоминает о своем пребывании в школе: «В первый класс я летел как на крыльях. Папа с мамой сказали, что устроили меня в лучший класс, к лучшей учительнице. Я радовался ей, как маме...» Мальчик любит свою первую учительницу, даже еще не познакомившись с ней. А учительница, как говорит папа, - лучшая. « Лучшая», «показательный класс» – видимо, это оценка руководства школы, министерства: «Наши контрольные работы по математике шли на дополнительную проверку в министерство, к самому главному математику…»

Какие же критерии оценивания используются при этом? Уровень усвоения знаний – и только. То есть для учительницы и администрации школы кроме показателей успеваемости не важны никакие другие результаты педагогической деятельности.

В «показательном» классе дети разных способностей, темпераментов и подготовки. Кто-то быстро схватывает материал, уже умеет хорошо считать, склонен к точным наукам. Кто-то, как главный герой, больше гуманитарий: он артистически читает стихи, талантливо рисует. Но учительница не только не видит личностных особенностей детей, но и не стремится понять их. Ни о каком индивидуальном подходе в обучении речь не идет: « Я буду ориентироваться на сильных учеников, буду работать с сильными…»

Часть детей не успевает работать в том темпе, который задавала учительница: «Я не могу, не успеваю»,- лепетал я, вбирая голову в плечи. «Все могут, а ты не можешь, все успевают, а ты не успеваешь, - отвечала учительница. – Нам некогда, слабых не ждем!..»

Мальчик чувствует несправедливость происходящего. Ведь он пришел в школу, чтобы его научили. А его не учат, только требуют правильных ответов. Он понимает, что лозунг «Слабых не ждем!», которым руководствовалась в своей деятельности учительница, а потом и ученики ее класса, антигуманен: «Куда же девать нас, слабых?... Ладно, я бестолковый, а вы-то, взрослые, как можете быть такими близорукими и несправедливыми?»

Вот девочки-отличницы толкнули в сугроб Оксану Панову: «Ну и что, она же двоечница!». А во время велосипедной прогулки оставили за городом уставшую Алену – слабых не ждем!

О каком духовно-нравственном воспитании, о чувстве милосердия, коллективизма может идти речь, если уже у первоклашек формируют жестокое, равнодушное, бесчеловечное отношение к окружающим, одноклассникам?

В «лучшем» классе, у «лучшей» учительницы ребенок страдает. Закрывшись книгой, он часто плачет оттого, что не успевает понять материал. От постоянного стресса, от страха не ответить правильно, допустить ошибку он перестает спать. Его жизнь превращается в мучение. Если в начале сентября он с радостью бежал на занятия, , то месяц спустя школа для него стала каторгой.

Несомненно, позиция «буду работать с сильными, … слабых не ждем…», которую занимает и учительница, и администрация школы, антипедагогична. Последствием этой позиции будут и сломанные судьбы (сколько комплексов формируется в таких жестких условиях!), и нереализованные таланты.

Показательно, что если другие герои в повести имеют имена и фамилии, то у учительницы имени нет. Возможно, это говорит о типичности персонажа?

Правда, используя прием антитезы, Нечаев упоминает о другом педагоге, которая заменяла заболевшую учительницу. Эта, другая, не кричала, не ругалась, подходила к ученикам и спрашивала, что непонятно, терпеливо объясняла материал. В тетради у мальчика появились пятерки! Как он радовался маленьким победам! Как здорово было чувствовать, что тебя уважают, видят в тебе «человека во весь рост»! Но это счастье продолжалось недолго. «Вернулась наша учительница, … ругать стала… Снова началась работа «в темпе».

И при этом ребенок пытается оправдать ее: «…ведь у учительницы нагрузка большая, ведь она за успеваемость борется! …нас в классе сорок пять человек, а она одна, у нее по одной минуточке на человека… Мы нарушаем дисциплину, а ей и программу выполнять, и нас усмирять…» Конечно, читателю понятно, что это слова самой учительницы, которая, возможно, таким образом и упрекает детей, и оправдывается перед ними.

Семилетний ученик уже многое понимает. Понимает, что учительница перекладывает свои обязанности на родителей, которые толком ничего объяснить не умеют, что хочет стать заслуженной, поэтому успеваемость ей нужна. «Вот и выходит, что процент дороже детей…» Мальчик понимает, что отказываясь от слабых, она признается в своем бессилии, то есть тоже занимает позицию слабого человека. И ребенку жаль ее.

В толковом словаре слово учитель означает «наставник, преподаватель, тот, кто научил или учит, кто оказывает или оказывал влияние на развитие кого-либо, воспитатель». Многие находят в педагоге и духовного наставника, и друга. Да, меняется общество, но главное назначение педагога остается прежним.

Поэтому позиция педагогических коллективов «процент дороже детей», которая становится весьма распространенной, несомненно, вызывает тревогу. Повесть Нечаева заставляет задуматься о многом. Будущие педагоги найдут в этом произведении много интересного и полезного для себя.
Наталья Терехина, преподаватель Старицкого колледжа.

Рекомендуем посмотреть:

Литературная викторина с ответами и презентацией, 10 класс Проблема фольклоризма в рассказе Шишкова "Алые сугробы" Урок литературы в 10 классе «Поэзия середины ХIХ века». Конспект с презентацией Контрольно - измерительные материалы по литературе для студентов колледжа с ответами
Тема семьи в повести Нечаева «Ожидание друга» | След Прямухина в повести Тургенева «Андрей Колосов»
Опубликовано: 697 дней назад (26 января 2023)
Просмотров: 502
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!