Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Тема семьи в повести Нечаева «Ожидание друга»

«Откидыш» или жизнь в нелюбви
Тема семьи в повести Л. Нечаева «Ожидание друга»
Роль семьи в становлении личности человека первостепенна и неоспорима. В семье ребенок вначале осознает свое физическое окружение, познавая с помощью всех органов чувств окружающий мир, наполняет свой разум образами близких людей, предметов, явлений природы и связанных с ними переживаний. В семье ребенок получает удовлетворение базовых потребностей, усваивает ценностные ориентации, культурные и национальные традиции. В идеале и первый духовный опыт ребенок получает в семье: в форме религии или отношения к природе.

Позитивные образы отца и матери во внутреннем мире ребёнка – основа психики и залог здоровья. «Да, личности отца и матери формируют первый и, очевидно, единственный мир человека, пока он маленький ребенок», – утверждает психолог К.Юнг.

Ребенок – это творение родителей. Важно, чтобы родители осознавали это и воспринимали воспитание как творческий процесс.

Но если родители не понимают всей важности своей задачи? Не понимают ребенка? Если не принимают ребенка таким, каков он есть, и требуют от него невозможного? Какими могут оказаться последствия такого «воспитания»? Можно ли назвать такое отношение к собственному чаду любовью?

Подобные вопросы поднимает в своей повести «Ожидание друга» тверской писатель Леонид Нечаев. Автору- рассказчику, от лица которого ведется повествование, в начале повести семь лет. Его определили к первый класс к лучшей учительнице. Но оказалось, что «лучшая» учительница в погоне за «процентами», как говорят дети, не видит учеников с их индивидуальными особенностями, способностями и возможностями. Она работает с сильными, а остальные, кто не может усвоить материал быстро, становятся отстающими. Учительница кричит на «слабых», унижает их. Саше, главному герою произведения, трудно дается математика, учительница вместо того, чтобы помочь разобраться с задачей или примером, ругает его и ставит двойки. Школа для него превращается в каторгу. Но дома он тоже не находит понимания.

Родители изначально не занимались сыном, четырехлетним отвезли его к старенькой бабушке в далекую деревню, поэтому к школе он не был подготовлен. Для отца важной была его собственная карьера, зарплата. Ему «недоставало интеллигентности и в конечном счете человечности… Он работал заместителем директора завода… и мечтал о перспективе работы в министерстве в Москве…» Автор говорит о его качествах личности, которые помогали сделать карьеру, в частности, о лицемерии: «Я диву давался, как недоотесанный папа , гордившийся тем, что он еще вчера лаптем щи хлебал, преображался в присутствии нужных людей. Уважаете манеры- пожалуйста! Любите благородство - извольте! Даже начитанность мог изобразить, хотя книг почти не читал…» Мальчик видел его во всей неприглядности.

Мать была женщина властная, очень заботившаяся о своей внешности. Для нее главное было - «произвести впечатление».

Родители преуспевали в своей деятельности и хотели видеть ребенка успешным. Они не понимали собственного сына и не принимали его таким, каков он есть, с его проблемами и неудачами. Отец не помогал ему, не объяснял то, что было непонятно первокласснику, за двойки строго наказывал, «даже лупил». «Он всячески обзывал меня, выбирая самые обидные, самые едкие слова: «Слабак», «Тупица», «Серость», … «неудачник…». Мама во всем вторила папе.

Его ругали за малейшую провинность. Однажды мальчик, которому поставили двойку только за то, что он загляделся в окно на выпавший первый снег, попросил папу, донимавшего его поучениями о внимании, прилежании и т.п., : «Папа, ну будь другом хоть раз!» Отец оторопело ответил: «Мы тебе не друзья, мы – родители».

Это было страшное открытие. Родители – не друзья мальчику, более того, они не любят его, ребенок это чувствовал: «…я рос, как сирота… Я не получал от них человеческого тепла… В кои веки хвалили меня, в кои веки улыбались! А я ведь ждал, я всегда ждал!.. Проснусь – и жду этого чуда – улыбки… Сколько ни заглядывал в папины глаза, чтобы посмотреть, что в них светится, всегда на меня вместо папы смотрел… начальник».

Мальчик изо всех старался заслужить любовь мамы и папы. Он встречал маму с работы, помогал ей донести тяжелые сумки, у папы портфель отнимал, чтобы собственноручно в прихожей поставить. Но эти усилия ни к чему не приводили. Малейшая оплошность вызывала гнев родителей. «О! Если бы они меня любили!» - это была заветная мечта мальчика. Он ужасно боялся чем-то расстроить родителей, боялся стать второгодником, ведь тогда они могут отказаться от сына, думал мальчик. Он даже стал называть себя «откидышем».

От постоянных мучительных переживаний у Саши начался псориаз – страшная, трудноизлечимая болезнь. Московский доктор правильно определил причину заболевания и посоветовал папе исключить наказания, проявлять чуткость. Слово «любовь» не было произнесено, видимо, доктор понимал, что сначала « надо вылечить душу отца от нелюбви».

После посещения доктора душевного тепла к сыну в сердцах мамы и папы не прибавилось. Кульминацией повествования становится эпизод бегства мальчика из дома. Родители собираются уезжать работать в одну из стран Африки: это принесет большие доходы и поможет сделать карьеру отцу. Они все решили сами, даже не посоветовавшись с Сашей, который уже отнес документы в художественное училище - мальчик талантлив, мечтает стать художником. Но родителям важнее деньги: они не могут допустить, что Саша будет жить в квартире, которую они собирались сдавать на время командировки, маме жаль новых платьев, сшитых специально для заграницы. Саша слышит их разговор: «… Мы ведь хотели сдать на два года квартиру. А так он здесь будет жить… Таким образом, мы теряем, как минимум, тыщу семьсот рублей…» - «А то и больше», - сказала мама…»

«Бежать!... Бежать, бежать!» - решает мальчик. И он действительно убегает из дома к старенькой бабушке в деревню – к единственному человеку, который любит его.

Повесть заканчивается благополучно. Мальчика встречает любящая его бабушка. Приходит письмо от родителей, которые, наконец-то, попытались понять Сашу, они чувствуют свою вину перед сыном, надеются, что их жизнь в семье изменится. Впервые сердце героя переполняется счастьем: «… все естество мое, радостное и невесомое, смеялось…»

Да, для героя повести Л. Нечаева должна начаться новая жизнь. А сколько таких обездоленных мальчишек и девчонок еще страдают в нелюбви «благополучных» семей? И когда семья действительно станет Вселенной для ребенка, в которой два солнца – мама и папа – дарят свет души и тепло сердец своему малышу?
Наталья Терехина, преподаватель Старицкого колледжа.

Рекомендуем посмотреть:

Литературная викторина с ответами и презентацией, 10 класс Проблема фольклоризма в рассказе Шишкова "Алые сугробы" Урок литературы в 10 классе «Поэзия середины ХIХ века». Конспект с презентацией Контрольно - измерительные материалы по литературе для студентов колледжа с ответами
Тема семьи в современной литературе | Образ учителя в повести Л. Нечаева «Ожидание друга»
Опубликовано: 667 дней назад (25 января 2023)
Просмотров: 417
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!