Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Играем с мыслью. Методические материалы для изучения творчества Э.Лира

Играем с мыслью. Методические материалы для изучения творчества Э.Лира
Игра для дошкольников и младших школьников – важная составляющая их жизни. Играют с машинками, конструкторами, куклами, кубиками… А можно ли играть с мыслями?
Оказывается игра с мыслями- одна из любимейших у детей, начиная с двухлетнего возраста, когда ребенок понемногу утверждается в правильности своих представлений о действительности, когда ему важна проверка на истинность этих представлений и чувство удовлетворенности от того, что он справляется с этой трудной задачей. Как писал К.И. Чуковский, «…польза подобных стихов и сказок очевидна: за каждым «не так» ребенок живо ощущает «так», всякое отступление от нормы сильнее укрепляет ребенка в норме, и он еще выше оценивает свою твердую ориентацию в мире…»

Кроме того, игра с мыслями- это своеобразный экзамен умственным способностям ребенка. Этот экзамен он устраивает себе сам, радуется от того, что успешно выдерживает его, испытывает гордость или чувство удовлетворения, повышается его самооценка, уверенность в своих силах.

Один их самых распространенных и любимых детьми видов таких игр – чтение и придумывание самими детьми перевертышей.

Перевертыши известны в фольклоре многих стран. Например, в русском фольклоре:
Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Лошадь ела кашу,
А мужик овес,
Лошадь села в сани,
А мужик повез.

В английском фольклоре:
Дети скользили по льду на коньках
В летний жаркий день.

В немецком фольклоре:
Жил в мужике богатый дом,
Пил хлеб, закусывал вином,
Стриг ножницы овечкой.

Перевертыш - это своеобразная интеллектуальная задача, которую ребенок решает успешно и радуется этому. Поэтому игра в перевертыши-это всегда веселая игра.

Многие писатели наследовали традиции фольклорного жанра нелепиц в своем творчестве.

Прежде всего, это английский автор Э.Лир, с чьими произведениями дети начинают знакомиться уже в 5-6 лет.

Озорство лировских шуток начинается с сюжета. В этом смысле изобретательность автора «Книги нелепиц» поистине безбрежна. Старик отрастил себе такую бороду, что в ней свили гнёзда сова, курица, крапивник и четверо жаворонков... ...Утка позавидовала прыжкам Кенгуру. Ей тоже хотелось прыгать. Долго думал Кенгуру, как помочь соседке, и надумал. Он посадил Утку на самый кончик своего хвоста и, наказав ей держаться крепко, трижды обскакал весь мир кругом. Оба были счастливы...

Персонажи лимериков Лира – люди, которые нарушают общепринятые правила поведения, предаваясь всевозможным чудачествам. Они живут в своём особом мире, мире нонсенса. Здесь не притворяются, не подличают, не унижаются, не лицемерят, не дрожат перед тем, что скажут люди. Это причудливая страна, где не боятся быть самим собой, делать и говорить, что хочется.

Кроме того, Лир не только продолжил традицию нелепицы, но и развил ее, придумав игру со словом и его смыслами, например в книге «Истинная история самого кругосветного на свете плавания четверых Чрезвычайно Чудных Человечков».

Перевертыш в этом произведении является одним из звеньев сюжета. Например: «… увидели они вдалеке какую-то землю, а когда подплыли поближе, то обнаружили, что это остров, полностью состоящий из воды и со всех сторон окруженный сушей… эта островная водянистость, а если быть совсем точным, водянистый остров, омываемый сушей, был необыкновенно прекрасен…» или: «…стоя по горлышко в воде, Фиолетовая Виолет наполняла маслосбивалку соленой водой, а Длинный Слинг, Гривастый Лайон и Непуганый Гай… тщательно взбивали воду, надеясь получить в конце концов соленое масло, что получается редко, если вообще получается, несмотря на то, что вода все-таки соленая...»

Игра с мыслью реализуется в произведении и через игру в слово. Для создания комического эффекта автор использует разнообразные приемы. Прежде всего, это звукопись (ассонансы, аллитерации) и морфемная омонимия. Например: «… плаванье протекало до подозрительного поразительно плавно – они черпали рыбу черпаками прямо из моря, и почтенному Кляксе-Ваксе оставалось лишь намазывать рыбьи плавники плавленым сыром, чем они и довольствовались, но были вполне довольны и получали полное удовольствие и от плавников, и от плавания…».

Это и авторские неологизмы, например: «…этот водяной остров, а точнее, островная вода, омывалась с обеих сторон знаменитыми теплыми течениями Гольфстрим и Чулоксним…» , «Поскорлупились, нечего сказать!..», «лодкокрушение», «Тутотамовый джем» и др..

Это и паронимы: «Решили отправить к Белым Мышам деликатного и церемонного Непуганого Гая, который, не церемонясь, отправился выполнять это деликатное, а точнее, деликатесное поручение…», «…проводить путешественников в дальнейшее дальнее плавание…»

Это и переосмысление фразеологизмов, переход несвободных значений слов в свободные, таких, как «с одной стороны и с другой стороны», «тельняшки на рыбьем меху», «повергла в уныние», «в одиночном уединении и уединенном одиночестве».

Это и оксюморон: «достичь окраины бескрайней равнины», «голубых голубиных попугайных хвостов».
Несомненно, одним из распространенных приемов является гипербола. Героям ничего не стоит погрузить в лодку тысячу телячьих котлеток и гору горошка, застрять посреди моря из-за того, что «от рыбы было так тесно, что лодка … не могла двигаться ни туда, ни тем более сюда…». Есть здесь и литота: оказывается, Чудные Человечки легко могут уместиться в Чайнике –Величайнике.

Таким образом, при использовании этих и других приемов происходит раскрепощение и оживление смысла слов, возникает комический эффект.

Значение веселых произведений Э.Лира для ребенка трудно переоценить. Совершенно очевидно, что его книги, как и фольклор, способствуют развитию чувства юмора, интеллекта, умению видеть комическое в жизни, расширяют представление о мире, помогают тоньше чувствовать и глубже понимать особенности языка, развивают творческий потенциал юного читателя.
Терехина Н.В., преподаватель Старицкого колледжа.

Рекомендуем посмотреть:

Методическая разработка урока литературы для студентов техникума. Серебряный век русского искусства Урок литературы в колледже. Творчество Тряпкина Конспект урока литературы в колледже. Нравственная проблематика рассказа Екимова «Фетисыч» Методические материалы к уроку литературы и литературного краеведения
Анализ эпического и драматического текста на уроках литературы в колледже | Тема взросления в повести Курочкина «Короткое детство»
Опубликовано: 1033 дня назад (25 января 2022)
Просмотров: 465
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!