Конспект урока математики в колледже с презентацией. Элементы комбинаторики
Методическая разработка урока математики для студентов колледжа "Элементы комбинаторики"
Автор: Салихова Ирина Рависовна, преподаватель математики информатики первой квалификационной категории ГБПОУ Уфимский автотранспортный колледж Аннотация
Тема «Элементы комбинаторики» является важнейшей темой математики. На занятии преподаватель знакомит обучающихся с простейшими комбинаторными задачами. За одно занятие обучающихся нужно познакомить с новым и очень объемным материалом, научить их решать все типы комбинаторных задач и хорошо отработать эти навыки и умения. Поэтому занятия формирования новых знаний в виде практического занятия с применением информационно-коммуникационных технологий позволяют решить эти проблемы быстро и с большим успехом
Цели занятия:
• Повторение элементов теории вероятности
• Познакомить обучающихся с основными задачами комбинаторики
• Воспитывать волю и настойчивость для достижения конечных результатов
• Развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
• Развивать познавательный интерес к предмету через содержание учебного материала
Обеспечение занятия:
а) Наглядные пособия: презентация, учебники, задания на закрепление изученного материала, раздаточный материал.
б) Раздаточный материал: раздаточные листы; оценочные листы, лист рефлексия; лист с домашним заданием.
в) Технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска
Конспект занятия
1. Организационный момент
Преподаватель: Сегодня я рада приветствовать вас на открытом уроке. А вот чему он будет посвящен, вы узнаете чуть позже.
2. Эпиграф
Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их. (Дьердь Пойа – венгерский математик) /слайд №1/
3. Ознакомление обучающихся с условиями оценивания их деятельности на занятии Преподаватель: Каждому из вас были розданы оценочные листы. /слайд №2/ Посмотрите приложение №1. В ходе нашего занятия, каждый из вас должен самостоятельно оценить свои знания (по пятибальной шкале), а в конце занятия выставить себе оценку, по собранным баллам. Надеюсь вы будете объективно оценивать свои знания.
4. Проверка домашнего задания Преподаватель: Начнем мы с проверки домашнего задания. Проверку домашнего задания проведем в виде математического диктанта по теме «Предмет теории вероятностей. События. Вероятность события». Вам будут предложены незаконченные предложения / слайд №3/, которые вы должны будете дописать. На столе у вас уже лежат подписанные листочки, на которых вы должны написать правильный ответ. Только не забудьте пронумеровать ваши ответы.
Итак, начинаем.
Вопросы для математического диктанта: /слайд №3/
1. В окружающем нас мире можно наблюдать события (явления), которые обязательно произойдут, если будет осуществлена определенная совокупность условий. Такие события принято называть…(достоверными). Например, если нагреть воду в сосуде воду до температуры при нормальном атмосферном давлении, то обязательно наступит процесс кипения воды.
2. Событие, которое заведомо не произойдет, если будет осуществлена определенная совокупность условий, называется… (невозможным событием). Например, если в ящике имеются только стандартные детали и из ящика наудачу извлечена деталь, то невозможным будет событие «извлечена не стандартная деталь»
3. События, которые при осуществлении определенных условий могут произойти, а могут и не произойти. Такие события называются…(случайными). Например, брошена монета. Появление герба в данном испытании является случайным событием.
4. Два события называются …(несовместными), если появление одного из них исключает появление другого. В противном случае события называются …(совместными). Пример1. В ящике имеются стандартные и нестандартные детали. Наудачу берут одну деталь. Событие – «появилась стандартная деталь» и – «появилась нестандартная деталь» являются несовместными событиями. Пример 2. Брошена игральная кость. Событие – «появление двух очков» и событие – «появление четного числа очков» совместны, так как появление одного из них не исключает появление другого.
5. Совокупность условий, при осуществлении которых случайное событие может либо произойти, либо не произойти, будем называть … или…(испытанием или опытом). Например: брошена игральная кость (однородный кубик, на гранях которого отмечено от одного до шести очков) – испытание.
А теперь поменяйтесь листочками с соседом по парте и посмотрите на доску. На доске высвечиваются ответы и примеры. /слайд №4/ Проверяете работу соседа и пишите сколько ответов правильных и какую оценку можно поставить. Критерии оценивании таковы: если решили без ошибок все пять заданий, то получает оценку «5», если допущена одна ошибка, то ставим оценку «4», если допустили две ошибки, ставим оценку «3», если допустили больше двух ошибок, то работа не зачтена.
Все заполнили и положили листочки с ответами на край парты.
5. Обоснование темы и целей занятия Преподаватель: В науке и практике часто встречаются задачи, решая которые приходится составлять различные комбинации из конечного числа элементов и подсчитывать число этих комбинаций. Вам в повседневной жизни часто приходится составлять различные комбинации. Например: в каком порядке можно сесть за парты на сегодняшнем занятии. А как же называется раздел математики, который занимается решением таких задач? Обучающиеся: Данная наука называется комбинаторика. Преподаватель: Все верно. Вы сами сформулировали тему нашего сегодняшнего занятия «Элементы комбинаторики. Решение простейших комбинаторных задач» /слайд №5/
Сегодня основной целью нашего занятия будет: знакомство с понятием «комбинаторика», понятия размещений, перестановок и сочетаний. /слайд №6/
Скачать Методическая разработка урока "Элементы комбинаторики"