Из опыта работа учителя математики. Современные методы повышения мотивации учащихся на уроках математики
Наше время – это время перемен. Общество заинтересовано в людях высокого профессионального уровня, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить.
Для этого школе необходимо не просто вооружить выпускника набором знаний, но и сформировать такие качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение применять полученные знания в практической деятельности.
В формировании таких качеств большую роль играет школьная дисциплина – математика. В новых стандартах образования говорится о том, что “одной из целей математического образования является овладение школьниками системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности”.
Не секрет, что успешность учащегося определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, то есть мотивацией. Современные ученики прагматичны в мыслях и действиях, мобильны и раскрепощены, а это требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.
Предмет математика в курсе общеобразовательной подготовки является наиболее сложным для учащихся, и перед учителем встаёт вопрос о выборе средств и методов обучения с целью обеспечения максимальной эффективности обучения данному предмету.
Важная роль в решении этой проблемы отводится новым современным образовательным технологиям, использование которых позволит решить
следующие задачи:
стимулирование учебно-познавательной мотивации;
развитие самостоятельности и активности;
воспитание аналитического и критического мышления;
формирование коммуникативных навыков и презентационных умений;
саморазвитие учащихся.
Возникает вопрос. Достаточно ли учителю просто знать набор современных технологий? Конечно же, нет. На мой взгляд, необходимо умело их использовать с учетом особенностей класса, и условий, которые есть в школе, только тогда они принесут свой эффект.
Поиск инноваций в формах обучения привел меня к необходимости активно внедрять информационно - коммуникационные технологии, использовать разнообразные электронные средства обучения: электронные учебники в виде специально разработанных программ или презентаций; тренажёры, работа с которыми позволяет учащимся выполнить большое количество заданий, способствующих автоматизации умений и навыков за достаточно короткое время; программы для контроля уровня знаний, например, с помощью тестов; ресурсы Интернета с образовательной информацией в разных сферах. В своей работе использую слайдовые презентации на различных видах уроков, например, на уроках изучения нового материала, на уроках обобщающего повторения, а также при проведении уроков в нетрадиционной форме: урок-лекция, урок – путешествие, деловая игра и др. Объявление темы, задач, этапов, выводов урока в форме слайдовой презентации, активно дополненной иллюстративным материалом, повышает интерес к изучаемым темам, повышает уровень восприятия материала, увеличивает плотность и темп урока. Опыт показывает, что применение информационных технологий на уроке способно преобразить учебный процесс, сделав его более эффективным и привлекательным для учащихся, способствует повышению мотивации. На основе своего опыта я
сделала вывод: эффективность урока с применением ИКТ выше, чем традиционного.
Ещё одной из наиболее часто используемых технологий является
метод проектов. В основе метода проектов лежит развитие творческих способностей учащихся, умение свободно ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов органично вписывается в систему личностно-ориентированного обучения и способствует организации разнообразной самостоятельной деятельности учащихся, но при этом не исключает и не заменяет других методов обучения. Этот метод обучения используется в изучении предмета, применяется на уроках и во внеурочной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен.
Конечно же в процессе обучения, особенно в 5-6 классах, нельзя обойтись без элементов игровой технологии. «Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» - говорил В. А. Сухомлинский. Игры формируют быстроту реакции, логическое мышление, смекалку, умение сопоставлять, делать выводы, запоминать.
Игры на уроках используются для решения комплексных задач: усвоения нового материала, формирование необходимых умений и навыков, развитие творческих способностей. В игре воссоздаются определенные условия, вид деятельности, ситуации, проблемы в которых ребенок может проявить себя, опираясь не только на знания, полученные на уроках математики, но и на свой жизненный опыт. Игра включает моменты соревнования, дает возможность участникам самоутвердиться, проявить себя в нестандартной ситуации. На уроках использую различные виды игр. Ролевые игры - такие, как: «Кто быстрее», «Эстафета», «Найди ошибку», «Математическое лото» и др. Деловые игры - такие игры, как «Банк», «Строитель», «Магазин». Особенно удачным при использовании игровых технологий является включение в урок работы с интерактивной доской. Интерактивная доска – это игровое пространство, с большим диапазоном возможностей, на котором учитель и ученик могут выполнять многочисленные действия, даже просто движением руки. Возможность делать рисунки, копировать объекты в необходимых количествах, вращать, перемещать геометрические фигуры по полю доски, растягивать и сжимать графики, все это придает уроку игровую форму. Новизна способов, повышает заинтересованность учащихся в активной деятельности на уроке. Дети, которые раньше не проявляли особого интереса к предмету, теперь с радостью принимают участие в учебном процесс.
Таким образом, игровая деятельность на уроке несомненно повышает мотивацию учащихся к успешной учебе, обеспечивает единство эмоционального и рационального в обучении. Повышает творческую активность, как учителя, так и ученика. Имеет здоровьесберегающую направленность, так как снимает усталость, напряжение умственного труда, повышает работоспособность.
Но задача учителя научить школьника не только понимать, но и мыслить.
В своей практике я широко использую методы организации проблемных ситуаций. Цель технологии проблемного обучения – стимулирование интеллектуальной активности учащихся; развитие процесса мышления, индивидуальных особенностей ума; формирование внутренних мотивов учения, способов умственной деятельности учащихся, их творческих способностей; самостоятельный поиск путей решения проблем. Также — формирование творческого, нестандартного мышления, освобожденного от привычных стереотипов и штампов.
Объяснение нового материала является эффективным, если содержание передаваемой информации и форма её подачи обеспечивают необходимую активность учащихся, и от того, как учитель организует объяснение, во многом зависит качество их знаний. Например, в 5 классе при изучении темы «Степень числа» урок начинаю без объявления темы.
Предлагаю учащимся рассмотреть примеры 2+2+2=, 3+3+3+3+3= и ответить на вопрос: Каким действием можно заменить сумму, чтобы получить верное равенство? С этим заданием безусловно легко справляются все учащиеся. Тогда предлагаю рассмотреть такие примеры как 2·2·2·2·2·2=, 3·3·3·3= и ответь на вопрос: Есть ли способ замены произведения другим действием? Возникает проблема: каким действием можно заменить произведение нескольких одинаковых множителей? Ребята вносят свои предложения, предположения и, таким образом, объявляется тема урока, в течение которого решается возникшая проблема.
На некоторых уроках возможно привлекать учащихся к самостоятельному определению понятий. Например, учащиеся усвоили понятие «прямоугольник» и переходят к изучению квадрата. Необходимо определить понятие «квадрат». На доске учитель нарисовал несколько квадратов разных по размерам, положению, по цвету. Нужно установить, что общего во всех этих фигурах, дать определение понятия «квадрат». После многократного повторения этот приём закрепляется в сознании школьника как способ определения понятия, как средство познания окружающей действительности.
Проблемное обучение эффективно способствует формированию у учащихся математического склада мышления, появлению интереса к предмету, прививает навыки исследовательской работы и желание самостоятельно решать возникшие ситуации.
Считаю, что продуктивное обучение невозможно без учета образовательных потребностей школьников, системной диагностики и своевременной коррекции. Использую диагностику предметной обученности учащихся, включающую в себя: контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных и их анализ, выявление их динамики, прогнозирование результатов. Наиболее полная картина результативности моей деятельности находит свое отражение в результатах стартового, рубежного и итогового контроля. Регулярно провожу контроль уровня усвоения теоретического материала в форме беседы, тестов, викторин; а уровня усвоения практических навыков – в форме самостоятельных, практических, контрольных работ, тестовых заданий, творческих работ, проектов.
Убеждена, что формирование учебно-познавательной мотивации зависит ещё и от эмоционального настроя учащихся. В своей работе использую приемы для создания эмоционального комфорта: создание обстановки доверия, уверенности в успехе, доброжелательность, юмор. Проживая ситуацию успеха, ребенок обретает достоинство через признание его человеческих и индивидуальных качеств. Для создания ситуации успеха на уроке осуществляю мотивацию деятельности каждого ребёнка; оглашаю индивидуальные достижения каждого ученика; создаю совместно с учащимися алгоритм действий; осуществляю сопоставление прежних успехов ребёнка с настоящими. Опыт непосредственного получения оценки, не зависящей от мнения учителя, показывает, что использование ИКТ повышает мотивацию обучения за счет перенесения акцентов на выполнение самостоятельной учебной деятельности, включения игровых ситуаций, возможности многократного повторения учебной ситуации без обращения к учителю, реализации различных режимов учебной деятельности. При этом педагогическое воздействие становится менее авторитарным, более мягким и демократическим.
Действенными, на мой взгляд, для учащихся являются такие
виды оценивания, как самоконтроль и взаимоконтроль. Не спешу ставить низкие оценки, давая возможность поработать дополнительно, чтобы улучшить результат. Совместно с учеником необходимо проанализировать его успехи или недостатки. В результате ученик более осознанно относится к результатам своего труда.
В процессе обучения стараюсь развить каждого ученика, создать условия для успешного выполнения заданий так, чтобы школьник не испытывал страх перед оценкой. Тогда он будет способен логически мыслить, решать нестандартные задачи, выявлять ошибки и объяснять их причины, не боясь ошибиться.
Педагог должен понимать, что какими знаниями он ни обладал, какими методиками не владел, без положительной мотивации, без создания ситуации успеха на уроке, такой урок обречен на провал, он пройдет мимо сознания учащихся, не оставив следа в нем.
В конце хотела бы рассказать вам одну притчу.
«Трое путешественников шли по пустыне. Солнце клонилось к закату, становилось холоднее. Они остановились и стали готовиться к ночлегу: разгрузили верблюдов, расставили шатер, достали из дорожных сумок еду и приготовились поужинать, но неожиданно их внимание привлекло странное свечение на горизонте. Свечение приближалось, оно становилось все ярче, и в скором времени все вокруг было озарено изумительным сиянием. Путники застыли на месте, понимая, что соприкоснулись с чем-то Божественным. Каждый из них ждал, что же произойдет дальше, и в этот момент прозвучал Голос:
– Ступайте в пустыню и наберите там как можно больше мелких камешков. Если исполните, то завтра каждого из вас ожидает сюрприз, который восхитит и разочарует его.
Голос смолк и наступила оглушительная тишина. Свет рассеялся и вокруг воцарилась тьма.
Путешественники еще несколько мгновений стояли в молчании, а потом наперебой стали кричать.
– Настоящий Бог не заставил бы нас собирать гальку. Я принадлежу к избранному народу, зачем мне нужно собирать обычные камни?….- возмущался один.
– Вместо того, чтобы открыть нам тайну, как стать знаменитыми или богатыми, он посылает нас собирать простые камни?! – добавил второй.
– Лучше бы он нам сказал, как можно уничтожить бедность, болезни, страдание, войны, – сокрушался третий.
Но магия прозвучавшего голоса оказалась так сильна, что, поворчав и повозмущавшись, они все же собрали немного камешков и побросали их в свои дорожные сумки.
Наутро путники разобрали шатер, нагрузили верблюдов и отправились в дальнейший путь. Вечером того же дня они опять стали разбивать лагерь для ночлега, но вдруг послышался изумленный голос одного из путешественников. Двое других бросились к нему, а тот протягивал им на ладони крупный алмаз. Галька, которую они собрали в предыдущую ночь, превратилась в алмазы. Двое других бросились к своим дорожным сумкам и, о чудо, тоже обнаружили вместо простых камешков алмазы изумительной красоты! Первый восторг сменился разочарованием: ведь они набрали так мало камешков!
Когда страсти поутихли, они стали размышлять над тем, что с ними произошло. Всю ночь они не могли заснуть и все пытались понять, что же хотел Господь до них донести, чему хотел их научить. И постепенно им открылся смысл произошедшего с ними чуда: галька, которая прошлой ночью казалась такой бесполезной, сегодня стала драгоценной. Они стали понимать, что в многие вещи в жизни, которые вначале кажутся незначительными, на самом деле могут обладать ценностью, о которой человек до поры до времени не подозревает.»
Мораль: приобретенные в школе знания и компетентности, истинную ценность которых учащиеся оценить не могут, в дальнейшем обратятся в «алмазы».
Похожие записи:
Применение головоломок на уроках математики
Опыт работы учителя математики. Системно - деятельностный подход в обучении на уроках математики
Применение игровой технологии на уроках математики как средство мотивации учащихся
Конспект урока математики, 2 класс. Приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100