Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Анализ эпического и драматического текста на уроках литературы в колледже

Организация работы по анализу эпического и драматического текста на уроках литературы в колледже
Знание особенностей жанровой природы произведения является обязательным для обучающихся. Эпическое произведение, в основе которого лежит событие, реализованное в сюжете и фабуле, воспринимается проще, чем лирическое. Как правило, первокурсники умеют отличить рассказ от повести и романа, от пьесы и стихотворения. Сложнее дело обстоит со знанием особенностей драматического текста.

Изучение курса литературы второй половины XIX века начинаем с творчества А. Н. Островского. После знакомства с биографией драматурга и обзора его творчества сообщаю сведения об отличительных особенностях драмы: сюжетности, повышенной степени художественной условности, специфике изображенного мира, все сведения о котором получаем из разговоров героев и из авторских ремарок, герой характеризуется через сюжет, поступки, речь, вспомогательное значение имеет портрет, самохарактеристика героя и его характеристика в речи других персонажей. Главным в драме является действие, которое развивается благодаря конфликту, поэтому анализ драматического произведения начинаем с определения конфликта, прослеживаем в дальнейшем его развитие.

Записываем определение конфликта – «столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета в художественном произведении».

Предлагаю задание: выявить суть внешнего конфликта в пьесе. Ответить на вопрос нетрудно, студенты уже знакомы с содержанием. Внешний конфликт (между самодурами и подвластными им) обнаруживается в 1 действии в диалоге Катерины и Кабанихи, а вот внутренний психологический конфликт определить труднее. Обращаем внимание учащихся на диалог Катерины и Варвары в 1 действии, выясняем, что Катерина хочет любить, быть свободной, осознавая, что это грех, ведущий к гибели души.

Рассматриваем и сюжетные элементы: завязку одновременно с обнаружением конфликтов), ряд кульминаций (в конце II, III и IV действий) и развязку (самоубийство Катерины). На уроках при изучении пьес Островского говорим о значении авторских ремарок, о речевой характеристике персонажей; выполняем задания типа:
- Как меняется речь Дикого в зависимости от того, с кем он разговаривает?
- С какой целью автор включает в его речь вульгаризмы, ругательства, искажения слов?

Именно в речевой характеристике наиболее ярко проявляется и авторская оценка. Работа по наблюдению особенностей драматического произведения продолжается при анализе пьес А.П. Чехова, А.М. Горького.

Изучение жанровой специфики, формирование понятий об эпопее, романе, рассказе, поэме происходит в связи с изучением соответствующих программных произведений.

С понятием композиции учащиеся должны знакомиться еще в среднем звене, но, чаще всего, не знают значения этого термина.

Уточняем определение:
«композиция - это состав и определённое расположение частей, элементов и образов произведения в некоторой значимой временной последовательности. Последовательность эта никогда не бывает случайной и всегда несёт содержательную и смысловую нагрузку.»

Знакомимся с элементами внешней композиции: предисловием, прологом, эпиграфом и т.п. Так как эпиграф особенно значим (помогает раскрыть перед читателем главную мысль, ставит загадку, которую надо разгадать в процессе чтения, обозначает основную проблему произведения), то его надо анализировать.

При изучении романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» обращаем внимание на два эпиграфа к произведению.

Предлагаю задания:
- Прочитать первый эпиграф. Что дает символический образ бурана для понимания эпохи, отраженной в романе?
- В чем нравственный смысл второго эпиграфа?

Работа с эпиграфами здесь не только отсылает нас к определенному пространственно-временному плану текста, но и способствует более глубокому пониманию авторской позиции, создает условия для проникновения в смысл интертекстуальных ассоциаций, определяет место произведения в мировом и российском литературном процессе.

По поводу внутренней композиции в литературоведении имеются расхождения. С точки зрения Абрамовича Г.Л. это включение в произведение портрета, интерьера, пейзажа, лирических отступлений, вводных эпизодов с целью создания целостной картины жизни и раскрытия идейного замысла.

Есин А.Б. рассматривает проявления композиции на всех уровнях художественной формы произведения: уровне образной системы (КОС), уровне системы персонажей (КСП), уровне художественной речи (КХР), уровне сюжета и конфликта.

Понятие композиции традиционно отрабатывается при изучении произведений 2-ой половины XIX века и XX века. Работу над этим понятием покажу на примере малой эпической формы - при анализе рассказа «Гранатовый браслет» А.И. Куприна. В ходе анализа выясняем особенности композиции рассказа.

Внешняя композиция: рассказ имеет эпиграф.
- Какова его роль?

Читателю, впервые открывшему книгу, эпиграф ни о чем не говорит, кажется загадочным, но после прочтения выясняется, что он созвучен концовке рассказа, таким образом, возникает кольцевая структура, усиливающая звучание главной мысли: воспевание великой любви, «для которой совершить подвиг- вовсе не труд, а одна радость.»

Анализ внутренней композиции начинаю с последнего уровня – уровня сюжета и конфликта. Конфликт этого рассказа двупланов. Внешний конфликт учащиеся определяют самостоятельно – столкновение героев высшего света с нарушающим правила приличия и компрометирующим, по их мнению, героиню Желтковым.

Но действие развивается благодаря внутреннему психологическому конфликту – сопоставлению «царственно спокойного» состояния души княгини Веры и чуда любви Желткова, пробуждающего героиню от дремотного существования.

Помочь выявлению внутреннего конфликта поможет работа над элементами сюжета и наблюдением за психологическим состоянием героини, а также анализ композиции образной системы, в частности, пейзажа, цветовых образов.

Предлагаю задания:
- прочитать пейзажные заголовки первой и второй главы. Сравнить, определить их настроение.
- Какие слова в пейзажной зарисовке и последующем описании княгини Веры повторяются? Почему? («… холодной высокомерной красотой георгины…», Вера с «… холодными гордым лицом …», «… холодно и немногословно любезна и царственно спокойна»)
- Какой композиционный прием использует автор и с какой целью? (Прием повтора для характеристики внутреннего состояния героини – духовного сна.)
- Итак, что мы узнаем из экспозиции о княгине Вере?
- Можете ли вы назвать детали, цветовые образы в экспозиции, которые вносят тревогу в повествование? (Молитвенник в качестве подарка, повторение слов со значением «желтый»( смерть, предательство), «красный»(«Любовь», «страсть».)
- Когда происходит завязка действия? (Вера получает посылку)
- Как относится княгиня Вера к подарку и письму? (Тревога и неудовольствие)
- Для чего автор использует повторяющуюся деталь: «алые кровавые огни гранатов»? (Создает настроение тревоги, придает напряженность развитию сюжета, предсказывает трагическую развязку. )
- Докажите на основе содержания глав 6, 9, что Вера с большим пониманием отнеслась к чувству Г.С.Ж., о котором он говорит в письме. (Не хочет, чтобы Вася изображал отношение Желткова к Вере как одну из смешных историй, прерывает, его, приглашая гостей пить чай, признается мужу, что ей жаль Г. С. Ж.)
- Назовите следующий этап развития конфликта .(Посещение княгиней Верой погибшего Желткова.)
- Что поняла и что почувствовала в эти минуты Вера? («Она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё» поняла, что по величию духа Желткова можно сравнить с «великими страдальцами – Пушкиным и Наполеоном.»)
- Какую роль в развитии действия играет рассказ генерала Аносова о любви? (Пробуждает в сердце Веры мечту каждой женщины о великой любви, пророчески предсказывает возможность самоотверженной истинной любви в жизни героини.)
- Где же кульминация, т.е. где волнение Веры достигает предела? (Глубочайшая музыка Бетховена вызывает в её душе муки раскаяния, радость просветления. Вера в эти мгновения как будто слышит возлюбленного, чувствует, понимает его. Она постигает «жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения и смерть.»)
- Как автору удается передать ощущение присутствия души самого Желткова? (Музыка как будто передает голос героя, акация, которую обнимает Вера, мягко сотрясается, будто плачет вместе с нею, легкий ветер, «сочувствуя ей, зашелестел листьями». Великая любовь героя не исчезла с его смертью, она как будто разлилась по Вселенной, осталась жить в душе героини.)
- Где же развязка, т.е. разрешение конфликта? (В последних словах Веры, которые говорят о том, что Желтков стал для неё не неприятным, навязчивым ГЭ. ЭС. ЖЭ, кем был раньше и к которому она относилась равнодушно, а частью её души, оказавшейся способной глубоко чувствовать, слиться с переживаниями так необыкновенно любящего её человека.)

Вопросы, касающиеся уровня системы персонажей:
- Какой основной прием использует автор в организации системы персонажей? (Антитезу)
- Кто противопоставлен Желткову? Чем отличаются от него эти герои? (Громкие фамилии, титулы – князь Шеин, губернский предводитель дворянства; князь Мирза – Булат – Тугановский – и безвестный, безродный мелкий чиновник ГЭ. ЭС. ЖЭ. со смешной фамилией Желтков. Внешняя ослепительность и духовная бездарность, даже нищета духа, жестокость (у Николая) одних – и редчайший талант любви, необыкновенная высота души другого.)

Таким образом, в ходе анализа рассказа были выявлены особенности композиции основных уровней.

Знания композиции помогают лучше понять идейный замысел произведения, мотивы поступков героев, их характеры.

Итак, используя систему практических заданий по анализу эпических и драматических произведений можно совершенствовать навыки работы с текстом, что является составляющей компонентой профессиональных компетенций будущих педагогов.

Рекомендуем посмотреть:

Методическая разработка урока литературы для студентов техникума. Серебряный век русского искусства Урок литературы в колледже. Творчество Тряпкина Конспект урока литературы в колледже. Нравственная проблематика рассказа Екимова «Фетисыч» Методические материалы к уроку литературы и литературного краеведения
Технология веб-квеста на уроках литературного чтения | Играем с мыслью. Методические материалы для изучения творчества Э.Лира
Опубликовано: 859 дней назад (18 декабря 2021)
Просмотров: 824
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!