Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Традиции Толстого в повести Курочкина «На войне как на войне»

Л.Н. Толстой и В.А. Курочкин. Традиции классика в современной литературе
Старицкая земля богата своими знаменитыми сыновьями, прославившими ее. Одним из таких людей является наш земляк, писатель В. А. Курочкин. Родился он в деревне Кушниково Старицкого района в крестьянской семье. Здесь прошло детство и отрочество будущего писателя.

Курочкин - участник Великой Отечественной войны. В июне 1942 года был призван в армию и направлен в танковое училище, после окончания которого сражался в составе 3 - й танковой армии 1 - го Украинского фронта.
Самым известным произведением писателя стала повесть «На войне как на войне», вошедшая в золотой фонд русской военной прозы. Повесть была опубликована в 1965 году.

Трудно найти человека, который не был знаком с этим произведением. При внимательном чтении можно обратить внимание на то, что, рассказывая о событиях середины 20 – го века, автор наследует традиции русской классической литературы 19 века, в частности, можно говорить о влиянии Л. Н. Толстого на прозу В. А. Курочкина. Эта тема не освещена в литературоведении, поэтому она отличается актуальностью. Итак, какие традиции Л.Н. Толстого наследует наш земляк В. А. Курочкин в повести «На войне как на войне»?

Вслед за Л. Н. Толстым В. А. Курочкин изображает суровую правду войны.

Вспомним «Севастопольские рассказы». Л. Н. Толстой показывает оборону Севастополя не парадно, «не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развивающимися знаменами и гарцующими генералами, а войну в настоящим ее выражении – в крови, в страданиях, в смерти…»

Мы становимся свидетелями страшных картин: видим докторов с окровавленными по локти руками и бледными, угрюмыми физиономиями, «занятых около койки, на которой, с открытыми глазами и говоря, как в бреду, лежит раненный – под влиянием хлороформа…»

Мы чувствуем на пристани особенный запах каменного угля, навоза, сырости и говядины… Видим тысячи разнородных предметов – дров, мясо, туры, мука, железа и т.п. – кучи лежат около пристани; солдаты разных полков; толпятся тут, курят, бранятся, перетаскивают тяжести на пароход, который, дымясь стоит около помоста.

Без прикрас изображает войну и Курочкин. Уже в самом названии произведения «На войне как на войне» речь идет не о чем-то ярком, грандиозном, выдающимся - напротив, «на войне как на войне» - значит как всегда, обычно, к чему все привыкли, что не вызывает удивления.

Что мы узнаем о войне из повести? Писатель рисует военные будни; «Санин экипаж безвылазно дни и ночи сидел под самоходкой в яме. И только когда начинало темнеть и стрельба с бомбежкой затихали, появлялись с термосами солдаты хозвзвода». «На обочине сидели солдаты-пехотинцы, спустив ноги в кювет и равнодушно смотрели на мчавшиеся самоходки. Гусеницы бросали им в лицо снежную пыль, перемешанную с едким, вонючим дымом. Солдаты не отворачивались. Видно было, что они смертельно устали. Из люка механика-водителя свешивалось безголовое туловище старшего сержанта. Руками он все- таки успел дотянуться до земли…»

Что же такое война? У Курочкина это тяжелый изнуряющий труд, голод, холод и сон урывками. Это грязь, неприятный запах пороха и гнили. Это раны и смерть как привычное явление.

Курочкин наследует еще одну особенность прозы Л. Н. Толстого – «диалектику души», т.е. можно говорить об использовании приема психологизма, изображении движения чувств, эмоционального состояния героев.

Главный герой повести В. А. Курочкина Саня Малешкин – младший лейтенант, девятнадцатилетный паренек, командующий экипажем, члены которого намного старше него. Саня всего полгода на фронте, опыта у него маловато, но подчиненные относятся к командиру с уважением. В. А. Курочкин рисует внутренний мир героя, используя прием психологизма. Мы видим мальчика, попавшего на войну, мечтающего о награде, мечтающего совершить подвиг, который прославил бы его: «На войне младшему лейтенанту Малешкину пока что ужасно не везло. Очередного наступления Малешкин ждал с нетерпением и твердо был уверен, что в конце концов он покажет себя. Всю эту длинную декабрьскую ночь Саня подогревал машину, размышляя о своей злосчастной судьбе, думал о предстоящих боях и мечтал об ордене. У всех ребят в полку были ордена, у Пашки Теленкова – три. А у Малешкина – ни медали, ни значка…»

В романе «Война и мир» о подвиге, о славе мечтает и А. Болконский. "Ведь что же слава? - говорил князь Андрей. - Та же любовь к другим... " Но во время Аустерлицкого сражения стремление к славе приводит его к глубокому духовному кризису. Небо Аустерлица становится для князя Андрея символом высокого понимания жизни.

Настроение молоденького лейтенанта Сани может быстро меняться от отчаяния к радости: «Ничего ему не хотелось делать, и ничто не радовало его, даже предстоящий марш, наступление, бои, к которым он так рвался». Ведь боевая машина неработоспособна. Буквально через полчаса настроение у младшего лейтенанта Малешкина было превосходное. Саню все радовало, даже это хмурое утро. Он готов был расцеловать и веселого наводчика, и умного Осипа Бянкина, а заодно и Гришку Щербака. За то, что механик - водитель в какие - то десять минут устранил такую сложную неисправность, Саня простил ему сразу все грехи и пороки и жизнь снова заиграла радостными красками.

Мы видим, как меняется настроение другого персонажа романа «Война и мир» Пети Ростова, который мечтает участвовать в сражении. «Только вы меня пустите в самую… в главную… Мне не нужно наград… - Ну что вам стоит?» – упрашивает он Долохова. В состоянии восторженной любви ко всему, что его окружает, он предлагает кофейник, складной ножик есаулу, угощает изюмом французского барабанщика, которого прозвали Весенним, заботится о нем…» «Нам – то отлично, а ему каково? Не обидели ли его?... Спросить бы можно, - думал он, - да скажут: сам мальчик и мальчика пожалел. Стыдно будет, если я спрошу? Ну, да все равно!» Внутренний монолог героя передает движение его мысли и чувства.

В повести «На войне как на войне» можно обнаружить еще одну особенность, характерную и для творчества Л. Н.Толстого.

Л.Н.Толстой и В.А.Курочкин используют элементы сатиры в изображении фронтового начальства, тех людей, которые, вместо того, что бы думать об общем ходе военного дела, преследуют корыстные интересы, будь то забота о карьере, достижении власти или личных удобствах. Поэтому у нас вызывает презрение трусливый полковник, испугавшийся разрыва снарядов и не доставивший приказ об отступлении капитану Тушину, или штабные офицеры Калугин, Гальцин, барон Пест, живущие в осажденном Севастополе в роскоши и презирающие солдат и их командиров, сражающихся на передовой. Напротив, есть те, кто понимает и уважает солдат, живет интересами армии и Отечества, заслуживает любовь автора и читателей. Таков Кутузов, Болконский, которого называли «наш князь», капитан Тимохин…

В повести Курочкина мы знакомимся с разными командирами. Видим, как страдает от черствости, жестокости и недальновидности капитана Сергачева Саня. И как рад он урокам человечности и доброты мудрого полковника Овсянникова. Издевательски смеется автор над тыловым майором Дядечкой, который занял на ночлег избу, предназначенную экипажу СУ – 85, обрекая воинов ночевать в холодной машине. Экипажу Сани пришлось буквально его выкуривать, пуская выхлопные газы самоходки в окно дома. Мы видим, как смешон Дядечка, суетливо размахивающий руками и бегающий вокруг боевой машины, пытаясь ее остановить.

Подлинным героем сражений является солдат – такую истину утверждает Л. Н. Толстой. Неслучайно любимому персонажу Толстого Пьеру Безухову накануне Бородинского сражения хочется быть «солдатом, просто солдатом». Эту идею наследует и В. А. Курочкин. В трудном бою наши части одержали победу именно благодаря экипажу Сани, мужеству солдата Громыхало и их товарищей. В небольшой по объему повести много действующих лиц, и в основном это солдаты или младший офицерский состав.

Пейзаж как составляющая композиции и у Толстого, и у Курочкина играет особую роль. Природа может сочувствовать персонажам, осуждать людей за кровопролитие, передавать настроение и даже движения мысли героев. У Толстого это знаменитое описание весеннего дуба в восприятии А. Болконского. «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого доверия и горя – ничего не было видно. Сквозь жесткую столетнюю кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их. …»

В повести Курочкина пейзажных зарисовок немного. Обращаем внимание на одну из них: «Неподалеку рос молодой дубок. Он так крепко держался за землю и так был жаден до жизни, что не уронил ни одного листка. Тонконогий, стройный, он стоял посреди дороги, вызывающи вскинув лохматую рыжую голову. Земля вокруг дубка была изъезжена, испахана, искромсана. Его пощадили и снаряды, и бомбы, и танки, и колеса машин, и солдатские сапоги.» Дубок здесь как символ молодой жизни, непобедимый в стремлении выстоять во что бы то ни стало, победить обстоятельства, одолеть врага.

Итак, можно убедиться, что писатель двадцатого века В. А. Курочкин действительно наследует традиции, представленные в творчестве Л. Н. Толстого, а именно: изображает суровую правду войны, использует прием психологизма, элементы сатиры, пейзаж как особый фрагмент композиции, утверждает мысль о том, что главным героем сражений является солдат.

Таким образом, несмотря на то, что Лев Толстой и Виктор Курочкин писатели разных эпох, в их творчестве мы находим много общего. И это закономерно, потому что движение к новому происходит через освоение опыта и достижений прошлого.
Терехина Н.В., преподаватель Старицкого колледжа.

Рекомендуем посмотреть:

Методическая разработка урока литературы для студентов техникума. Серебряный век русского искусства Урок литературы в колледже. Творчество Тряпкина Конспект урока литературы в колледже. Нравственная проблематика рассказа Екимова «Фетисыч» Методические материалы к уроку литературы и литературного краеведения
Экологическое воспитание в детском саду. Лесли Риис и его повесть «Тихоня. Повесть из жизни утконосов» | Внеклассное чтение по рассказам Костюнина для старшеклассников
Опубликовано: 817 дней назад (28 сентября 2022)
Просмотров: 543
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!