Воспитательский час для учащихся младших классов. Конспект

Воспитательский час «Откуда берутся прозвища? Как с ними бороться?». Начальная школа
Цель: развивать теплые, добрые отношения между детьми.
Задачи:
Образовательные:
• Обобщить у детей понятие «прозвище».
• Формировать уверенность в себе, осознание своей индивидуальности.
• Способствовать проявлению форм дружеского обращения друг к другу.
Воспитательные:
• Установить различие между понятиями «имя» и «прозвище».
Показать, как действительно важно человеческое общение между людьми.
• Воспитывать отрицательное отношение к словесным оскорблениям.
Ход занятия
Упражнение «Я твой друг»
Ведущий подаёт руку другому со словами: «Я твой друг», тот кто пожимает его руку отвечает: «И я твой друг».
Слова повторяются до тех пор, пока вся группа не соединиться руками.
После этого ведущий говорит: «Наша дружная семья, куда все», а дети отвечают: «Туда и я».

Вводная часть
- Мы много говорим с вами о культуре речи, о плохих словах, а сегодня поговорим с вами… А впрочем тему вы определите сами. Я лишь прочитаю вам небольшой диалог.

Диалог «Встреча подруг после летнего отдыха»
– Привет, Огонёк, ну, как у тебя дела? – спросила Ленка.
– Здравствуй. Да ничего, вот только вчера приехала, – ответила Маша.
– А мы тут без тебя совсем заскучали, Длинный о тебе спрашивал.
(Так Ленка называла Сашку Перова из параллельного класса за его рост. Она вообще всем давала клички, но никто на неё за это не обижался.)

- Что необычного показалось вам в этом диалоге? Так как вы определите  тему нашего урока?. 
Верно, тема сегодняшнего занятия «Прозвища»

- Сегодня утром на адрес нашей группы пришло письмо.
«Здравствуйте, ребята! В нашем классе случилась беда – девчонки и мальчишки дразнят друг друга и придумывают клички, из-за этого часто ссорятся и обижаются. Помогите справиться с нашей бедой!» (читает ребёнок)
Воспитатель. Что посоветуете?
Ответы детей. Убрать из речи плохие слова. Клички использовать только для животных. Перестать обижаться. Не дразниться самому.

Введение в тему занятия
- Каждому человеку при рождении даётся имя. Однако в течение жизни человек получает другое имя, или даже не одно, где выделена самая яркая черта его характера. Такое имя называется прозвищем.
- Дети часто дают кому-нибудь прозвище. Есть популярные прозвища. Они понятны каждому. К таким относятся Плакса, Ябеда, Стукач.
Возникают они в результате какого-то запомнившегося случая. Девочка заплакала раз-другой, к ней прилипло прозвище.
- Какие прозвища вы слышали?
Прозвища – явление древнее. Можно отметить тот факт, что они являются вторым именем.

Разделяют прозвища по следующему принципу:
Внешний вид: Растрёпа, Дылда, Кащей, Мелкий, Хромой, Грязава
Фамилия: Сорока, Медведь, Федя,
Особенности походки и осанки: Черепаха, Хромой, Косолапый.
Особенности частей тела: Лысый, Косой, Ушастый, Большеголовый, Рыжий.
Качества человека: Попрошайка, Подлиза, Художник.

     Итак, прозвища бывают разные. Одни - обидные, которые высмеивают физические или умственные недостатки. Они унижают личность человека. Другие прозвища кажутся безобидными. Ими могут называть друзья. Они не причиняют страдания человеку, которого обозвали. Но в результате этого может забыться настоящее и, может быть, очень красивое имя!

Упражнение «Что в имени моём?» ( читают на листочках)
Алексей - защитник, помощник.
Богдан - данный Богом.
Вячеслав - большая слава.
Кирилл – владыка, господин.
Тимофей - почитающий Бога.
Эдуард – страж богатства.
(Значение женских имён можно посмотреть здесь. Значение мужских имён можно посмотреть здесь)

Вопросы к детям:
- Скажите, пожалуйста, вас когда – нибудь дразнили?
- Что вы в это время чув­ствовали?
Ответы детей.
• Обидно
• Стыдно
• Неприятно
• Грустно

Воспитатель.  Какие советы вы можете дать человеку, которого дразнят, чтобы помочь ему справиться с этой бедой?
Ответы (варианты) детей.
- Что главное в человеке: его внешность или душевные качества? (Ответы детей) Главное, чтобы у человека было доброе сердце, чтобы он был честным и трудолюбивым, а внешность можно изменить. Я предлагаю вам посмотреть

Мультфильм «Рыжий, конопатый»

Воспитатель.
- Ребята, почему мальчика дразнили «Рыжий конопатый»? (Ответы детей)
- А он виноват, что родился рыжим и конопатым? (Ответы детей)
- Значит, что нельзя делать? (Ответы детей)

Воспитатель. Можно ли смеяться над внешностью человека? Ес­ли нельзя, то почему?
Ответы детей.

- А как вы понимаете смысл слова ДРАЗНИТЬ? (ударение на второй слог)
Словарная работа
- Давайте посмотрим, как объясняется это слово в толковом словаре:
ДРАЗНИТЬ – злить, умышленно раздражая чем-нибудь, обидным, часто бывает до слёз.
«Дразнилка» - человек, который дразнит другого.
- Хорошее или плохое качество - ДРАЗНИТЬСЯ?

Басня С. Михалкова «Зеркало»
Жил-был один Носорог. Он имел привычку над всеми издеваться.
- Горбун! Горбун! – дразнил он Верблюда.
- Это я горбун? – возмущался Верблюд. – Да будь у меня на спине три горба, я был бы ещё красивей!
- Эй, толстокожий! – кричал Носорог Слону. – Где у тебя нос, а где хвост? Что-то я не разберу!..
Однажды достали друзья зеркало и пошли искать Носорога. А тот как раз к Страусу приставал:
- Эй ты, недощипанный! Голоногий! Летать не умеешь, а птицей называешься!
От обиды бедный Страус даже голову под крыло спрятал.
- Послушай, друг! – сказал Верблюд, подойдя поближе. – Неужели ты сам себя красавцем считаешь?
- Конечно! – ответил Носорог. – Кто же в этом сомневается?
- Ну, тогда посмотри на себя! – сказал Слон и протянул Носорогу зеркало.
Посмотрел Носорог в зеркало и захохотал:
- Ха, ха, ха! Что это ещё за уродина на меня смотрит? Что у него на носу? Хо-хо-хо! Ха-ха-ха!
Вывод: Чем над кем-то смеяться, надо сначала посмотреть на себя.

Воспитатель с детьми приходят к вы­воду: главное в человеке не внешность, а его поступки.

Воспитатель. Во многих сказках героев называют не по именам, а дают им прозвища. Узнайте этих героев, и объясните, почему их так называли.

Игра «Угадай героя»
- А как вы обращаетесь друг к другу?
Я знаю, что у многих ребят в детском доме есть прозвища. Мне хочется услышать, почему же вы так называете друг друга?
- А это, это хорошее или плохое прозвище?

Воспитатель. Несоблюдение правил общения друг с другом приводят к ссорам и конфликтам. Кому приятно, когда кто-то ябедничает или даёт ребятам обидные прозвища.
Воспитатель предлагает запомнить следующие правила:

Правила дружбы
- Убери из речи плохие слова. 
- Клички используй только для животных. 
- Перестань обижаться. 
- Не дразнись сам. 
- Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе

Воспитатель. У кого бывают клички? (только у животных)
Воспитатель. Какие клички можно дать кошке, собаке, курам, коровам.
Воспитатель. К уверенному, довольному собой, своей внешностью человеку обидные клички не прилипают. Зато неуверенные, очень переживающие по поводу своих способностей получают «сполна» и по самым больным местам.

Как реагировать на кличку
• Относись к прозвищам спокойно. Твоя обида и злость не остановят, а ещё больше раззадорят обидчика. А человека, который не раздражается, и дразнить то не интересно.
• Не обращай внимания, не поворачивайся и не отвечай на обзывательства, пока тебя не назовут настоящим именем
• Подумай, не отражает ли кличка, прозвище твои реальные недостатки и постарайся избавиться от них, если это возможно.
• Подойди к обидчику и спроси, почему он так говорит о тебе. Может ты ненароком его оскорбил и теперь он мстит тебе за это?

Воспитатель. Сделаем выводы.
    У каждого человека есть имя и фамилия, которые отличают его от других людей. Надо с уважением относиться к чужому имени и фамилии. Любого человека нужно называть уважительно и по имени, которое ему выбрали его родители. И будет очень хорошо, если мы будем называть друг друга ласковыми, нежными, добрыми именами.
- Как бы вы хотели, чтобы вас называли?
- Если мы будем каждый день улыбаться друг другу и говорить только теплые, нежные и ласковые слова, то и жизнь наша будет радостной и веселой и все наши мечты и желания обязательно сбудутся.

Упражнение «МЫ»
(каждому выдаётся карточка: Мы-)
Каждый ребёнок пишет: Мы-добрые, мы-вежливые и т.д.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект классного часа для учащихся 1-4 классов Конспект классного часа для 2 класса "Давайте жить дружно!" Классный час по программе «Тропинка к своему Я» «Каждый человек уникален» во 2 классе Классный час во 2 классе "Милосердие"

Похожие статьи:

Классный час во 2 классе по теме Природа

Классный час ко Дню космонавтики 1-2 класс

Классный час на тему Дружба, 2 класс

Открытый классный час во 2 классе. Мой Казахстан

Классный час по ПДД для 1-2 класса

Сценарий мероприятия ко Дню Победы - 9 мая в детском доме | Воспитательный час для младших школьников на тему: "Права и обязанности"
Опубликовано: 3 дня назад (26 марта 2025)
Просмотров: 206
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!