Творческий конкурс для педагогов «Прекрасное Лето»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Праведники нашего времени

Праведники нашего времени
Одним из православных мотивов русской литературы начала 21 века является мотив праведничества.
В рассказе Б. Екимова «Фетисыч» праведником оказывается мальчик, которого все зовут уважительно Фетисычем.


Екимов описывает типичное состояние российской глубинки конца 20-го – начала 21 века. Мы видим вымирающую деревню. Не было врагов, никто не нападал с оружием в руках на село. Вот что страшно: разрушителями являются сами же хуторяне! Мужики растаскивают по кирпичику общественные здания, нигде не работают, пьянствуют.
Ситуация доведена до абсурда: отчим на просьбу своей жены принести домой рамы с медпункта требует плату («Пузырь постывь- принесу…»).

Екимов с горечью пишет не только о разрушении деревни, но и о разрушении души. Для отчима и ему подобных нет ничего святого. Это они медленно убивают родину…

Миру взрослых (отчима и его друзей, бригадира, который не может противостоять разграблению, матери, не осуждающей это разграбление) противостоит девятилетний мальчик Яков, которого все зовут Фетисычем.

Казалось бы, мальчишка обычный: «…челка светлых волос, вздернутый нос, круглый подбородок…». Но по сформированности нравственных качеств, по уровню духовной зрелости он превосходит старших во много раз.

Уже в начале рассказа можно обратить внимание на его смирение и терпение, когда он не отвечает на грубость отчима. На его трудолюбие (отчим не работает, не помогает жене, единственный помощник матери- это Фетисыч, который успевает до школы принести угля, похлопотать в курятнике, помочь на участке). Можно обратить внимание на то, как глубоко он переживает, видя медленное угасание жизни на хуторе, когда по дороге в школу заходит через распахнутые двери в бывший медпункт и магазин и видит страшную картину разрушения.

И наконец, он с честью выдерживает серьезнейшее жизненное испытание, по сути, оказывается спасителем своей малой родины, отказываясь от выгодного для него предложения учиться в большой школе соседнего села и жить в комфортных условиях. Он решает остаться на хуторе и обучать младших ребятишек, пока не пришлют из города молодую учительницу вместо умершей старенькой Марии Петровны.
Рассказ заканчивается пейзажной зарисовкой, которая передает светлое, трогательное настроение, ощущение робкой надежды на будущее.

«…К рассвету прояснилось. Заря вставала уже зимняя, розовая. Хутор лежал вовсе тихий, в снегу, как в плену. Несмелые печные дымы поднимались к небу. Один, другой... За ними - третий. Хутор был живой. Он лежал одиноко на белом просторе земли, среди полей и полей…».

Трогательная лирическая концовка выражает авторскую позицию, способствует раскрытию идейного плана рассказа: мы, жители 21 века, в ответе за то, что происходит с нашей Родиной. Мы должны заботиться о ее благополучии, о сохранении и преумножении ее богатств. О сохранении нравственности, патриотизма в каждом человеке.

Религиозный подтекст в этом произведении выражается через утверждение духовно-нравственных ценностей.

Утверждают правосланые ценности и другие авторы: В. Крупин, В. Ефимовская, Е. Иванова, Е. Шантгай, А. Захаров, Е. Каминский, Е. Водолазкин, З. Прилепин и другие .
Наталья Терехина, Старицкий колледж

Рекомендуем посмотреть:

Валентина Прокофьева о Старицком крае Родной город в лирике Галины Филипповой Интерпретация стихотворения Весловой «Где родился – там сгодился» Образ родного дома в лирике Тряпкина
Образы православных мучеников в литературе начала 21 века | Философский характер поэзии Валентины Ефимовской
Опубликовано: 25 дней назад (22 мая 2024)
Просмотров: 180
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!