Воспитание гражданской позиции у старших дошкольников через приобщение их к волонтерской деятельности
Мастер-класс «Воспитание гражданской позиции у детей старшего дошкольного возраста через приобщение их к волонтерской деятельности»
- Добрый день, уважаемые родители! Пусть эта встреча принесет вам радость общения, положительные эмоции и улыбки.
Сегодня вашему вниманию предлагаю мастер-класс. Тема мастер-класса: «Воспитание гражданской позиции у старших дошкольников через приобщение их к волонтерской деятельности» Цель мастер-класса: Повышение уровня компетентности родителей (законных представителей) в вопросе значения волонтёрского движения в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Задачи:
- Расширить знания участников мастер-класса о значении волонтёрского движения в нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
- Cформировать мотивацию к участию в волонтёрском движении. Этапы мастер – класса:
- Теоретическая часть
- Практическая часть
- Рефлексия (заключительная).
Актуальность
Большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня в разрушении личности. Современное общество переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Над духовными ценности доминируют материальные, у детей часто искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Поэтому одной из главных задач современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Волонтёрская деятельность – это круг деятельности, включающий в себя традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо людей.
Волонтёрство – это одна из новых, но доказавшая свою жизнеспособность и эффективность активная форма общения в детской среде, при которой ребёнок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов, что является одним из направлений ФГОС.
Работа волонтёра сплачивает в стремлении делать добро, что способствует воспитанию духовно - нравственных качеств личности дошкольников.
А кто же такой волонтёр? Волонтер – новый термин, но не новое явление в общественной жизни нашей страны. Синонимом слова «волонтер» является слово «доброволец».
Волонтерство – это, прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.
Волонтерство - это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения.
Цель работы с детьми - развитие нравственных качеств личности дошкольников, формирование их гражданской позиции
Задачи:
1) развивать навыки общения детей;
2) воспитывать у детей самостоятельность, инициативность, ответственность, доброжелательность;
3) способствовать раскрепощению, самораскрытию, творческому самовыражению личности ребенка;
4) учить детей оказывать помощь тем, кто нуждается;
5) расширить представления о волонтерском движении у детей 5-7 лет;
6) дать детям практические навыки участия в волонтерском движении;
7) вовлечение родителей в образовательную деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей.
Работа ведется не спонтанно. На месяц составляется план работы, иногда в течение месяца он корректируется. Но это, как правило, не влияет на конечный результат.
В работе по организации волонтерского движения в условиях детского сада, мы выделяем 4 этапа: Этапы:
1 этап. Социально-психологическая подготовка детей-волонтёров
2 этап. Формирование волонтёрского движения.
3 этап. Путешествие в мир добрых дел и поступков
4этап. Развитие волонтёрского движения, проведение акций и мероприятий.
1 этап. Социально-психологическая подготовка детей-волонтёров
Чтение художественной литературы: В. Катаев «Цветик– семицветик», «Два жадных медвежонка», «Искорки добра», В. А. Сухомлинский – «Скупой», В. Митт – «Шарик в окошке» и т.д.
Показ мультипликационных фильмов с целью осознания великой силы добра: «Под грибом», «Седьмой гном», «Чертёнок с пушистым хвостом», «Дюймовочка», и т.д.
Слушание песен: «Будьте добры!» - автор текста Санин А., композитор Флярковский А.; «Дорога добра» - автор текста Энтин Ю., композитор Минков М.
Беседы: «Что такое добро?», «Легко ли быть добрым?», «Что значит добрый человек?», «Почему добро побеждает зло?», «Как поделиться добротой?», «Кто такие волонтёры».
Игры: «Объятия», «Аплодисменты по кругу», «Менялки игрушек, «Тропинка», «Гномики», «Раздувайся пузырь», «Паровозик» и т. д.
2 этап. «Формирование волонтёрского движения»
Дети волонтерское движение приняли с большим интересом. Сначала небольшая группа ребят больше остальных проявляли желание заниматься с малышами, готовить выступления и подарки для ветеранов. Другие присматривались. Но после того как волонтеры, очень гордые и довольные, приходили в группу и рассказывали, где они были, чем занимались, то и остальные постепенно стали проявлять интерес и стали принимать активное участие в работе..
3 этап. «Путешествие в мир добрых дел и поступков»
Своим примером и конкретной помощью волонтёры учили малышей навыкам самообслуживания. Любимым занятием волонтёров является игра с младшими дошкольниками. Ведь старшие дошкольники, как и все дети, любят игры: подвижные, сюжетно-ролевые и игры по правилам, где они понимают свою значимость в качестве наставника научить партнёра игре.
Старшие ребята любят заниматься с малышами во всех режимных моментах, в течение всего дня. Утреннее проведение и разучивание пальчиковых игр, комплексов утренней гимнастики. Оказание помощи при одевании детей на прогулку. Совместные игры на прогулке. Во второй половине дня – оказание помощи в одевании, умываний, закаливающих процедурах умение хождения по закаливающим дорожкам, совместная продуктивная деятельность, совместные сюжетно - ролевые игры.
Изготовление подарков для малышей и ребят, которые первый раз пришли в детский сад, рассказы о том, какой замечательный у нас детский сад.
Это способствовало формированию положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений.
4 этап. «Развитие волонтёрского движения, проведение акций и мероприятий»
«Подарки ветеранам», «Приглашаем на концерт» ко Дню пожилого человека, «Игрушки малышам», «Георгиевская ленточка» ко Дню Победы, «Кормушка для птиц» совместно с родителями.
У детей формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям.
Рефлексия. Каждый ребёнок оценивает свой вклад в достижение поставленных целей, свою активность, результативность работы, увлекательность и полезность.
Волонтерское движение в детском саду при активном участии педагогов, родителей,– это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств.
Мы надеемся, наше движение продолжится, но уже сейчас можно заметить развитие духовно- нравственных качеств детей. У детей развиваются представления о высших моральных ценностях (добро и зло, дружба, вражда, сопереживание, ответственность, дисциплинированность, культура поведения, уважительное отношение к старшим, бережное отношение к животным и растениям).
Говорить о результатах ещё рано, ведь жизнь ребёнка – это непрерывный рост, постоянное развитие личности, а ежедневная кропотливая работа. И очень важно, чтобы взрослые помогали своим детям в этом росте.
Практическая часть
Каждый из Вас, сидящий в зале – волонтер. И в подтверждение этому я вам предлагаю пройти своеобразный тест-экспромт. (Упражнение на установление контакта с участниками мастер-класса):
• Если вы полагаете, что волонтер должен поддерживать людей в их лучших начинаниях, потопайте ногами.
• Если вы считаете, что волонтёр помогает другому человеку по свое инициативе, то похлопайте в ладоши.
• Если вы считаете, что волонтёр должен быть доброжелательным, терпеливыми, корректными, тактичными то потопайте ногами.
• Если вы думаете, что волонтер не ждет слов одобрения своей работы и не держит злобы, то помашите рукой.
• Считаете ли вы, что волонтёр имеет возможность испытать чувство, что он кому-то нужен, то похлопайте в ладоши.
• Если вы полагаете, что волонтёр проявляет толерантность к мнению других людей, то помашите рукой.
• Если вы думаете, что у волонтера должен быть богатый запас слов поддержки и одобрения для людей, похлопайте в ладоши.
Если вам нравится идея работы с детьми в данном направлении, улыбнитесь!
Спасибо. Этот тест – способствовал раскрепощению, самораскрытию, творческому самовыражению, а с другой стороны – обратил ваше внимание, что нам очень важны такие духовные качеств человека, как доброта, милосердие.
А сейчас, прошу вас помочь мне. Мне нужно 5 участников.
Присаживайтесь за столы. Перед собой вы видите нитки и ножницы, из них мы будем изготавливать кукол.
С давних времен куклы использовались для игры, в качестве оберегов, но мы найдем им иное применение.
Ваша задача, сделав куклу из ниток, увидеть ее характер, рассказать о нем, представить добрые и не очень поступки, основываясь на цвете ниток. В помощь вам моя схема. Приступайте.
Мы с вами (обращение к остальным участникам, пока 5 добровольцев делают кукол) поговорим о правилах деятельности волонтера.
Приглашаю вас взять по одному листку с правилом, зачитать его и объяснить, как вы понимаете….
1. Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.
2. Будь ответственным!
3. Обещаешь – сделай!
4. Не умеешь – научись!
5. Уважай других людей!
6. Будь терпимым!
7. Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.
Эта Игра способствует пониманию собеседника, а также формирует правила деятельности в рамках волонтёрского движения.
Куклы готовы. Первой о своей кукле, с Вашего позволения, расскажу я.
- Мой человечек появился на свет из пряжи ярко-желтого цвета, он яркий, жизнерадостный. Самое главное его качество – это оптимизм и жизнелюбие, умение дарить тепло и добро другим.
(Далее каждому участнику предлагается представить своего человечка.) Последний дает описание куклы из черных ниток.
(Примерный текст: Этот человечек появился на свет из ниток черного цвета. Он злой, малообщительный, ему трудно среди других людей. У него нет друзей, ему одиноко)
- Как вы думаете, мы должны помочь этому человечку?
- Конечно, да. Что мы можем для него сделать?
Да, вы все правы, мы должны окружить его вниманием, заботой, добротой.
Только вместе мы можем посеять росточки добра в его сердце.
Пожалуйста, возьмите своих человечков и с помощью клея, который находится на столе, приклейте их к плакату, так, чтобы они крепко держали друг друга за руки, и окружали человечка из чёрных ниток.
(Данные игры используются на 1 этапе «Социально-психологическая подготовка волонтёров»).
Рефлексия
Волонтёр всегда протянет руку помощи. А теперь предлагаю вам помочь нам. Прошу вас протянуть нам руку помощи. Материалы: листы цветной бумаги, ручки и ножницы.
Все мы в детстве любили обводить свои ладошки. Сейчас нарисуйте свои ладошки на бумаге и напишите на них, какими же качествами должен обладать волонтёр.
Потом мы все ваши ладошки прикрепим к веселому, теплому солнышку.
Вот как выглядит наша доброта. Посмотрите, сколько у неё лучиков! Какие же качества души волонтёра согревают нас своим теплом?
Это - любовь, милосердие, бескорыстие, сострадание, великодушие, благодарность, нежность, скромность, уважение, сочувствие. (Лучики прикрепляются к солнышку)
На этом наш мастер-класс подошел к концу. Давайте вспомним, было ли для Вас что-то новое, интересное сегодня. Предлагаю вам разгадать небольшой кроссворд.
По вертикали: 1) 8 пунктов, которые мы рассмотрели в начале нашего мастер-класса: деятельности волонтёров (правила). 2) Каким качеством должен обладать волонтёр? 3) Мотивы человека, вступающего в ряды волонтёрского движения:
Какое слово получится по горизонтали: 1) люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению (волонтёры)
У вас на столах лежат кружки разного цвета. Зелёный обозначает, что мастер класс произвёл на вас благоприятное впечатление и Вам всё понятно. Красный - у вас остались вопросы по данной теме.
Великий русский писатель Л.Н. Толстой сказал «Чтобы поверить в добро, надо его делать». И давайте с этого момента попробуем делать только добро друг другу, Пробуйте. И у вас все получится!
Спасибо за внимание.
Скачать Мастер-класс «Воспитание гражданской позиции у старших дошкольников через приобщение их к волонтерской деятельности»
Лидия Александровна, еще раз здравствуйте. Мне очень понравились Ваши разработки по данному направлению. Повторюсь, что удивлена и порадовалась, что дети-дошкольники имеют возможность уже в этом возрасте приобщиться к волонтерскому движению. Очень интересные игровые приемы указаны в практической части мастер-класса. Спасибо Вам. Больших успехов в Вашем труде.