Методические материалы по литературе. «Не устану любить этот мир…». О творчестве Александра Кашина
«Так какие же книги для внуков и правнуков наших мы возьмем с собой в будущее?» Такой вопрос звучит в очерке «Размышления российского гражданина зрелого возраста» писателя Александра Кашина, чье творчество давно уже получило признание и в Москве, и в Тверской области, и в других регионах страны. А действительно, какие?
Александр Кашин не только анализирует состояние новейшей литературы, но и сам создает книги, которые формируют систему ценностей, составляющих основу мировоззрения русского человека.
Александр Афанасьевич Кашин родился 19 августа 1941 года в семье офицера Военно-Морского флота СССР. Огромное влияние на формирование его личности и развитие поэтических способностей оказал учитель литературы Алексей Захарович Дмитровский – руководитель литературного кружка и инициатор создания школьного рукописного журнала «Литературное слово». После окончания средней школы в г.Светлогорске будущий писатель работал в порту на Балтике, на судостроительном заводе, трудился в геологических экспедициях. Затем, окончив Московский Энергетический институт и работая в Пусконаладочном Управлении «Спецэлектромонтаж», он исколесил всю страну, участвовал в создании космических стартов в Байконуре. Поэтическим творчеством занимался в течение всей жизни. Публиковаться начал рано – ещё в школьные годы его стихи появлялись в районных и областных газетах Калининградской области. После завершения производственной деятельности, будучи уже Заслуженным изобретателем СССР и Заслуженным энергетиком Российской Федерации, он посвятил себя литературному творчеству. Один за другим вышли в свет его сборники:«Бесшумный полет совы» (2004 г.), «Полет совы непредсказуем» (2008 г.), «Сова над автомагистралью» (2011 г.), «Прощайте, печальные совы» (2014 г.), содержащие не только лирику, но и публицистическую прозу, которую можно охарактеризовать двумя словами –о времени и о себе. В 2009 году был принят в Союз писателей России.
Погружаясь в художественный мир Александра Кашина, понимаешь, что для него является важным, незыблемым. В центре его поэтического мироздания находится Вселенная. Автор утверждает, что Земля, на которой мы родились, прекрасна («…Но этот свет прекрасней всех других …»), что жизнь, несмотря на горе, беды, страдания, сама по себе уже ценность. Он учит видеть красоту каждой веточки, листка, речушки, любимых глаз и добрых рук, слышать прелесть в шуме ливня, завывании метели или осенней тишине.
…А наутро
Обрушилось солнце в окно.
Пылинок порхающих пудра
Толклась на свету толокном.
Рассвет был спокойным и мудрым.
Он тихо шепнул мне: Проснись.
Смотри – все, как прежде, прекрасно.
Смотри – не кончается жизнь,
Смотри – твои страхи напрасны.
Шел день вдохновенный и ясный.
Или:
Не устану любить этот мир,
Эту землю, деревья и травы,
Небо в проймах озоновых дыр
И закат в напряженье кровавом…
Жизнь – это всегда движение к светлому, лучшему. Порой через преграды, преодолевая препятствия, даже совершая подвиги, лирический герой устремляется к высокой цели:
Только вперед. Только вверх. На вершины. По скалам.
По ледникам, прорубая ступени во льдах.
Первым идущего скалы встречают оскалом,
И ждут возвращенья цветущие вишни в садах.
Образ дороги является сквозным образом произведений, а мотив движения – одним из определяющих. Уже в названиях сборников используются слова «полет», «автомагистраль», и многие стихотворения насыщены лексикой со значением движения: «крылья», «паруса», «лыжня», «шиверы», «перекаты», «переправы», «мчаться», «выбегать»… и даже посвящение в третьем сборнике: «Юности, летящей в жизнь, посвящаю».
Многие его стихи носят явно философский характер. Наследуя традиции русской классической литературы, в частности, А.С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, А.А. Фета, Александр Кашин говорит о вечности жизни, о бесконечном её преобразовании и продолжении в потомках.
…Все уйдет. Непреходящим будет
Чудо оживающей природы.
Утомленные в заботах внуки
Будут так же маю удивляться,
Жадно слушать вечной жизни звуки
И весенним чудом умиляться.
Или:
Не страшит меня сумрачный тлен.
Все дела остаются нетленными.
И являются внуки взамен,
На свершения благословенные –
Им в рассветы нырять незабвенные.
Человек в поэзии Александра Кашина живет в гармонии с миром, ощущает себя частичкой Вселенной, в которой есть звезды, луна, деревья, птицы, рыбы… Счастливое состояние его – быть слитым с природой, Космосом, а значит, принадлежать вечности: «Лицо омоет грозою летней, // И снова я с природой буду слит».
Опрокинулся навзничь в траву –
Уплывают и боль, и страдания.
Вижу странные сны наяву:
Я – Вселенная, Я – Мироздание,
Я – незримый космический свет,
Я – пылинка в просторах безмерности…
Или:
Вдалеке блестит, струится
Горизонта линия.
Снизу рыбы, сверху птицы,
А посередине – я.
Книги нацеливают читателя на серьезные размышления.
Первый и второй сборник открываются философскими стихотворениями о смысле жизни: «Что я есть на Земле? Для чего в этот мир я явился?» (Первый сборник), «Явившись случайно в ваш мир беспокойный, // Где ужасы, горе, страданья и войны, // Я буду устало бродить по траве, // Пытаясь во всем разобраться…» А в конце стихотворения – оптимистическое утверждение:«Потом я бесследно уйду. //Найду ль, что искал я? Найду!» (Второй сборник). Таким образом определяется сквозная тематика книг. И мы, читатели, обращаясь к произведениям Александра Кашина, вместе с ним находим ответы на важнейшие вопросы бытия.
Красота окружающего мира запечатлена во многих стихотворениях, посвященных родной стране. Родина – несомненная ценность, важнейшая для каждого.
Тема Родины рассматривается в нескольких аспектах – географическом, историческом, духовном.
Автор создает образ любимой державы, раскинувшейся от Балтики до Курил. Вместе с ним мы встречаем утро в порту и видим, как «румяный краешек зари //Повис над морем лентой узкой», любуемся в Заполярье « отливающими желтизной» облаками, «На Таймыре, в отрогах Бырранга» слушаем тревожную песню нганасанки, «Укрывшись чемоданами // От солнца, как от зверя, // Ждем оказии»под испепеляющим среднеазиатским солнцем, покоряем вершины Памира и Саян, ловим морских звезд, морских ежей и медуз в Японском море, прислушиваемся к журчанию воды и сплавляемся вдоль берегов речек Кушалки, Кашинки, Ивицы, Волосты, Лосьминки, Угры, Волгуши, Волги…, знакомимся с Новгородом, Тверью, Владимиром, Старицей… –большими и малыми городами России. Постепенно в сознании читателя складывается представление о великой стране, каждый уголок которой по-своему замечателен, неповторим.
С гордостью пишет автор об историческом прошлом Родины, о славных победах русских воинов: «Ложились костьми на Руси // Тевтонцы, монголы и шведы» (цикл «Русь моя»). В цикле к 200-летию Бородинского сражения создает сложную структуру времени – вспоминает и о Куликовской битве, и о войне 1812 года, и о Великой Отечественной войне: «Вот чутко дремлет поле Куликово…, А вот вздыхает Прохорово поле…, Поля, поля… На Бородинском поле…Наполеон …. Нацелил пришлые штыки». Очень важна и в историческом, и в духовном аспектах тема Великой Отечественной войны, звучащая во многих стихотворениях. Некоторые из них объединены в цикл «Рассказы про войну»: «Монолог летчика, идущего на таран», «Деревенский старик», «Рассказ старого солдата», «Фотокарточка 1943 года» и другие. Интересно, что в этот цикл, включены и стихи о Чеченской войне. Есть и произведения о событиях новейшей истории:
Вновь Крым – линкор непотопляемый –
Взметнул над морем флаг российский…
Пусть с матерью своей державною
Он разделен проливом узким,
Крым одержал победу главную –
Он снова стал, как прежде, русским.
Так происходит совмещение временных пластов, настоящего и прошлого России.
Молодость автора совпала с периодом конца 50-тых, 60-тыми годамиXX-го века, когда каждый день СССР был отмечен необыкновенными успехами во всех областях экономики, народного хозяйства, открытиями в различных сферах науки. Это и освоение целины, и полеты в космос, и покорение новых просторов Сибири, Дальнего Востока, Арктики.
Я счастлив, что я это время застал –
Хватило подаренной жизни,
Когда шлифовался граненый кристалл –
Сияющий образ Отчизны,
Когда из невежества, мрака, разрухи
Творцы и дворцы вырастали.
Держава, пройдя через наши руки,
Делалась крепче стали.
Если история от легендарной Киевской Руси до периода Советской страны вызывает преклонение перед стойкостью народа, побеждавшего врагов, перед знаменательными достижениями государства, то
о настоящем автор пишет с горечью и тревогой. Умирающие деревни («В моей деревеньке убогой»), «дали просторные, зарастающие ольхой и осиной» («За печальной деревней Баканово), «всюду разбой, грабежи и разруха…» («Первому президенту»)… Гражданская лирика автора явно наследует традиции Н.А. Некрасова и В.В. Маяковского. Это проявляется и в гневном обличении пороков современной действительности, и в агитационной направленности, и в особенностях поэтики: использовании риторических вопросов, восклицаний, оценочно-экспрессивной лексики: «Где же ты, Петр, и Великий, и Первый?//Встань и яви государеву страсть…», «Поднимись над простором, Россия, // И стряхни нечисть смутных времен…» (из цикла «Русь моя…»), «Трубачи, трубите общий сбор. // Звонари, в колокола звоните. // Поднимайтесь, люди, жадный вор// Грабит Родину, пока вы спите…»
Холод сковал и движенья, и рот –
Трудно подняться и крикнуть:
«Да просыпайся же, русский народ,
Стае от наших ворот – поворот!
Как удалось ей проникнуть?!»
Мы в полусне можем Русь потерять…
Где же отважные лица?
Стихотворение «Спасет ли наш мир красота?», где эпиграфом использованы строчки Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть,// Но гражданином быть обязан», заканчивается выводом:
Спасет ли наш мир красота?
Судить да рядить можно долго.
Спасти может лишь высота
Гражданского долга.
Автор видит недовольство людей навязанными им Западом новыми порядками, сомнительными «общечеловеческими» ценностями, верит в непокорность, в непобедимую духовную силу народную, способную возродить былую мощь и славу страны.
Мне горько, что время лихое настало,
Но верю – хватит мне жизни
Увидеть в сверкающих гранях кристалла
Воспрянувший образ Отчизны.
Или:
Не покорность зреет – протест растет
Против воров, страной торгующих.
И расплата их уже завтра ждет…
Нельзя не заметить, насколько сильно чувство любви лирического героя к Родине, как глубоко он скорбит вместе с ней, переживая ее беды как свои, личные. Такое искреннее, интимное отношение заставляет вспомнить Александра Блока.У Блока: «О Русь моя! Жена моя!..», у Кашина: «Ты больна, дорогая. Твердят мне, что неизлечимо…». «Дорогая»– так обращаются к родному, близкому человеку.Себя он называет сыном Отчизны:
И пока мы живем – твои кровные дети – мы верим,
Что ты снова воспрянешь, печальная Родина наша.
Перекличка с Блоком, даже дискуссия слышится в стихотворениях «Недоумение», «Нет, мы – не скифы, мы – не азиаты…», «Откуда ж столько взялось воронья…» и др. Понятен ему и оптимизм Блока:
Весна беспредельна.
Приволью – не видно конца.
И только такими
Я жизнь и весну принимаю.
(Вспомним блоковское:«Узнаю, тебя, жизнь, принимаю//И приветствую звоном щита»).
Есть в сборниках и стихи, посвященные теме малой родины. Они особенно проникновенны, насыщены замечательными образами, конкретными деталями: «Ворчливая речка Крутица // Все так же грызет известняк…», «А избы мне машут платками //Исхлестанных ливнями крыш…», «Фиолетовые тени на снегу// Отпечаток птичьих лапок стерегут…», «В дорожной шелковой пыли // Устало ветры прилегли…», «Озера голубого льна // Ловили неба синь…». Малая родина – это деревни Баканово и Крутицы, город Старица, Тверская глубинка. Именно здесь, как в капле воды, отразилась история России, здесь осмысливается прошлое и (как уверяет нас автор) начинается будущее. Именно здесь лирический герой чувствует себя по-настоящему счастливым: «Я суету столичную // На жизнь в уездном городе // отныне променял…». Ему милы и дороги лесные тропинки и овраги, болота, краснеющие клюквой, и табуны лошадей на просторах полей. И, конечно же, люди, родившиеся и живущие на этой земле.
Лирический герой является плотью от плоти народа, его частичкой («Мой род крестьянский очень древний…»), и автору легко удается создать духовный облик страны, выявить то общее, что всегда объединяло и сплачивало русских людей. Конечно, это, прежде всего, патриотизм, уходящий корнями в былинные времена. Это совестливое в высшей степени, нравственное отношение ко всему происходящему. Это радость бескорыстного труда на благо Отчизны. Это счастье любви, семьи, дружбы. Обращаясь к повзрослевшим друзьям детства, он говорит, что они
Так же любили работать взахлеб.
Вовсе не ради презренной монеты
Спину горбатили, морщили лоб…
А упоминая современных «новых русских», пишет:
Им не понять восторженного братства,
«Пахавшего» на благо всей страны,
Не знавшего стяжательского зуда…
Давай-ка вспомним молодость, дружище…
Ведь на счетах у нас лежат не тыщи,
А радость вдохновенного труда.
Без «вдохновенного труда», причем любого – и самого простого, крестьянского – немыслима человеческая жизнь. Труд является основой нравственности. «Трудись на совесть», «Трудись с душой», — такие заветы мы слышали от наших родителей.В этих наказах – главное условие будущей счастливой жизни: ведь тот, кто не боится работы, любит трудиться, кто честен и совестлив, тот раскрывает в себе искру божию, являясь самодостаточной личностью, достойной уважения и любви.
Землицу пахать завещала мне мать
Да избы рубить – чтоб с размаха,
Чтоб к вечеру руки с трудом поднимать,
Чтоб солью от пота рубаха…
Труд делает человека бессмертным, как дает ему бессмертие и семья, подрастающие дети, внуки. Семья – одна из важнейших ценностей на Земле.
Счастье с радостью нагрянут
Ясной осенью, когда
Облетят листвой багряной
Ваши зрелые года
И когда вам ваши дети
Смогут внуков принести.
Счастья большего на свете,
Уверяю, не найти…
Все эти качества свойственны поколению автора, чьими руками строились новые заводы, прокладывались железные дороги сквозь тайгу, отправлялись в космос ракеты и спутники.
По сути, стихи Александра Кашина – это одна большая поэма о жизни его современников. И если гражданская лирика имеет черты публицистичности, то стихи, посвященные сверстникам, носят романтический характер. Лирический герой этих произведений – человек необыкновенной силы и отваги, благородства, способный преодолеть трудные горные перевалы и речные пороги, готовый пожертвовать собой ради Отчизны, ради любимых и друзей. В таких стихах, как «Стремясь проникнуть в тайны мира…», «Полярный вальс», «Сон в палатке…» «Если б в горах я не был…», «Забудем ненужные ссоры…» и др. используются гиперболы, романтические пейзажные зарисовки, традиционно присущие романтизму образы моря, океана, паруса:
Если б в горах я не был,
Где льдами сменяется зной,
Я бы не трогал неба
Над головой рукой…
И не изведал бы силы
Срывающихся лавин…
Или:
Мы ходили на веслах – вскипала вода бурунами.
Мы ходили под парусом – пела за бортом вода.
И дожди низвергались, и плавилось солнце над нами,
И Полярная ночью маршрут освещала звезда.
Мы дышали ветрам и росистого майского луга.
В наших душах бродячих бескрайние дали цвели…
Эти стихи как будто излучают энергию молодости, свободной, как вольная птица, как парус, как летящий табун; молодости, которой все по плечу; молодости, прекрасной в своих светлых устремлениях и доброй мощи.
Я жаркое солнце в ладонях держал.
Я гладил шершавые спины лавин.
В лицо мне вонзались, как тысячи жал,
Слепящие отблески горных вершин…
Во многих стихах лирический герой совпадает с образом русича – богатыря, умевшего когда-то отстоять свободу своей Родины и теперь готовящегося к новым сражениям. Этот богатырь черпает духовные силы в славных подвигах прошлых лет, будто деды и прадеды незримо подставляют ему плечо, укрепляют веру в победу. Подрастают будущие герои – внуки:
И помните, что подвиг не иссяк.
Вам ваши внуки не простят измену.
Вы сгинете. Пришедшие на смену
Взметнут над Родиной державный стяг!
Не скрывает автор и того, что является основой нравственности, по его мнению. Это ощущение корней, незримой связи со своими предками, чувство ответственности перед прошлыми и будущими поколениями за все, что происходит на земле. Вот он проезжает по провинциальным дорогам и с горечью отмечает, как быстро ширятся сельские погосты, вбирая в себя поколение строителей и победителей.
Я скорость убавлю и съеду с асфальта,
Мотор заглушу у замшелых стволов
И через базары вороньего гвалта
Услышу обрывки неслышимых слов
О том, что надежды мы не оправдали,
О том, что зазря они рвались из жил.
Не эти, другие им виделись дали…
И с горечью обращаясь к ним, шепчет:
Родные мои старики и старухи, –
Шепну я чуть слышно,– нет нашей вины…
И в конце стихотворения:
А если не наша, то чья же вина?
Воспевая любовь к Родине, мечту о высоком подвиге, нежность и верность любви, надежность дружбы, неизбежность преемственности поколений, автор утверждает систему нравственных ценностей, которые являются вечными и отличают человека от других живых существ на планете:
Отвага, Преданность и Честь…
О, русские простые люди,
Пока вы на планете есть,
Россия есть, была и будет…
Смогли ли мы ответить на вопросы, которые задавал себе и нам автор в стихах, открывающих первые сборники?
Наверное, да. «Что я есть на Земле? Для чего в этот мир я явился?» В чем смысл жизни?
Читая книги Александра Кашина, понимаешь, что
смысл жизни – в самой жизни, прожитой достойно и светло, в гармонии с миром и своей совестью, в единстве со своим народом, в возможности нести добро и любовь людям, стремиться к высоким целям. Эти книги, несомненно, можно брать внукам в будущее, чтобы оно действительно стало светлее.
Наталья Терехина
Рекомендуем посмотреть:
Урок литературы в колледже. Творчество Тряпкина
Материалы для изучения поэмы А. Ахматовой «Реквием» на уроках литературы
Контрольно - измерительные материалы по литературе для студентов колледжа с ответами
Тема взросления в повести Курочкина «Короткое детство»