Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Возвращенные имена в современной детской литературе. Мария Толмачева

Возвращенные имена в современной детской литературе. Мария Толмачева
Мария Львовна Толмачева - одна из талантливых русских детских писательниц.
Она родилась в 19867 году в семье юриста. Первый её рассказ «Овечья купель» был опубликован в 1907 году в журнале «Русская мысль». Повести и рассказы Толмачевой печатались в журналах «Тропинка», «Родник», «Всходы», «Русская мысль», «Вестник воспитания». Самая известная повесть Толмачевой «Как жила Тася» вышла в 1913 году.

После революции издавались новые рассказы и повести Марии Толмачевой для детей — «Васин денёк», «Как Вася один в городе жил», «Вася у бабушки», «Про людей и медведей», «Леля из детского дома», «Овечий остров». Толмачевой удалось интересное переложение книги Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» для дошкольников. Умерла писательница в Ленинграде блокаду в 1942 от голода. Похоронена в братской могиле на Пискаревском кладбище.

Долгие годы книги Толмачевой были преданы забвению. В постперестроечный период ее произведения вновь появляются в печати.

Одной из лучших ее книг считается повесть «Как жила Тася». Книга, несомненно, имеет большую педагогическую ценность. Для современных детей произведение содержит богатый познавательный материал, так как в ней рассказывается о быте, образе жизни людей конца 19-начала 20 века.
Действие в повести происходит в дореволюционной России. Маленьким читателям интересно будет узнать, как жила их ровесница сто лет назад.

Тася живет в обеспеченной семье. Ее папа служит в банке. Он много работает. Когда мама с детьми уезжают на дачу на лето, Тася видит папу только в выходные. Он очень любит отца и скучает по нему. Мам постоянно занята каким- нибудь делом. Например, шитьем одежды для детей.

Отец обеспечивает большую семью. У Таси есть старший брат Коля и сестра Маня. В доме есть прислуга :горничная, кухарка, няня, швейцар.

У Таси много игрушек. Современным детям интересно узнать, во что играли дети более ста лет тому назад. Это и куклы с фарфоровым личиком и тряпичным туловищем, мягкие плюшевые игрушки (у Таси бурый и белый мишки), фарфоровые коровка и собачка. Куклы живут в кукольном домике, у них есть кроватки, куда Тася укладывает их спать, одеяла, подушки. Девочка угощает кукол из игрушечной посуды.
Есть лошадка на колесиках, зоологическое лото, кубики.

Конечно, у детей начала 20 века не было разных конструкторов, других развивающих игрушек, не было электронных игр.

Современные дети с интересом узнают о деревенской жизни начала 20 века, о том, как переезжали на дачу. О том, что такое паровоз, как он едет, как устроено купе, что можно увидеть из окошка. Как можно доехать от станции до дачи на лошадях, кто такие извозчики, что такое дрожки. Узают об особенностях русского алфавита в дореволюционный период.

В центре повествования образ шестилетней девочки, ее маленький мир.
Тася не просто играет со своими куклами или с Мишкой - она проживает определенные отношения взрослого мира, учится быть заботливой мамой куклам, верным другом Мишке. Она получает уроки нравственности – учится быть верной и надежной (не выбросила старого друга, когда дедушка подарил нового белого медведя), ответственной (задремала в поезде, забыла про Мишку, а когда на станции вспомнила, очень переживала, плакала. Оказалось, няня захватила его).

Современные дети могут подражать Тасе в ее играх. Писательница подробно рассказывает, как девочка делала берлогу для своего любимца. Как рыла пещерку, выкладывала мхом пол, чтобы Мишке было уютно и тепло.

Девочка растет любознательной. Ей интересно знать, что происходит вокруг. Она сама решила научиться читать, просит старшего брата Колю заниматься с ней.

Учится сдерживать слово – обещала подарить новую игрушку брату и, как ни жалко фарфоровую собачку, но отдает ее Коле, сдерживает обещание.

Воспитывает силу воли и умение преодолеть себя: очень хотелось спать, но надо было подняться к заутрене, и Тася вместе со старшими детьми и взрослыми едет в церковь.

Книга, несомненно, будет интересна маленькому читателю, несмотря на излишнюю сентиментальность стиля, умилительные интонации (что было характерно для стиля детских авторов конца 19 - начала 20 века). Возможно, не хватает глубины в передаче религиозных переживаний ( передана внешняя радостная сторона в изображении праздника, описание дороги к храму, внутреннего убранства храма, а религиозные переживания не показаны).

Проект издания заслуживает внимания: иллюстрации соответствуют авторскому стилю, содержит подписи с использованием дореволюционного алфавита. Одежда персонажей, интерьеры, городские и сельские пейзажи помогают представить жизнь людей начала 20 века. Достоверность достигается благодаря тому, что художник Людмила Пивченко использует рисунки с фотографий известного фотографа Янковского, современника Толмачевой.
Наталья Терехина, преподаватель Старицкого колледжа.

Рекомендуем посмотреть:

Валентина Прокофьева о Старицком крае Родной город в лирике Галины Филипповой Интерпретация стихотворения Весловой «Где родился – там сгодился» Крестьянская семья в творчестве Тряпкина
Философский характер поэзии Валентины Ефимовской | К проблеме жанрового своеобразия цикла стихотворений Н.И. Тряпкина «Журавлиная цепочка лет»
Опубликовано: 58 дней назад (25 сентября 2024)
Просмотров: 287
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!