Творческий конкурс для педагогов «Прекрасное Лето»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Философский характер поэзии Валентины Ефимовской

Философский характер поэзии Валентины Ефимовской
Можно говорить о философском направлении в современной русской поэзии.
Интересным в этом отношении является творчество петербуржской поэтессы Валентины Ефимовской.


Современный человек обладает огромным количеством знаний о мире. Но еще больше тайн остаются нераскрытыми, еще больше истин непознанными. Многие явления действительности воспринимаются через призму несовершенного человеческого зрения и мышления. Все ли в нашем мире можно познать? И как тогда говорить о мистическом, непознаваемом, том, что можно отнести к области Духовного?

Петербургская поэтесса Валентина Ефимовская обладает особым зрением, умеет увидеть то, что скрыто от обычного глаза. Она говорит о пространстве Духа, пронизывающего Вселенную, о взаимодействии мира материального и духовного. Ее стихи глубоки и философичны.

Обратимся к стихотворению «Сладкое чудо».
В стихотворении, по крайней мере, два пространства – физическое, которое автор называет ледяным космосом, трехмерной генетической спиралью, и духовное - «иная ипостась трехмерной генетической спирали». Духовное пространство в стихотворении наполнено божественной энергией Творца, вечной и извечной, неиссякаемой, непобедимой. Эту энергию поэтесса называет сладчайшей любовью. Бог есть совершенная любовь. Без духовности, творческой, одухотворенной любви Вселенная превращается в «ледяной космос», лишенный смысла. И наоборот, каждое явление, предмет действительности обретает смысл только лишь тогда, когда озаряется светом духовности, любви.

Этой удивительной божественной энергией пропитано все, каждая былинка и травинка. Поэтому обычное явление- созревание яблока на яблоне - в представлении поэтессы является чудом.

Ефимовская говорит о равнозначности микро- и макромиров. Цветок яблони сравнивается с галактикой, само яблоко с планетой. Яблоко в стихотворении приобретает необычный сверхсмысл, становится символом любви в широком смысле слова, веры, вдохновения, тожества победы.

Главной составляющей энергии Бога является любовь. Эта идея передается и на лексическом уровне: при помощи прямого называния явления: «Она Творца сладчайшую любовь
С непобедимым плещет постоянством…», при помощи сравнения «Он сладок, как признание в любви…». На фонетическом уровне при помощи звукописи:
Под ябЛонькою почва не сЛадка,
И дождь, на Листья Льющийся, не мед,
Но вызреЛ из гаЛактики цветка
ПЛанетой сЛадкой ябЛоневый плод.
Он сЛадок, как признание в Любви,
Как образа святого цеЛованье,
Как соЛь родной воздеЛанной земЛи,
Как воинов победных Ликованье.
Откуда изЛивается та сЛасть?
Из Ледяного космоса? Едва Ли.
То, может быть, иная ипостась
Трехмерной генетической спираЛи?
ВоЛноподобная, не зная берегов,
Пронзая тоЛщу времени-пространства,
Она Творца сЛадчайшую Любовь
С непобедимым пЛещет постоянством!

Все стихотворение гармонизировано аллитерацией Л-Л, ассонансами А-О-Е, внутренними рифмами.
В своих стихах поэтесса говорит о глубинах и высотах человеческого духа, приближается к идеальным, религиозным основам народной нравственности, например, в стихотворении «Путь», имеющим эпиграф: «Христос сказал своим ученикам: Аз есмъ Путь, Истина и Жизнь»

Смиренна в своей добродетельной силе,
Которая выше земного добра,
Царевна несёт, как крестьянки носили,
На коромысле – два тяжких ведра.
Всплеск длится фарфоровой ноткою чистой,
В тех вёдрах, как будто бы вечность, вода.
Два века идёт по стезе каменистой
Крестьянка-Царевна, да только куда?..
Наверно ценнее изведать – откуда?
Вгляжусь в благодатную ясность лица:
Она как звезда, как небесное чудо,
Как в сердце художника – искра Творца…

«Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших…».

Отцы и учителя церкви всегда так и понимали мир, как гармоническое и органическое целое, пронизанное лучами зиждительного Логоса и Премудрости. Эта «логосность» мироздания обнаруживается повсюду, она отображает волю Создателя и Промыслителя. Об этом пишет в своем стихотворении Ефимовская.

Она говорит и о божественном единстве мира природы и человека. Природа есть живое целое, утверждает в своём творчестве Валентина Ефимовская.
Куда она, зачем летит –
Гусей вечерних стая? –
К заре закатной впереди,
От ночи улетая.
Казалось, взор мой ей торил
На свет небес дорогу.
Летели птицы меж светил
Смиренно, словно к Богу…

Вслед за великими классиками Ефимовская утверждает мысль о том, что поэт, художник, музыкант является проводником слова Божия в мире людей.

Реквием Моцарта
Моцарт:
…человек, одетый в черном,
учтиво поклонившись, заказал
мне Реквием и скрылся…
А.С.Пушкин “Моцарт и Сальери”

Быть может, Бог ту песню заказал
Через посланца в черной ризе длинной?..
И Реквием над миром зазвучал
Бессмертию души великим гимном,
Души, познавшей вдохновенье, боль
И то, что бытия законы строги.
И, покидая бренную юдоль,
Она рыдала, грешная, о Боге!
Мир перед этой музыкой затих.
Лишь звезды с неба падали, как слезы:
То плакал Бог о чадах всех своих
Под звуки рукотворной Лакримозы!

Эти стихотворение Ефимовской напоминает знаменитые строки «Пророка» Пушкина».
О философском направлении можно говорить и обращаясь к творчеству Павла Нестругина, Валерии Салтановой («Молитва о правде»), Станислава Ведринцева (цикл «Помолись за меня, Богородица») и других.

Таким образом, можно утверждать, что и в литературе начала 21 века авторы затрагивают важнейшие вопросы духовной жизни человека, многие произведения носят философский характер.

Рекомендуем посмотреть:

Валентина Прокофьева о Старицком крае Родной город в лирике Галины Филипповой Интерпретация стихотворения Весловой «Где родился – там сгодился» Крестьянская семья в творчестве Тряпкина
Праведники нашего времени
Опубликовано: 25 дней назад (22 мая 2024)
Просмотров: 140
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!