Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Внеклассное чтение по рассказам Костюнина для старшеклассников

Материалы для уроков внеклассного чтения по рассказам А. Костюнина «Судьба человека — это сам человек…»
«Будущее не предопределено – нет судьбы, кроме той, которую мы делаем сами»,- утверждал Андрей Ларин. А Юлий Цезарь говорил: «Каждый кузнец своей судьбы». На протяжении веков над загадкой человеческой судьбы размышляли ученые, философы, эта тема волнует каждого из нас .Одни считают, что жизненный путь определяют звезды, рок, другие ссылаются на влияние окружающих людей, третьи говорят о необходимости правильного выбора поступка самим человеком, утверждая, что именно он несет ответственность за свое счастье. Эти вопросы волнуют и современного автора Александра Костюнина. Какова его точка зрения? Попытаемся ответить на этот вопрос, обратившись к рассказам «Рукавичка» и «Вальс под гитару».

В рассказе «Рукавичка» повествуется о первокласснике Юрке Гурове, который во время экскурсии в кабинет домоводства украл маленькую рукавичку из альбома. Учительница Алла Ивановна по очереди допросила учеников, обыскала, заставила раздеться. Когда вывернула портфель Юрки Гурова, дети увидели пропавшую рукавичку. Мальчик заплакал. Он говорил, что не виноват. Учительница не поверила Юре, унизила его, назвала его вором. До окончания школы одноклассники над мальчишкой издевались, унижали его, школа для ребенка превратилась в тюрьму.

В девяностых в деревне начались грабежи. Воров, среди них был и Юрка, решили наказать: вывезли к реке и заставили долбить прорубь. Юра не выдержал очередного издевательства и позора. Ночью он повесился в своем сарае.

Автор размышляет о том, почему же так трагически сложилась судьба Гурова, создает образ первой учительницы, на которой, несомненно лежит ответственность за будущее школьника.

Семилетние малыши, впервые переступившие порог класса ,обожествляют обычно свою учительницу. Образ первой учительницы в литературе один из самых теплых , светлых образов ( у Платонова рассказ «Еще мама»). Первая учительница Алла Ивановна у Костюнина - недалекая женщина, жестокая, бездушная, облеченная властью. Она совершает недопустимое: устраивает публичный допрос и обыск ребятишек, растаптывая их человеческое достоинство, ни минуты не сомневаясь в собственной правоте: « Алла Ивановна степенно встала..». « цепким взглядом прошлась по каждому».., « зло процедила».., « хлестко скомандовала»… эпизод допроса и обыска превращается в избиение душ, в публичную нравственную казнь, не случайно он является центральным в рассказе. Читатель вместе с малышами переживает трагедию позора и унижения, еще более безобразную оттого, что происходит она в святая святых - школе, и разыгрывает эту трагедию второй после мамы человек – учительница. Мы видим беспомощную первоклассницу Светку Кондроеву, которая , как загипнотизированная идет к учительскому столу под цепким взглядом Аллы Ивановны « не мигая», « безвольно» .И вот перед всем классом вываливается содержимое портфеля вместе с куклой, что вызывает смех: « Ха, вот дура!..Ляльку в школу притащила..» Светка безропотно раздевается, показывая всему свету дырку на колготках с выглядывающим розовым пальчиком. И наконец, на шее у нее обнаруживается нательный крестик. Личное, тайное предательски обнажается для всеобщего обозрения. Чистота и невинность снова возведены на Голгофу.

Выразительные детали характеризуют и состояние ребенка, над которым совершено моральное насилие, и авторское отношение к происходящему: кукла застыла «в неловкой позе» - неловко не за Светку, притащившую куклу в школу - неловко за учительницу, унижающую ребенка. И не только « розовый Светкин пальчик.. торчал, выставив себя напоказ всему, казалось, миру»,- это Светка, пристыженная за негрехи стоит перед всеми как на Голгофе, безвинная страдалица.

Сочувствие к ребенку и одновременно осуждение Аллы Ивановны передается и при помощи лексики: «одежонка», « юбчонка», « шейка», « ножки», контрастных деталей: « Светка стояла босая на затоптанном школьном полу».. , « шлепая босыми ножками… пошла на цыпочках к своей парте». Чистота ребенка среди грязи, пошлости и подлости взрослого мира.

Главным героем рассказа является Юрка Гуров. Это у него из-за майки выпала злосчастная рукавичка. Как она там оказалась, Юрка и сам не помнил. Возможно, поддался минутной слабости, секундному соблазну. Он глубоко переживает то, что натворил: « разревелся во весь голос», «залепетал , от волнения перейдя на карельский язык», « Юркины губы мелко дрожали». Педагог не увидела этих переживаний, не заметила раскаяния и при всех, сразу же вынесла приговор : « Вор!» Вместо того, чтобы поддержать росток очищения и добра, выразить уверенность в дальнейшем правильном пути ребенка, растоптала духовные устремления мальчика. Слово «Вор» стало клеймом для него и всей семьи. Оно определило дальнейшую судьбу малыша, для которого школа обернулась заточением. Мы не знаем, воровал ли Юрка в 90- е. В произведении приводится аргумент: «Кто в нашей деревне не знал их по именам?» Но ведь может быть Юрку записали в воры по привычке благодаря клейму, полученному в детстве? Возможно, действительно поступок и слова учительницы послужили психологическим программированием, и Юрка связал свою жизнь с грабителями. Но второго позора он не вынес.

Автор - рассказчик не снимает вины за гибель Юрки и с себя. Это он вместе с другими одноклассниками превращал каждый день пребывания Юрки в школе в пытку. Он, как и другие, ничего не сделал, чтобы помочь мальчику обрести человеческое достоинство, почувствовать себя человеком. Боль вины не покидает его: « Юрка, Юрка… твоя судьба для меня – укор… И чувство вины растет… Но заглушать эту боль я почему-то не хочу…» Неутихающая душевная рана - за чувство причастности к преступлению, совершенному взрослыми, наказание за детское равнодушие.

В рассказе "Вальс под гитару" школа, учителя вначале воспринимаются и героем, и читателями так же негативно, как и в рассказе «Рукавичка». Школьные неудачи, жестокое отношение учителей, их непонимание внутреннего мира ребенка, его страданий чуть не приводят к самоубийству: «Я …очень плохо учился. Не понимал. Принимался зубрить. Не прилипало. То же самое по баяну: ну орет на меня училка – хоть ты что… Дома мать исходит на крик – и за двойки, и за баян. Я даже ножик брал, приставлял к руке…» Вызывают сомнение и методы преподавания Елены Степановны, учительницы по баяну, которые не приводят к успехам в области музыкального образования: «Елена Степановна постоянно придиралась, как ни приду. Мне казалось, что она так орет и цепляется только ко мне… Когда я играю, она задает постукиванием руки по столу верный ритм, но при этом от злости ударяет по нему так, что в столе все подпрыгивает и громыхает…Домой каждый раз тащусь в слезах…» Поведение учительницы меняется после того, как мальчик успешно выполнил задание: «Елена Степановна глядит на меня молча, только головой одобрительно кивает…»Молодец!» - похвалила… Видно, училка сама-то по себе ничего…»

Причиной страданий ребенка было и непедагогическое поведение учителей (орут, т.е. не уважают, унижают), и неправильное отношение к обучению самого мальчика: «Домашку не сделал…Мне двойка выходит. Опять на меня наорут все…По остальным предметам тоже.» Он жил в состоянии постоянного неуспеха, постоянного унижения, когда человек начинает терять чувство собственного достоинства. Его состояние автор передает, используя стихотворение в прозе, которое является своеобразной внутренней репликой в монологе героя: «Пусть между прикосновениями быстро пролетит день. Чтобы не видеть ничего. Чтобы не слышать никого. Чтобы скорее окутал сон – мой рай… Что такое свет – лучше всегда тьма…» В каком же отчаянии нужно находиться подростку, чтобы разучиться любить жизнь, прятаться от нее либо в сон, либо в смерть, и какими же черствыми, далекими от ребенка надо быть взрослым (учителям, родным), чтобы не заметить, не почувствовать этого отчаяния. Но тяга к добру, к свету, стремление к обретению внутренней свободы, желание раскрыться как личность, реализовать свой творческий потенциал помогли побороть отчаяние, избежать ошибок, встать на правильный путь. Если бы он действительно ушел из школы, не смог бы развивать талант музыканта, дарованный Богом, впустую бы проводил время и кто знает, мог бы повторить судьбу Юрки Гурова из рассказа «Рукавичка». Вера в добро, стремление ощущать себя человеком достойным победили. Мальчик смог сам найти выход из сложной ситуации.

От чего же зависит жизнь человека, его судьба, его счастье?

В первую очередь, от желания самого героя идти по светлому достойному пути, от того, есть ли внутренние духовные силы для того, чтобы преодолеть все препятствия. Конечно, велика роль школы, близких, современников – всех, кто должен укреплять в душах детей веру в добрые, гуманистические начала жизни воспитывать духовную стойкость и милосердие.

Нельзя забывать, что одно из главных назначений живущих на Земле - поддерживать в каждом доброе, светлое начало, помогать быть человеком. Раскаяние - это росток чистоты, устремленности к нравственному совершенствованию. И важно принять, укрепить в душе кающегося этот росток, иначе, растоптав его, мы можем направить человека на путь нового преступления. По мнению А. Костюнина, на судьбу человека влияют многие факторы. Конечно, велика роль обстоятельств, школы, окружающих людей. Но вера человека в свои силы, в добро, в Бога помогает идти по правильному пути к светлой цели, помогает в конечном итоге состояться личности, реализовать свой творческий и человеческий потенциал.

Произведения А. Костюнина помогают сформировать правильное отношение к своей и чужой жизни, серьезно, вдумчиво подходить к выбору поступков и решений.

Будущим педагогам необходимо помнить об огромной ответственности, которая возлагается на школу за судьбы детей, их нравственное и физическое здоровье, за формирование духовно-нравственных ценностей, за их счастливое будущее.

Рекомендуем посмотреть:

Методическая разработка урока литературы для студентов техникума. Серебряный век русского искусства Урок литературы в колледже. Творчество Тряпкина Конспект урока литературы в колледже. Нравственная проблематика рассказа Екимова «Фетисыч» Методические материалы к уроку литературы и литературного краеведения
Традиции Толстого в повести Курочкина «На войне как на войне» | О юмористической познавательной сказке Усачева «Школа снеговиков»
Опубликовано: 542 дня назад (25 октября 2022)
Просмотров: 397
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!