Роль сказки Э. Синклера «Гномобиль» в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
Автор: Терехина Н.В., преподаватель Старицкого колледжа
Вопросы осуществления экологического воспитания в дошкольном образовательном учреждении особенно важны. Ведь как раз в возрасте 3-6 лет закладываются основы мироощущения детей. Поэтому наряду с получением первоначальных знаний об окружающем мире необходимо воспитывать эмоциональную отзывчивость и бережное отношение к живой и неживой природе, умение видеть красоту мира и восхищаться этой красотой.
Задачи экологического и нравственного воспитания реализуются в разных видах деятельности, в том числе и в процессе приобщения детей к художественной литературе.
Традиционно в программах по развитию речи в ДОУ указаны произведения В. Бианки, М. Пришвина, В. Чарушина, Н. Сладкова, И. Соколова-Микитова и других авторов. Появляются и новые имена.
В этом отношении заслуживает внимания сказочная повесть американского писателя Э. Синклера «Гномобиль». Сказка была написана в 1936 году.
Действие происходит в Калифорнии во второй половине 30-х годов. Главная героиня, девочка Элизабет, впервые попадает в настоящий лес, состоящий из гигантских секвой.
Элизабет – городской ребенок, она живет в Нью-Йорке. Лесное путешествие мы воспринимаем ее глазами. «Деревья-гиганты словно выходили ей навстречу одно за другим, и каждое новое дерево было еще прекраснее предыдущего; они точно околдовывали и манили ее в глубь леса…»
Элизабет очарована необыкновенной лесной красотой. Автор как будто обожествляет деревья: « И вот они уже в лесу, сотворенных из самых больших и удивительных созданий на свете… Ее взгляд устремился к небу, скользя по коре гигантской колонны, которая становилась все краснее и краснее по мере того, как удалялась от земли и тянулась вверх, вверх, чуть ли не достигая крыши вселенной...»
Синклер описывает секвойи, обычные для американской флоры. Для российских детей это чудесный сказочный лес. В этом лесу происходит неожиданная встреча Элизабет с гномом Бобо, которому всего сто лет. Его дедушка Глого, которому тысяча лет, не разрешает Бобо разговаривать с людьми, считая их врагами, потому что они
вырубают леса («…Они убивают деревья! Они сводят леса, а это означает смерть…») Когда уничтожают леса, пропадает всякая живность. Улетают птицы, гибнут животные. Вот и гномов почти не осталось: только Бобо и его дедушка. «Гномы просто исчезли… это оттого, что вырубают леса», - утверждает старик.
На автомобиле Ронни, юного дяди Элизабет, герои отправились на поиски других гномов. Они объездили все окрестные леса, но ни в одном их следов не обнаружили. Тогда, чтобы найти соплеменников, решено было отправиться в реликтовые высокогорные заповедники, а заодно и поискать невесту для Бобо, чтобы род гномов не прекратился. Много приключений пришлось пережить им на своем пути. Но в конце концов Бобо напал на след сородичей. Правда, жили они в горах, в пещерах, но происходили из Калифорнийских красных лесов. Там Бобо нашел себе невесту. Элизабет и Ронни трогательно попрощались с маленьким другом. Они решили встретиться через год. А на прощанье Элизабет дала клятву: «Когда я вырасту, я буду помогать тем, кто спасает леса, и постараюсь, чтобы в них опять поселились маленькие гномы.»
Проблема, которую поднимает Синклер в этой повести, актуальна и в наши дни. Исчезновение лесных массивов, хищническое, варварское вырубание огромных участков- это современное бедствие мирового масштаба. Автор с горечью и возмущением говорит об исчезновении целой экосистемы в результате техногенного воздействия человека. Мы знаем, что за последние годы и в нашей стране произошли очень серьезные экологические катастрофы, особенно в районах добычи нефти и газа. Поэтому как никогда остро стоит задача воспитания бережного отношения ко всему живому на земле.
Автору удалось в сказочной форме выразить очень важную мысль: жизнь живого существа, будь то человек, животное, растение,- бесценна. Синклер учит маленького читателя не только с любовью относиться к природе, но и заботиться о тех, кто слаб, о своих родных и друзьях. Девочка заботится о новых знакомых , как о детях. Вместе с Ронни покупают малышовую одежду, посуду, все необходимое для гномов в путешествии, старается делать все, чтобы ее подопечным жилось комфортно и спокойно, переживает, когда гномов украли, разыскивает их, принимает самое деятельное участие в их судьбе. На примере Элизабет и Ронни юные читатели учатся дружить, любить, быть заботливыми.
Синклер рассказывает о мире разумной цивилизации, которую создали не люди, а гномы. В этом мире не приносят ущерб живой природе. Все необходимое: питание, одежду, предметы быта, транспорт и т.д. обитатели этого мира делают из камня. В этом мире царит гармония.
В переводе на русский язык И. Токмаковой книга интересна еще и тем, что
замечательный «гномский» язык, созданный переводчицей, заставляет и улыбнуться, и задуматься, вызывает восторг у маленьких читателей.
Сказка, несомненно, имеет огромное значение как в области экологического, так и нравственного воспитания, способствует развитию интеллекта, речи, воображения, чувства юмора детей, имеет огромный познавательный потенциал.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по экологическому воспитанию в средней группе
Педагогический проект для детей 2-4 лет«Солнышко на ножке»
Конспект НОД в средней группе по теме Осень
Экологический проект во 2 младшей группе
Похожие статьи:
Экологическое воспитание детей дошкольников
Викторина для старших дошкольников по теме: Полезные растения
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Невидимка-воздух
Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по теме Витамины
Конспект занятия по экологии в старшей группе