Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Экологическое воспитание в детском саду. Лесли Риис и его повесть «Тихоня. Повесть из жизни утконосов»

Лесли Риис и его повесть «Тихоня. Повесть из жизни утконосов»
Современные программы по литературному чтению предполагают знакомство юных читателей с произведениями Лесли Рииса. Уже в детском саду детям читают отрывки из сказочной повести «Тихоня. Повесть из жизни утконосов» Это произведение можно отнести к жанру научно-познавательной сказки. В чем же ее особенности?
Действие сказки происходит не в сказочном, а в реальном австралийском лесу на берегу реки. Главной героиней является маленькая Тихоня. Это самочка утконоса, только что вылупившаяся из яйца. В сказке нет фантастических персонажей, нет волшебных предметов и превращений, волшебных ситуаций. Автор описывает реалистически внешний облик, жилище животных, их образ жизни, способ добычи пищи, повадки. Мы видим нору, в которой появились на свет Тихоня и ее братик Спир, узнаем, как выглядят новорожденные утконосы. Следим за их взрослением, обучением, подготовкой к взрослой самостоятельной жизни. Таким образом, можно было бы отнести это произведение к жанру реалистической повести. Но прием антропоморфизма, который использует автор, несомненно, является основным жанрово- определяющим признаком сказки.
Риис очеловечивает семейство утконосов. Он дает им имена, наделяет характерами.
В начале сказки Тихоня и Спир похожи на маленьких детей: «…утконосы играли друг с другом, катались и боролись на мягком настиле из травы, веток, тростниковых корней и шелковистых, тонких, как папиросная бумага, листьев речного дуба...».
Как и все дети, они боятся остаться одни, без мамы, поэтому « на душе у Тихони было неспокойно…». Они бурно радуются всему новому: новой пище, первому выходу из норы, первому купанию и нырянию, первой добыче.
Они даже разговаривают, как люди. Сказка насыщена их диалогами. Например:
- Слишком долго была подводой, а? - спросил отец спокойно. – А где твоя добыча?
- Я…я…я выронила ее, - ответила Тихоня чуть не плача.- Такой хороший червяк!
Как люди, в сказке Рииса животные испытывают различные оттенки чувств.
Отец «сурово смотрел на детей и наконец произнес…. В голосе его слышалось нетерпение… - Не перебивай! – строго заметил отец… - Ныряйте! Строго прикрикнул тот…» Он подробно рассказывает, как надо нырять, как находить пищу под водой, учит правилам безопасности.
Так создается образ строгого отца, который обучает детенышей очень важному делу.
Тихоня может выражать радость, быть робкой, может испугаться, предчувствовать опасность. Она испытывает нежные чувства к маме, навещает ее, когда устраивается на новом месте, жалеет больную маму, скучает по брату Спиру.
Прием антропоморфизма используется и для изображения других животных: « С дерева на нее удивленно глянула сорока: откуда, мол, здесь такое? … А кролик, выскочивший из кустов, прямо-таки остолбенел….»
Сказка имеет несказочный сюжет. События, описываемые автором, связаны с основными этапами жизни утконосов. И здесь реалистические детали имеют огромное значение: маленькие читатели узнают, как выглядят утконосы разного возраста, как меняется окрас их шерсти, для чего им надо расчесывать шерсть каждый вечер перед сном, для чего закрывать глаза под водой. Узнают, как животные находят пищу и что едят, какие опасности подстерегают их, как самцы борются за своих подруг.
Несомненно, сказка имеет большое познавательное значение.
Кроме того, автор учит детей бережному отношению к природе, учит видеть красоту окружающего мира.

Превосходны небольшие пейзажные зарисовки, например: «Вдоль крутого берега заводи стояли речные дубы, тени от них падали на воду, а середина реки горела золотом и сверкала жемчужно- серым отливом в лучах заходящего солнца…». Этот и другие пейзажи мы видим глазами Тихони.
Риис с осуждением говорит о людях, которые ради собственной прихоти или для получения выгоды готовы уничтожить животных. Автор даже не наделяет именем того, кто поймал Тихоню и посадил ее в цистерну с водой, называет негодяя просто - Человек. Оказывается, Человек погубил уже не одного утконоса. Его жена с сожалением говорит: « Но ведь утконосов нельзя держать подолгу! Сколько раз ты пробовал, и все они умирали от голода и тоски…!» К счастью, Тихоня проявила стойкость, целеустремленность, ум, она смогла перехитрить Человека и выбраться на волю, добралась до родной норы, и все для нее закончилось благополучно. Но этот эпизод заставляет юного читателя задуматься о необходимости бережного отношения к природе, учит любить животных, бережно относиться к ним.
Особенности этой и других сказок Рииса заключается в соединении описания природных физиологических свойств животных с похожими детскими чертами характера, поведения. Сказки австралийского писателя отражают его понимание детской психологии, его интерес к проблемам нравственного и экологического воспитания подрастающего поколения.
Наталья Терехина, преподаватель Старицкого колледжа.

Рекомендуем посмотреть:

Формирование бережного отношения к родному краю у детей старшего дошкольного возраста Сценарий экологического праздника в детском саду, посвященного Всемирному дню Воды Формирование экологической культуры личности ребёнка-дошкольника Экологическое воспитание младших дошкольников

Похожие статьи:

Игры и упражнения по экологии в старшей – подготовительной группе

Сюжетно – дидактические игры по окружающему миру в детском саду. Средняя группы

Роль сказки Синклера «Гномобиль» в экологическом воспитании дошкольников | Традиции Толстого в повести Курочкина «На войне как на войне»
Опубликовано: 892 дня назад (28 мая 2022)
Просмотров: 701
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!