Методические материалы к уроку литературы для старшеклассников. Тема взросления в повести В.А. Курочкина «Короткое детство»
«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней?..» - писал Л.Н. Толстой. А А.П. Чехов восклицал: « Милое, дорогое, незабвенное детство!»
Тема детства всегда была традиционной для русской литературы и освещалась по-разному в зависимости от исторической эпохи. К этой теме обращались и великие классики, и начинающие писатели. Для многих важно было не только раскрыть внутренний мир маленьких героев, их переживания, открытия и разочарования, таинственный океан души ребенка, самопознание подростка, поиски смысла жизни, но и показать
процесс становления личности, процесс взросления.
Тема детства является главной и в повести нашего земляка В.А. Курочкина «Короткое детство».
Действие повести происходит в годы Великой Отечественной войны в одной из деревень, расположенной за сотни километров от передовой. И хоть «ужасов в Ромашках не видели», -как пишет автор,- но «войну переживали, и переживали очень тяжело…». Мы видим
приметы военного времени: на фронт ушло все мужское население, увели лошадей, поэтому в школу за 30 км возить пятиклассников не на чем, а второй год в четвертом классе они учиться не хотят. Мы видим эвакуированные семьи, блокадных ленинградцев, на станцию приходят эшелоны с солдатами, военной техникой… На почтальона всякий раз смотрят с тревогой: ждут писем с фронта, боятся получить похоронку… « в деревне теперь не играла гармошка, не распевали песен…»
Персонажи повести- ребятишки одиннадцати- двенадцати лет. Несколькими штрихами автор создает целую
галерею портретов: Васьки Самовара, братьев Врунов, Петьки Лаптя, Лильки Махониной, Аркашки…
Главными героями повести можно считать Степку Коршаткина по прозвищу Коршун и Митьку Локоткова по прозвищу Локоть.
Степка Коршаткин- «приземистый, крепко сложенный мальчик, веснушчатый, как галчиное яйцо. У Митьки лоб высокий, лицо чистое, а глаза ясные, добрые. У крутолобого, с хитрыми глазами Степки уже проглядывает воля и характер…» Степка –атаман среди мальчишек, решительный, порой жесткий. Не церемонясь, дрессирует пса Пугая. Собирается убить по просьбе бабки Любы нашкодившего кота Миху, который съел все мясо, напакостил под столом и разбил окно. Митьке жаль кота, он уговаривает друга отказаться от расправы: «Давай ему на первый раз простим… Оттянуть коту смерть он решил даже ценой собственного унижения. – Ну, я очень тебя прошу…»
Митька тонко чувствует настроение других, красоту окружающего мира, он поэт, сочиняет стихи, артистичен, любит читать с выражением.
Это добрые мальчики, способные на гуманный поступок. Они сочувствуют Витьке Семенову по прозвищу Выковыренный (от слова «эвакуированный»), у которого убили отца. Им стыдно выменивать у блокадников из Ленинграда еду на вещи, и они отдают голодающим оставшуюся картошку, осуждают тетку Груню и Лильку, которые совершали грабительский обмен, пользуясь безысходным положением ленинградцев: «За яблоко готова шкуру содрать. Они же от голода помирают. А ты пользуешься их горем…. Крохоборка!»
Для того, чтобы передать
внутренний мир ребят, автор использует
различные приемы психологизма, и, в первую очередь, толстовский прием диалектики души. Вот Митьке, который качал люльку с грудной сестренкой второй час подряд, пришла в голову идея, как успокоить и усыпить Нюшку: он решил изобразить медведя и страшно зарычал. «У Нюшки перехватило дыхание, она съежилась и посинела». Не помня себя от страха, он бросился к двери и столкнулся с матерью. Митька так испугался того, что натворил, что решил навсегда убежать из дома. Целый день вместе со Степкой от делал пушку, но вскоре стемнело, а зимой на улице не переночевать.
Автор использует внутренний монолог героя: «Степке благодать. Вытянут два раза ремнем- и свободен. .. А мне опять лекции… И все из-за кого? Из-за Нюшки. И зачем только она народилась?... Разнесчастный я человек…» Митьке стало так жаль себя, что он решил умереть: «Лягу на снег и замерзну. Вот уж тогда наплачутся…» Но тут оказалось, что окна дома ярко освещены. Это его очень заинтересовало, он толкнул дверь и увидел бабу Любу, которая показывала Нюшке козу. Чувство жалости к себе сменяет радость, переходящая в ликование. Потом появляется сочувствие к маме и страх за ее жизнь. Елизавета Максимовна пишет письмо мужу. Сын наблюдает за ней: «Митька впервые увидел, что мать у него хрупкая и болезненная… Ему стало до слез жалко ее. А что, если она умрет», - с ужасом подумал Митька… он от страха вскочил: - Мамка!-закричал он»…
Автор показывает процесс зарождения и последующего формирования мыслей, чувств, настроений, ощущений героя, их взаимодействие, развитие одного из другого, показывает сам психический процесс.
]Основная проблема, важная для автора в этом произведении,- взросление через войну.
В начале произведения маленькие герои- это обычные дети, порой шалуны, озорники, легкомысленные и безответственные. Вот Степка Коршун собирает ребят для охоты на налимов, несмотря на то, что лед на озере еще не окреп. Его друг Митька Локотков должен сидеть в няньках, но ловля налимов оказывается интереснее, и он бросает плачущую сестренку и убегает к ребятам. Вот они готовят к зиме ледень, чтобы кататься с горки. Вот делают пушку, которая может стрелять камнями, картошкой и снежками, строят снежную крепость и по очереди захватывают ее. Причем, побеждают «фашистов» всегда «наши».
И даже попытка побега Степки на фронт – это тоже проявление незрелости, детскости.
О побеге впервые говорит блокадник Генка: «Ничего, Ируха, выживем. Я в детдоме отъемся и на фронт рвану.— А я? — испуганно спросила Ирка.— А ты пойдёшь в госпиталь, за ранеными ухаживать. Мы все свои силы должны отдать для победы! — заявил Генка и погрозил кулаком.»
После игры в осаду снежной крепости Степка говорит: «Не делом мы занимаемся. Люди на фронте воюют, кровь за нас проливают, а мы, как маленькие, в снежки с Аркашкой играем…» Он тоже задумал тайком добраться до фронта. Но, в результате только отморозил уши и с милицией был доставлен домой.
Сразу после неудавшегося побега на фронт Степка с Митькой решили подготовиться получше, насушить побольше сухарей и весной все-таки осуществить свою мечту. Но вот приходит похоронка на отца, Степкина мать слегла, тяжело переживает смерть мужа, Степку направляют работать в кузницу помогать старому деду Тимофею. Мальчик орудует кувалдой, такой тяжелой, что Митька ее поднять не может. «Коршун схватил кувалду, занес за плечо. Глухо ахнула наковальня, и посыпались искры.. Дед звонко постукивал молоточком, указывал, куда бить. Степка махал кувалдой, искры разлетались брызгами, пластина на глазах растягивалась, меняла цвет…» Мальчик занят очень важным мужским делом, без его помощи старый Тимофей уже не справится. Степка понимает, что он нужнее здесь, в родной деревне, в которой не осталось мужиков. Он говорит Митьке: «…на фронт я теперь не побегу… Потому что все равно поймают и вернут. А потом правильно говорит Выковыренный: «Надо и в тылу победу ковать».
Взросление происходит по-разному. Витька Семенов, у которого мать не оправилась после похоронки и две маленькие сестренки, раньше всех начинает рассуждать, как взрослый. Он старше друзей на год, по математике у него четверка, и Елизавета Максимовна, председатель колхоза, назначает его счетоводом. Мы видим, что и ему хочется иногда поиграть и пошалить. «Слушай, Коршун, дай раз стрельнуть, и я пойду в правление. Дел по горло, валять дурака мне с вами некогда, - просит он Степку. Мы знаем, что с утра до вечера он занят очень важным делом – помогает председателю колхоза в правлении вести счетоводческую работу. По-взрослому ведет он себя и на собрании колхозников, когда обращается к ребятам как равный к равным, говорит о том, что «раз их отцы сражаются на фронте, то ромашкинским ребятам стыдно ничего не делать…. Кто же будет в тылу ковать победу, если все побегут на фронт?»
Постепенно, после того, как ребят распределили по бригадам, каждому дали трудовое задание, меняется сознание детей. Когда подростки поняли, что на них смотрят, как на больших, что они своим трудом приближают победу, помогают тем, кто сражается на передовой, когда увидели, что им начисляют трудодни и уже не только матери, но и сами ребятишки становятся кормильцами семьи, вот тогда появляется и ответственность, и взрослое отношение к жизни.
Меняется и их речь. «Витька…увидев ребят,… встал, засунул руки в карманы и строго спросил, что надо? –Зашли посмотреть, как ты счетоводишь,-сказал Степка. – Прошу садиться…- Витька поставил около стола две табуретки и обмахнул их рукавом. Ребята робко присели. Витька взгромоздился на стул, отодвинул тетрадку, побарабанил по столу пальцами: - Ну… я вас слушаю…- Уж очень ты важным стал….- Должность такая, - не без гордости заявил счетовод…»
В Витьке пробуждается чувство собственного достоинства, уважения к себе и к очень серьезному и ответственному делу, которое ему поручили выполнять.
Степка тоже разговаривает, как взрослый.: «…мне надо мотовило к вечеру сварганить… Глянь, дед-то мой уже носом клюет…. Вот работничка мне навязали.- Коршун горестно вздохнул и сокрушенно покачал головой…» В этом эпизоде Степка и дедушка Тимофей как будто поменялись ролями и основным работником в кузнице является не дедушка, а Степка.
Так в одиннадцать – двенадцать лет заканчивается детство для детей военного времени.
Дед Тимофей говорит: «Эх, голуби вы мои, голуби, вам бы только и бегать взапуски да на рыбалке с удочкой сидеть. А вон ведь как получилось-то. В их-то годы такой кувалдой махать. Коротко у нынешних ребят детство. Ох, как коротко…»
Название повести выбрано не случайно. Оно связано и
с темой, и с идеей произведения: война-страшное событие, которое несет в себе горе и страдания, до срока заставляет ребятишек взрослеть, трудиться наравне со взрослыми, решать взрослые проблемы, лишает детей детства.
Терехина Н.В., преподаватель колледжа
Рекомендуем посмотреть:
Методическая разработка урока литературы для студентов техникума. Серебряный век русского искусства
Урок литературы в колледже. Творчество Тряпкина
Конспект урока литературы в колледже. Нравственная проблематика рассказа Екимова «Фетисыч»
Методические материалы к уроку литературы и литературного краеведения