Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Консультация для родителей в детском саду. Воспитание читательского интереса у детей дошкольников

Консультация для родителей "Использование фольклора сибирских народов в воспитании читательского интереса у детей дошкольного возраста"
Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. К сожалению, интерес к книге, к чтению, вхождение в книжную культуру с каждым годом снижается. Современные дети большую часть времени проводят у телевизора, с телефоном, за компьютером, всё реже читают книги. Поэтому самым осведомлённым человеком в вопросах воспитания читательского интереса должен быть взрослый.

Чтобы процесс знакомства с книгой был увлекательным, целесообразно использовать фольклор. Песня, попевка, потешка, загадка, пословица, поговорка, сказка, частушка - первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире. И, конечно же, это источник мощной и побудительной силы, влияющей на развитие положительной реакции ребёнка на книги, чтение, развитие его читательского литературного интереса.

Несложные и легко запоминающиеся тексты фольклорных произведений помогают взрослому устанавливать эмоциональный контакт и самого раннего детства доносить до ребёнка в доступном виде сведения об окружающем, а значит снова и снова побуждать его интересоваться книгами.

Попевки, поговорки, потешки - первые фольклорные произведения, которые слышит ребёнок. Знакомство с ними не только обогащает его знания об окружающем, но и формирует отношение к миру, пробуждает интерес к чтению.Особый эмоциональный всплеск у малышей вызывают народные произведения, в которых есть звукоподражания голосам животных и описание их повадок:
НАШИ УТОЧКИ С УТРА:
КРЯ, КРЯ, КРЯ.
НАШИ ГУСИ У ПРУДА:
ГА-ГА, ГА-ГА, ГА-ГА.
НАШИ КУРОЧКИ В ОКНО:
КО-КО, КО-КО, КО-КО.

В таких потешках ребёнок улавливает доброе, гуманное отношение ко всему живому.Возможность повторять за взрослым звукоподражания притягивает ребёнка, поддерживает его интерес.

Для детей - дошкольников всех возрастов, начиная с младшего, самым любимым разделом народного творчества являются сказки. Придумали их прадедеы, деды, чтобы дети знали свой край, в котором живут; знали птиц, рыб, зверей - всё, чем богата земля сибирская. Сказки о живой природе - это душа, совесть народная, свод житейской мудрости на каждый день.

Сибирь наша многонациональна. Русские, буряты, эвенки, ненцы, тофалары и другие народы населяют её. И, чтобы лучше знать родную землю, необходимо знакомить детей с фольклором народов - коренных жителей Сибири.

Большое место в фольклоре сибирских народов занимают сказки о животных. Это и понятно, ведь охота - главное занятие этих народов. Тематика сказок обширна. В них даются обобщения жизненных наблюдений, опыта, описания природы. Сказки сибирских народов являются ценным материалом для изучения флоры и фауны родного края.Благодаря им как бы распахивается окно в мир природы. Звери выступают в сказках устроителями мира, верными товарищами человека, его учителями и помощниками. Сказки учат детей внимательному отношению к окружающему миру. Например:
БУРЯТСКИЕ: "Снег и заяц" (о том, почему заяц меняет шубу); "Почему лев не живёт в Сибири"
НЕНЕЦКИЕ: "Снегирь и мышонок"( напоминает сказку "Два жадных медвежонка");"Сова и куропатка"(о том, как много врагов в природе у куропатки: медведь, лиса, песец,сова)
ЭВЕНКИЙСКИЕ: "Волк и лиса"(похожа га одноименную русскую сказку, но сместным колоритом); "Почему у зайца кончики ушей чёрные"(пролил котёл с едой у бабушки, она метнула в зайца котёл и задела кончики ушей)
ТУВИНСКИЕ: "Ленивая сова"; "Как верблюд стал некрасивым"
ТОФАЛАРСКИЕ: "Шесть имён медведя", "Муравей и кобылка";

Сказка по своей сути оптимистична (чего нам не хватает в сегодняшнее время), как и всё народное творчество, пронизана светлой идеей добра и оставляет у слушателей радостное впечатление.

Следующий раздел фольклора - загадки - полезное упражнение для детского ума. Детей следует учить отгадывать загадки с младшего возраста. На первом этапе знакомства с загадками перед ребёнком выставляют игрушки и для каждой подбирают загадку. Детям в данном случае отгадать легко, так как отгадка перед глазами.

У сибирских народов много загадок связанных с природой:
БУРЯТСКИЕ: "У рыжего телёнка жёлтое брюхо"(облепиха); "Богатырь с тонкой талией"(муравей); "Под елью чугунный котёл кипит"(муравейник)
ЭВЕНКИЙСКИЕ: "Один - льёт, другой - пьёт, третий - растёт"(дождь, земля,растение); "По тундре на четырёх ногах ходит, а в чуме кочкой лежит"(собака); "Летом в красное сукно одевается, на одной ножке стоит"(морошка)
МАНСИЙСКИЕ: "Меньше иголки,а стучит как топор"(дятел)
Через знакомство с растительным и животным миром даётся детям понимание таких сложных вещей, как временные знания - бурятская загадка "Огромная жёлтая сосна имеет двенадцать сучьев, на этих двенадцати сучьях триста шестьдесят пять шишек (год, месяцы, дни)

Настоящими жемчужинами народной мудрости являются пословицы, поговорки, приметы. Всем известны приметы: "Много снега, много хлеба", "Птицы низко летают - к дождю", "Длинные сосульки-к долгой весне". А вот некоторые из примет народов Сибири: "Много грибов - много белок", "Муравьи спрятались в муравейнике - к дождю", "Гагара на воде кричит - дождь накликает", "Обильный орех и рябина в тайге - к суровой зиме", "Чайки сидят на поверхности воды и спят - к хорошей погоде".

Пословицы народов Сибири тоже отличаются местным колоритом: "Обижать своих соседей - то же, что и дразнить медведей", "Без крыльев птица не летает, без песен народ не живёт", "Когда уходит доброта, остаётся гнев и голод", "Дерево без ветра не шатается", "Птица хоть и без грудей, а птенца вскармливает", "Дружные сороки и медведя заклюют", "Плохой человек, что сучковатое дерево".

Природа давала и даёт жизнь и людям, и растениям, и животным. Эта взаимосвязь природы и человека породила особое мироощущение в фольклорных произведениях: животные и растения часто беседуют с людьми, человек понимает их язык. Мир един, в нём всё взаимосвязанно - на этом основана "природная" философия сибирских народов, отражённая в фольклоре. И, конечно, нам, взрослым не следует проходить мимо этого "кладезя народной мудрости "Надо чаще использовать фольклор, который станет первой ступенькой в появлении читательского интереса у детей.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий зимнего развлечения для старших дошкольников Авторская народная песня для дошкольников "Русский перепляс" Музыкальный педагогический проект в детском саду. Старшая группа Фольклор для малышей

Похожие статьи:

Сценария фольклорного праздника для старших дошкольников

Тематическое занятие в старшей группе. Славянская мифология

Методика проведения физкультурных занятий в детском саду

Фольклор для детей 2-4 лет в детском саду

Колыбельные в развитии ребёнка

Игры на адаптацию детей в детском саду, 3-4 года
Опубликовано: 1570 дней назад (8 января 2020)
Просмотров: 815
0
Голосов: 0
Лидия Александровна Гринюк # 12 января 2020 в 14:54 0
Елена Сергеевна, очень интересно изучение фольклора сибирских коренных народов. Мы тоже стараемся использовать в своей работе сказки и легенды коренных народов Севера. Только наше краю это уже другие народности: эвены, чукчи, коряки. Поэтому спасибо Вам за ту полезную информацию, которая безусловно также пригодится в моей работе.
Елена Сергеевна Филатова # 12 января 2020 в 17:22 0
Спасибо вам,Лидия Александровна, за проявленный интерес к моей работе.Хорошо, что есть возможность делиться опытом.Благодарю за это создателей сайта.