Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасное Лето»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Тема семьи в современной литературе

Тема семьи в повести М. Аромштам «Когда отдыхают ангелы». Если бы у меня был папа…
По данным официальной статистики, в стране примерно треть семей — неполные, то есть ребенка воспитывает мать-одиночка, и тенденция одинокого материнства только набирает обороты. По мнению экспертов, воспитание в «неполной семье» может привести к замедлению развития личности и индивидуального начала, а в некоторых случаях даже к психологическим заболеваниям.

Медики могут спрогнозировать, какого именно рода проблемы могут возникнуть у мальчика, оставшегося с матерью: копирование «женского поведения», отсутствие примера мужской модели поведения, инфантилизм и «отказ от функций, которые в семье несет мужчина». «Мальчику не с кого брать пример, - объясняют психологи. - Везде его окружают женщины. Например, и сейчас в школах практически все учителя — это женщины. В таких условиях вырасти из ребенка во взрослого мужчину мальчику очень сложно».

У девочек, которые лишены участия отца в их воспитании, возникают проблемы в общении с противоположным полом, а значит, и с построением в будущем собственной семьи.

Неблагополучие в семье- это проблема не только частная, касающаяся конкретного ребенка и его домочадцев, это проблема государства в целом. Поэтому тема семьи в современной литературе становится очень актуальной.

Является эта тема, наряду с темой школы, одной из важных и в повести М. Аромштам «Когда отдыхают ангелы». Произведение так и начинается: «Все могло сложиться по-другому, если бы у меня был папа...»

Главная героиня Алина, от лица которой ведется повествование, живет с мамой и дедушкой. Это по-настоящему интеллигентная семья, где нет ссор и конфликтов, все уважают друг друга. Это Дом, где царит сердечное тепло, искренность, любовь. По вечерам все собираются за столом. Если приходит гость, например, Владимир Григорьевич (В.Г.) , его тоже радушно приглашают на ужин. Автор использует приемы диалога и полифонии ( разговаривают дедушка и В.Г. или дедушка, В.Г. и мама), при помощи которых читатель становится как бы участником очень интересных бесед и споров о школе, любви, математике и химии. О важных вещах говорят с большой долей юмора, звучит смех, чувствуется, что всем очень приятно находиться вместе, что собеседники рады друг другу.

Казалось бы, девочка должна быть счастлива. Дедушка старается заменить внучке папу. Именно он забирал малышку из роддома: «Дедушка надел белую рубашку — ту, в которой он когда-то ходил с бабушкой в театр, — побрызгал себя своей любимой туалетной водой и приехал за нами на машине. На медсестру, выдававшую детей, дедушка произвел самое приятное впечатление — таким веселым и молодым он выглядел…» Дедушка участвует в жизни Алины, понимает ее переживания, умеет разглядеть талант внучки. Он восхищается ее рисунками, например, семейством неваляшек или букетом астр, чувствует, как некомфортно Алине в классе Татьяны Владимировны, как унизительно наказание, которое придумала учительница первоклассникам после поступка Коляна, настаивает на переводе в класс к другой учительнице - Марсем. Он поддерживает дружбу Алины с Наташей и Петей, становится детям настоящим другом.

В этом Доме Алине тепло и уютно, она чувствует себя защищенной. Но ощущения полной гармонии все равно нет. Девочка часто думает о папе, мечтает о нем, тоскует, представляет свою встречу с ним: « Конечно, я знала: так не бывает, чтобы папы вообще не существовало. Где-нибудь — во времени или в пространстве — он обязательно есть. Должен быть. Хотя бы на Луне. Мой папа, например, жил в далекой, прекрасной Франции, на родине шампанского, великих революций и гениальных художников. Это немного ближе, чем на Луне… Мама говорила, некоторые сложные задачи папа решал месяцами. А на одну ушел целый год — тот самый год, когда я должна была родиться. Далекой и прекрасной Франции для решения задачи требовался хороший математик. И мой папа вызвался быть этим математиком… Если бы у меня был папа…, с которым я могла бы ходить за руку — туда, где делаются настоящие мужские дела…». Фраза «если бы у меня был папа» повторяется часто, проходит лейтмотивом в тексте.

У девочки нет обиды на отца, который вот уже на протяжении десяти лет не хочет ничего знать о ее существовании. Обычно дети транслируют отношения взрослых друг к другу в подобных ситуациях, как, например, это происходит в семье Наташки, где мама Наташки полна ненависти к ее отцу. Папа для Алины - прекрасный математик и человек, живущий в сказочной Франции. То, что у девочки нет ненависти к нему, заслуга и мамы, и дедушки. Это единственно правильная, порядочная позиция взрослых. И, конечно, эта позиция вызвана любовью.

Мама действительно любит своего далекого математика. В ее жизни появляется В.Г., благородный рыцарь, мудрый, остроумный, полюбивший ее, готовый относиться к Алине, как к дочери: «… в присутствии В.Г. она неузнаваемо менялась. Мама, сама того не сознавая, начинала светиться. И В.Г., очевидно, этим светом любовался — несмотря на то, что мама все время вредничала. Дедушка тоже посматривал на преображавшуюся маму с удовольствием, хотя она своими колкостями мешала ему вести дискуссию на какую-нибудь серьезную философскую тему.
Я любила посещения В.Г. В них было что-то от праздника. Он приносил с собой торт или виноград и цветы для мамы. Он внимательно смотрел и внимательно слушал. Он был нашим другом…»

Да, в присутствии В.Г. Ольга вспоминает, что она женщина, которая может нравиться мужчине, и это ей, конечно, приятно. Но это чувство нельзя назвать любовью. Наверное, поэтому мама, в конечном итоге, отказывается от свадьбы с В.Г., который ее действительно любит (замечательные детали использует автор, чтобы передать силу и красоту его чувства – например, «Розу распеленали, поставили в вазу и некоторое время все вместе на нее любовались, на ее причудливо завитые лепестки. А она, словно чувствуя такое внимание, распушила цветочную прическу, расправила листики и, казалось, радовалась чему-то — какому-то собственному цветочному счастью…» Здесь роза – олицетворение ликующей, всеобъемлющей любви).

У девочки сватовство вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, В.Г.- человек - праздник и друг семьи, рыцарь. В то же время у нее есть папа, которого она никогда не видела, но очень любит. И девочка страдает: «На меня напали мысли и уже не отпускали, не давали покоя: «Если мама выйдет замуж за В.Г., он что же — будет все время у нас жить? И будет спать в той комнате, где мама? И он будет мне… вроде папы? Вместо папы? Вместо того папы, что живет во Франции и решает там задачи? А тот папа, он, значит, больше не считается? Или считается?.. И я что же — смогу называть В.Г. папой? А вдруг тому, во Франции, это не понравится? Но ведь он же не узнает? Он очень занят, решает задачи. А если узнает? Если у него в задачах случится перерыв? Если он все-таки пригласит меня к себе в гости, посмотреть Париж с Эйфелевой башни? Что я ему скажу?.. Ведь он будет жить у нас дома. Вместо папы. Вместо моего папы». Это уточнение «вместо моего папы» говорит о многом.Девочка не хочет мириться с мыслью о том, что кто-то другой, пусть даже прекрасный В.Г., займет место ее отца.

Мама понимает дочку, ее переживания и тревоги. И она отказывается от счастья с благородным рыцарем В.Г., потому что любит девочку и продолжает любить папу Алины, который, мы узнаем в конце повести, скоро прилетит из Парижа. Вполне возможно, спустя десять лет семья воссоединится, и мечта Алины о папе, наконец-то, осуществится.

А вот Наташке не повезло. Ее мама и папа ссорятся, разводятся, девочка очень переживает. Она любит обоих родителей, и душа ее просто разрывается на части. Она придумывает теорию создания семьи без пап : «И не нужно никаких пап. Никаких дурацких свадеб, которые пожирают огромные деньги, никакой стирки вонючих носков, всех этих ужасных и унизительных усилий, которые все равно кончаются разводом. А что такое развод для ребенка? Это как рана. Будто тебе вдруг взяли да что-нибудь отрезали. Пусть даже и какой-нибудь рудимент...» Девочка не может думать ни о чем другом, она перестает учиться, опаздывает в школу, не выполняет заданий, даже голодает, потому что мама почти ничего не готовит.

Мама не видит мучений дочери, не понимает ее, и если бы не учительница Марсем, которой Наташка доверила свое горе, кто знает, как бы сложилась в дальнейшем судьба девочки… Марсем нашла нужные слова, чтобы успокоить ребенка: « Папы уходят не от детей. Они уходят от мам. Это не значит, что папы не любят своих дочек. Просто ребенка невозможно разорвать пополам: невозможно оставить половинку маме, а другую половинку унести с собой. Но душа у ребенка рвется — как тонкая ткань, которую неосторожно потянули за один конец. Прямо посередине. Понимаешь теперь, почему так говорят: надорвали душу? Это не смертельно. Это проходит. Срастается. И потом можно все исправить — когда вырастешь и встретишь какого-нибудь хорошего человека. Он тебя полюбит и захочет, чтобы у вас с ним появились дети. Как ты думаешь, сколько будет у тебя детей, когда ты выйдешь замуж? Мальчик и девочка? Вот видишь: я угадала! И тогда можно все исправить. Сделать так, чтобы дети, твои собственные дети, не рвали пополам свою душу. Потому что сейчас ты уже много поняла, уже сейчас чему-то научилась…»

Мир, разрушенный в результате развода родителей, потихоньку стал восстанавливаться благодаря Марсем. Наташка опять взялась за учебу, читала больше всех в классе, участвовала в олимпиаде, стала лауреатом конкурса.

Сама учительница в детстве тоже пережила трагедию развода. Она так же страдала, как и ее ученица. А в дневнике оставила запись: «Берегите пап. Они — друзья человека!» Или «Исчезновение папы обедняет окрестную фауну и вредит здоровью, особенно — здоровью мелких человеческих существ».

В повести Марсем и В.Г., другие учителя рассуждают о любви к детям. Мы видим, что Марсем действительно любит своих учеников. И отличницу Алину, и «трудного» Кравчика, помогая ребятишкам найти себя, решить сложные проблемы. И это замечательно. Замечательно, если у ребенка в школе учительница - Марсем. А если нет?

Ребенок живет в семье. Именно семья должна быть, прежде всего, территорией любви. Тем местом, где все живут по законам любви, понимают и принимают друг друга, умеют прощать, быть милосердными и великодушными, радуются радостям друг друга, воплощают потребность делать родных счастливыми, помогать им, дарить свое тепло, внимание, заботу, нежность… Тем местом, которое можно назвать Домом…

Почему же со временем для персонажей семья ассоциируется не с «пышной, распустившейся розой», а с «вонючими носками» и «грязными кастрюлями» ( не раз повторяющиеся детали в повести)? Почему обида, гордость, жестокость, женский эгоизм, желание отомстить мужчине через детей берут верх? Почему сладкое чувство отмщения и удовлетворенной гордыни оказывается важнее даже любви к собственному ребенку? Как получилось, что люди разучились любить? Где она, территория любви?

Наталья Терехина, преподаватель Старицкого колледжа.

Рекомендуем посмотреть:

Методическая разработка урока литературы для студентов техникума. Серебряный век русского искусства Урок литературы в колледже. Творчество Тряпкина Конспект урока литературы в колледже. Нравственная проблематика рассказа Екимова «Фетисыч» Методические материалы к уроку литературы и литературного краеведения
Еще раз про любовь… | Тема семьи в повести Нечаева «Ожидание друга»
Опубликовано: 477 дней назад (23 января 2023)
Просмотров: 697
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!