Еще раз про любовь…
В Федеральном законе «Об образовании в Российской федерации» дается определение образования как
системы «воспитания и обучения личности, а также совокупности приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, функций, опыта деятельности и компетенций». В условия жесткой конкуренции, рейтинговой оценки деятельности школ и педагогов, в погоне за баллами учителя иногда забывают или не успевают качественно продумывать и осуществлять воспитательную работу в классах. Отсюда огромное количество проблем нравственного характера в подростковый и юношеский период, а порой и сломанные судьбы, нереализованные возможности.
Что важнее - фундамент или стержень? То есть обучение или воспитание? Или это равноценные понятия? – это одна из проблем, которую поднимает в своей книге «Когда отдыхают ангелы» Марина Аромштам.
Повесть необычна и замечательна во всех отношениях.
В ней два автора-рассказчика: девочка Алина и ее учительница Марсем (Маргарита Семеновна), таким образом, мы видим современную школу глазами и ребенка, и педагога.
В первый класс мама отдает Алину к учительнице Татьяне Владимировне по совету соседки тети Вали, которая считает: «Глупости! Учительница должна давать крепкие знания. Вот что такое хорошая учительница! Потому что начальная школа — это фундамент». Алина, как и большинство детей, готова любить первую учительницу, даже еще не познакомившись с ней. Первое впечатление о ней было прекрасным. Татьяна Владимировна «была красивой, в модной кожаной юбке и с ногтями, выкрашенными маленькими оранжевыми квадратиками». «Красиво»- это слово, которое она повторяет часто. «Красиво», в ее понимании, значит «аккуратно»: надо «стараться быть аккуратной, тогда всё будет получаться красиво». Речь идет, конечно, о внешней красоте. Внутренняя красота, внутренний мир ребенка ее совершенно не интересует. Да и обладает ли сама Татьяна Владимировна внутренней красотой? О какой способности понимать ребятишек, быть милосердной, внимательной, заботливой, тактичной можно говорить, если учительница на первом же уроке унижает Алину, проявившую свой талант, фантазию во время рисования цветов, а потом неваляшек?
Она равнодушна к личности ребенка, подавляет в нём чувство собственного достоинства, право выражать свои мысли, реализовывать идеи. Учительница способна приказать, оскорбить, но не понять и принять ученика таким, какой он есть.
«Довольно быстро Татьяна Владимировна поделила учеников класса на неравные группы. Первая группа была самой маленькой: в неё входили умные дети, к которым она обращалась чаще других, говорила «молодец» и давала «картонные солнышки». Все остальные дети учительнице были неинтересны и вызывали скуку. Во вторую группу входили «середнячки». Представители третьей группы никогда не получали «солнышек»: «Время от времени Татьяна Владимировна о них вспоминала и говорила: "Так. Все молчат и работают самостоятельно. Я занимаюсь с дураками!" Дураки вставали рядом с партами, и Татьяна Владимировна с раздражением начинала требовать, чтобы они что-то повторили – ещё и ещё раз…»
На наших глазах совершается настоящее преступление: происходит нравственное, психологическое насилие над детьми, закладывается жизненная программа неудачника, жертвы, не способной ни на что. Может ли в таких условиях развиваться талант, способности, которые есть у каждого? Может ли правильно формироваться коллектив, если детей негласно вовлекают в травлю «дураков», формируя общественное мнение в классе?
Наконец, обнаружив пропажу зеркальца ( а его нечаянно схватил без злого умысла во время беготни Колян), она совершает чудовищный поступок:
«… - По стойке смирно. Руки за голову! Будете так стоять, пока зеркало не найдется.
Мы встали и неуверенно заложили руки за голову. Как в кино про бандитов. Или про террористов. Террористы кладут руки за голову, когда их ловят…» С детьми поступили, как с малолетними преступниками. После такого унижения девочка заболевает, а дедушка находит другую учительницу, Марсем.
Автор использует прием антитезы: жестокой, бессердечной Татьяне Владимировне , для которой идеальные ученики- это «солдатики», правильно поднимающие руку и получающие пятерки, противопоставлена Маргарита Семеновна, с ее подлинной любовью к детям.
Марсём, так же, как и Алина, выступает в роли рассказчицы – перед читателями предстают её дневниковые записи.
Такая форма повествования – новаторство М. Аромштам в создании образа учителя. Традиционно в отечественной литературе для рассказа об учителе авторы избирают ретроспективную композицию – ставший взрослым герой вспоминает своего педагога – или повествование ведётся от лица повествователя. Автор повести «Когда отдыхают ангелы» создаёт ситуацию, когда учитель «сам говорит о себе».
Дневниковые записи являются не только источником информации о повседневной жизни человека, они призваны передать самые глубины человеческой души, придать повествованию объективность и убедительность.
Из дневника Марсем мы узнаем, как формировалась личность самого педагога, менялись ее взгляды на преподавание, узнаем о ее сомнениях, раздумьях.
Внутренним собеседником Марсем и одновременно внесюжетным героем повести является замечательный педагог и писатель Януш Корчак. Имя Корчака стало символом любви к детям. Но эту любовь можно понимать по-разному. На конкурсе, в котором участвует Маргарита Семеновна, члены жюри спрашивают ее о главном качестве, которым должен обладать учитель, подразумевая любовь к детям.
«- Но, милочка, разве любовь к детям — не безусловная ценность?
Однако Марсём протянутую руку не приняла. Она отвергла эту руку с непонятным упрямством и даже с какой-то воинственностью. Дети — не фарфоровые пупсики, сказала Марсём. Они люди. И, как люди, вызывают в нас самые разные чувства. Нам может быть с ними хорошо, а может быть — противно. Мы хотим, чтоб было интересно. В этом наша учительская корысть. Наш разумный эгоизм. Но вопросы профессионализма не связаны с любовью. Они ставятся по-другому: насколько наши теории губительны для нас самих?
— Я не поняла, милочка! — с удивлением прервала ее душевная представительница профсоюза. — Вы что же — не любите детей?
Тут Марсём утратила всякую артистичность и стала похожа на строптивого подростка:
— Вы хотите услышать от меня публичное признание в любви к детям? Я не понимаю, почему для педагогов эта двусмысленная процедура оказывается обязательной. Этот гибрид стриптиза и ханжества…»
Маргарита Семеновна честна, мужественна, бескорыстна. Она могла бы покривить душой, сказать то, чего от нее ждали члены жюри, и тогда бы стала победительницей в конкурсе. Но она действительно глубоко порядочный, искренний и смелый человек. Победа досталась другому педагогу. А Марсем поступила по совести, сохранила цельность натуры, чистоту своей души.
Автор использует прием умолчания, вовлекая читателя в размышления. В книге нет готовых ответов и разъяснений. Действительно, почему признание в любви к детям, по мнению Марсем, является стриптизом и ханжеством? Мы начинаем размышлять. Наверное, потому, что признаваться в сокровенных чувствах по чьему-то приказу, обнажая душу, да еще незнакомым людям сродни раздеванию стриптизерш за деньги? И кроме того, существует ли любовь к детям вообще, абстрактно?
Как часто мы слышим высокие слова о любви к детям, за которыми пустота. Есть слова, а любви нет.
Марсем действительно любит своих подопечных. Для нее любовь- это умение понять ребенка, разобраться в его внутреннем мире, дать пищу для духовного роста, создать условия для раскрытия талантов и способностей, для успешного формирования личности каждого.
Мы видим вехи становления педагога, тот опыт, который приобретает она в процессе деятельности. Например, нельзя бездумно перенимать содержание работы даже знаменитейших учителей. Всегда надо соотносить это с конкретным классом, конкретным учеником. Так получилось, когда Марсем «взяла напрокат» Правила жизни и праздник Первого снега из книги Януша Корчака. Воспитательная работа пошла насмарку именно потому, что проект не был соотнесен с конкретными детьми. Этот горький опыт послужил уроком для нее: «Я буду учиться вглядываться — чтобы угадывать нечто про внутреннюю жизнь. Возможно, им чего-то не хватает для этой жизни. Взрослого внимания. Моего проникающего внимания. Ведь хорошее сочетание — «проникающее внимание»? Что-то вроде проникающего излучения, для которого телесное — не препятствие… А Корчак пусть висит над столом. Пусть смотрит, как у меня получится. Как я буду играть с детьми в игры, которые придумаю для них сама. Точнее, которым позволю вырасти из нашей совместной жизни, из нашего трудного совместного бытия…»
Со следующим классом, в котором оказалась Алина, Марсем работала иначе. Только изучив особенности детей, узнав об их внутренних потребностях, она продумывает систему работы через игру. Это игра в рыцарей и принцесс, в Дрэгона, которого должны победить рыцари, в бал, на котором золушки превращаются в принцесс. Дети получают возможность проявить настоящее мужество, благородство, совершить подвиг (как это важно для мальчиков!), милосердие и сострадание (как это важно для девочек!). Показать красоту поступков, а также красоту движений, танца, музыки… Так внешняя красота сочетается с красотой внутренней.
Педагог обходится без нудных и нерезультативных назиданий и нотаций. Наверное, это
высший пилотаж – побуждать детей совершать достойные поступки не по приказу или просьбе, а использовав внутренние рычаги формирования мотивов, например, историю о светофоре или легенду об ангелах. Когда выяснилось, что мальчики отвинтили все дверцы от шкафчиков, чтобы вынуть магнитики для поделок, Марсем не ругает их, а рассказывает эти истории. На следующий день все ребята вместе с папами пришли рано утром в класс и отремонтировали сломанные дверцы, хотя учительница не просила об этом.
Наконец, Марсем оказывается перед очень сложной задачей – перевоспитать трудного ребенка – новичка из приемной семьи, который обижает одноклассников, намеренно грубит, нарушает дисциплину, ругается матом. Кроме отрицательных эмоций, презрения, гнева он не вызывает ничего и у ребят, и у учителей школы.
Сколько терпения понадобилось учительнице, чтобы вернуть ребенку веру в себя, помочь духовно выпрямиться! Как же надо любить такого мальчишку, чтобы самой поверить в него, разглядеть то лучшее, что у него есть, опираться на это лучшее, помогать ему быть чище, добрее, воспитаннее! Вот она, настоящая, не на словах, любовь к детям. Действенная и мудрая.
Символически звучит концовка произведения. Марсем испытывает нервное потрясение из-за пошлого и подлого поступка, который совершил Егор по отношению к красавице Вере. Она заболевает, в класс приходит другая учительница. Дети очень переживают и, наконец, находят решение: чтобы спасти Марсем, вернуть в класс, они «открывают» «живую» воду для нее – это слова раскаяния, признания, любви. Ребята пишут письмо Маргарите Семеновне и приносят ей домой.
Оказывается, сердечные, теплые, искренние слова – это и есть живая вода для человека, для его души.
Книга М. Аромштам уникальна. Две сюжетные линии развертываются динамично, напряженно. Читатель с большим интересом следит и за их развитием, и за развитием внутренних конфликтов героев. Автор активно использует прием психологизма, помогая читателю понять движения чувств, переживаний персонажей.
Без сомнения, повесть «Когда отдыхают ангелы» будет очень полезна будущим и настоящим педагогам.
Наталья Терехина, преподаватель Старицкого колледжа.
Рекомендуем посмотреть:
Методическая разработка урока литературы для студентов техникума. Серебряный век русского искусства
Урок литературы в колледже. Творчество Тряпкина
Конспект урока литературы в колледже. Нравственная проблематика рассказа Екимова «Фетисыч»
Методические материалы к уроку литературы и литературного краеведения