Веселая школа Андрея Усачева. О юмористической познавательной сказке А. Усачева «Школа снеговиков»
Русские литературные сказки всегда были любимы детьми. В круг детского чтения входили литературные сказки, начиная со сказочной повести А.Погорельского («Черная курица или Подземные жители»), Ф. Одоевского («Городок в табакерке»), сказок А.С. Пушкина, П.П. Ершова, Д.Н. Мамина-Сибиряка, многих авторов 19 века, 20 века. Благодаря творчеству В. Смирновой, А. Гайдара, Ю. Олеши, А. Толстого, Л. Лагина, А. Некрасова, В. Каверина, А. Волкова и др. за сказкой закрепился статус одного из ведущих жанров литературы для детей.
Традиции литературной сказки продолжают развиваться и в 21 веке. Показательно в этом отношении творчество Андрея Усачева, одного из самых известных и популярных современных детских писателей. Его произведения «Оранжевый верблюд», «Малуся и Рогопед», «Сказочная история воздухоплавания», «Жили-были ёжики», «Школа снеговиков», «Чудеса в Дедморозовке», «Приключения „Котобоя“» и другие переведены на многие языки мира. Эти сказки не только развлекают ребенка, но и передают его сложный душевный мир, эстетически воздействуют на него, являются средством воспитания и обучения подрастающего поколения. Показательна в этом отношении повесть «Школа снеговиков».
С одной стороны, это произведение
наследует традиции русского фольклора. Дед Мороз в сказке- это типичный дед Мороз, добрый и мудрый, с мешком подарков. Появляется он в сопровождении своей внучки Снегурочки, красивой и строгой девушки, с длинной косой, в белой шубке. Живет Усачевский Дед Мороз «где-то на Севере» – как жили все Деды Морозы. Причем живет в маленькой деревеньке – он еще и деревенский дед, очень похожий на разных других дедов из адаптированных русских сказок.
Зачин Усачевской повести отсылает нас к хорошо знакомому сюжету: Дед Мороз грустит, оттого что ему хочется быть дедушкой множества маленьких внучат (Снегурочка «уже выросла», и к тому же в ней «талант учительский пропадает»). И вот, в один прекрасный день он решает внучат слепить. Лепит Дед Мороз своих будущих внуков традиционным способом: скатывает комки и ставит один на другой, а потом украшает какими-либо деталями: надевает на голову старый чугунок, или ведерко, или чайник, или морковку…
По мере развития сюжета Дед Мороз начинает приобретать черты школьного директора или очень опытного педагога –новатора. Например, он подсказывает Снегурочке способы мотивации первоклассников на учение (Усачев удачно обыгрывает фразеологизм «вкус к учебе»), показывает, как по отдельным репликам или поступкам можно выявить индивидуальные склонности, интересы каждого («… мальчишки сразу стали рисовать карандашами где ни попадя. А Чайников развинтил парту, и она рухнула посреди урока. .. Говорит, ему интересно, как она устроена. - Значит, им интересно и рисование, и техника…»).
Усачев выступает как новатор - при помощи неологизма «снеговИчки» он создает образы снежных девочек (мальчики - снеговики, а девочки- снеговИчки). Его герои с разными характерами, в этих образах проступают черты реальных девочек и мальчиков. Вот добросовестная, дисциплинированная отличница Косичкина, добряк Морковкин, пожалевший зайца Федьку, изобретатель Чайников… Снеговые мальчишки и девчонки могут проказничать, шалить, попадать в смешные истории…
Старшие дошкольники (в возрасте 5-6 лет) и сегодня часто играют в школу. Психологи советуют поощрять такие игры, потому что они не только «взращивают» детское желание стать учениками, но и помогают сформировать разные необходимые для обучения умения, например, сидеть за партой, поднимать руку, отвечать на вопросы, выполнять задания. То есть закладывают основы будущей школьной социализации.
Изображенная в сказке школа снеговичков по своему «устройству» очень похожа на школу в детской игре.
Но внутри этой игры автор умудряется сообщить детям какие-то действительно серьезные познавательные сведения. О том, например, что такое глобус; о странах, где снег никогда не выпадает; о летающих белках и сумчатых зайцах, и о том, что земля вертится вокруг Солнца и вокруг своей оси. Маленькие читатели вместе со снеговиками осваивают азы грамоты, подбирая слова на нужную букву, счета, решая веселые задачи. Вместе со снеговиками познают устройство подъемника, рассматривают карту звездного неба… В занимательной, игровой форме дети постигают основы знаний. При этом с дедморозовскими учениками происходит множество веселых историй.
Андрей Усачев умеет шутить, и его юмор понятен детям: «Снеговички делать зарядку ленились. Они считали, что красота важнее здоровья. И по целому часу заплетали косички. А кое-кто тайком от Снегурочки натирал щеки свеклой. Только Шапочкина не отставала от мальчишек. – А ты чего за нами бегаешь? Шла бы мазаться свеклой! – сказал ей снеговичок Чугунков. Шапочкина, не говоря ни слова, так врезала Чугункову, что он отлетел на три метра, потерял чугунок и больше вопросов не задавал». Или: «Оставалось самое главное – оживить снеговиков. Дед слазил в погреб и достал оттуда ведро моркови. Морковь эта, разумеется, была необыкновенная. Дед Мороз выращивал ее в своей экспериментальной теплице, и в ней содержалось 33 витамина: А, Б, В, Г, Д… В общем, полная азбука – от А до Я. Включая три волшебных витамина: Ж, Ъ и Ь…»
Есть в тексте и шутки «повышенной степени сложности». Снеговички, например, пишут сочинение на тему «Моя родина Дедморозовка», и одна из особо одаренных снеговичек представляет текст:
«Белая березка
Под моим окном.
Здесь я и родилась.
Здесь мой отчий дом.
Помню Дед Мороза
Я веселый смех,
Как меня слепил он
На глазах у всех…»
Или: «Моя родина – Дедморозовка. Третий сугроб слева…».
Конечно, взрослый, читая ребенку эту книгу, улыбнется, вспоминая и Есенина, и Сурикова. Маленький читатель не сможет увидеть
интертекст в произведении Усачева, но здесь важно другое:
ребенок очень серьезно относится к нравственной тематике, осваивая практическим путем такие понятия, как «Родина», «патриотизм». Так ненавязчиво, доступно, с долей юмора Усачев говорит с детьми на очень важные темы.
«Школа снеговиков» Андрея Усачева – это новаторская сказка- игра, занимающая достойное место в круге детского чтения.
Наталья Терехина, преподаватель колледжа.
Рекомендуем посмотреть:
Литературная викторина с ответами и презентацией, 10 класс
Проблема фольклоризма в рассказе Шишкова "Алые сугробы"
Урок литературы в 10 классе «Поэзия середины ХIХ века». Конспект с презентацией
Контрольно - измерительные материалы по литературе для студентов колледжа с ответами