Из опыиа работы воспитателя детского сада. Формирование гражданской позиции у дошкольников в рамках социального партнерства
Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место и место его детей в окружающем мире. Но и этого мало. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому детей. А такое становится возможным только тогда, когда освоена родная культура, включающая много различных аспектов: традиции и обычаи народа, историю его развития, духовное наследие и т.д. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями, может оказаться под угрозой государственность.
Чтобы избежать этого,
необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны.
Дети-дошкольники живут в своем маленьком мире: вот мама, вот папа, вот моя квартира, мой детский сад. И в детском саду у нас довольно небольшое, привычное взору ребенка пространство: мой шкаф в раздевалке, моя кровать, моя группа. Самое большое путешествие для многих детей – это поездка на выходные к бабушке. Далеко не каждая семья имеет возможность выезжать в центральные районы страны. В результате дети остаются замкнутыми в своем маленьком мире.
Но ведь пройдет немного времени, и дети пойдут в школу. Они должны стать более самостоятельными. Для развития их самостоятельности, для расширения кругозора было бы хорошо, чтобы дети лучше осознавали свое место в огромном мире, чтобы у них вырабатывалось ощущение своей причастности ко всему происходящему.
Необходимо воспитывать и обучать детей так, чтоб они осознавали себя, с одной стороны - детьми своих родителей, внуками и правнуками своих предков, а с другой стороны - детьми своего города, региона, страны, наконец, - жителями Земли. Этой задаче и должно служить формирование пространственных представлений.
Еще в начале 30-х годов XX века известный швейцарский психолог Жан Пиаже высказал идею о том, что ребенок дошкольного возраста — эгоцентрик, то есть он ощущает себя центром мира. Постепенно, в процессе взросления, в результате психического развития и социализации восприятие ребенка меняется. Децентрация является одним из важных показателей готовности к школьному обучению. Возраст пяти-семи лет благоприятен для целенаправленной работы по изменению взглядов ребенка на мир и на свое место в нем. Этому способствует система занятий и игровых упражнений.
Начинать работу нужно от осознания ребенком самого себя, от создания комфортного ощущения от пребывания в окружающем мире. Поэтому, прежде чем ста¬вить какие бы то ни было задачи, необходимо создать комфортную обстановку в группе, чтобы дети чувствовали себя здесь как дома, на своем месте. От осознания себя, своих эмоций и настроений, своих ощущений и чувств можно вести ребенка дальше, к осознанию огромности окружающего нас мира и своего места в нем, к ощущению расширения своего пространства.
На первый взгляд кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения - родственные, дружеские, профессионально-трудовые и пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с объектами социальном сферы района, социумом ближайшего окружения. Важно научить ребенка свободно ориентироваться там, где он живет, где находятся его детский сад, школа, в которой он будет учиться, воспитать любовь к своей малой родине, бережное и ответственное к ней отношение.
Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром и их социальное развитие должно стать одним из приоритетных направлений педагогической деятельности, адаптированным к современным условиям. Определенность объектов ознакомления помогает при организации прогулок и экскурсий.
Знакомство с микрорайоном, родным городом начинается с детского сада, который является частью их социальной инфраструктуры. Современное дошкольное учреждение представляет собой своего рода социальный мир в миниатюре, здесь представлены такие виды деятельности человека, как образование, культура, сфера услуг, общественное питание, медицина, физкультура и спорт.
Для детей третьего-четвертого года жизни, впервые переступивших порог сада, все, что они видят вокруг, представляет огромный интерес. Сад - чрезвычайно важный этап в их ознакомлении с социумом. В современных условиях родители не всегда могут уделить своему ребенку достаточно времени, рассмотреть с ним окружающие предметы, обратить его внимание на происходящие явления и события, поговорить о них. В результате этого у детей часто недостаточно для своего возраста развиты память, навыки восприятия, речь. Поэтому на протяжении 2 младшей и средней группы мы старались систематически и целенаправленно учить младших дошкольников наблюдать, запоминать, ориентироваться в пространстве, тем самым, способствуя обогащению опыта восприятия и познания окружающего мира.
Бытует мнение, что экскурсии по детскому саду, целевые посещения музыкального, физкультурного залов излишни - ведь ребенок постоянно бывает там, перемещается по зданию, - и так все увидит и запомнит. Однако, проходя по коридору, невозможно рассмотреть, картину на стене. В музыкальном зале нужно заниматься - слушать музыку, учиться петь и танцевать, а не любоваться занавесом, пособиями и игрушками в шкафу. Знакомя малышей с детским садом, мы детально рассказывали о предметах, объясняли их назначение, сообщали названия, показывали пример восприятия окружающего, своего отношения к нему. Ведь сформированные навыки послужат для них основой дальнейшего познания мира в более старшем возрасте. Кроме того, такая экскурсия способствует более быстрой и легкой адаптации детей. Уже знакомые предметы, помещения, люди, работающие в детском саду, больше не пугают малыша, они становятся близкими и понятными ему.
Следует отметить, что наше ДОУ посещают дети, имеющие нарушения в речевом и психическом развитии, что заставляет рассматривать проблему сохранения здоровья детей как наиболее важную, неотложную и первоочередную. В свою очередь, ознакомление с окружающим миром помогает сформировать у дошкольников осмысленное отношение к их здоровью. Этому способствуют и занятия, где рассказывают об организме человека, доверительные отношения детей с врачом, медицинскими сестрами, инструктором по физической культуре, представления об их профессиональной деятельности, а также знания о на¬значении медицинского кабинета, спортивного зала, предметов, находящихся в них.
В дошкольном возрасте знакомство с окружающим миром является важнейшим стимулом развития игровой деятельности ребенка, к сожалению, не все необходимые наблюдения можно провести непосредственно в детском саду. Так, например, в процессе сюжетно-ролевой игры «Семья» продуктивны и интересны игровые сюжеты «Магазин», «Парикмахерская». В этом случае можно ограничиться рассказом и объяснением воспитателя, рекомендациями родителям о том, как провести необходимые наблюдения в повседневной жизни.
Основными задачами ознакомления детей младшего и среднего до-школьного возраста с ближайшим окружением представляются следующие:
- освоение дошкольниками предметного мира;
- обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи;
- формирование навыков поведения в детском саду, на участке, во время прогулок по близлежащим улицам, а также навыков общения со сверстниками, родителями, сотрудниками детского сада;
- воспитание у детей уважительного отношения к труду взрослых, знакомство с профессиями, понимание назначения атрибутов профессиональной деятельности.
Мы старались максимально использовать наглядные, практические, игровые методы, опираясь на жизненный опыт ребенка, его знания и представления об окружающем мире.
Начиная со средней группы, мы знакомили детей с объектами, находящимися вне территории детского сада. Прежде всего, проводили целевые прогулки на близлежащие улицы, во время которых ребята усваивали нормы поведения на улице, закрепляли свои знания о городском транс¬порте, правилах дорожного движения, рассматривали корпуса жилых домов, здания магазинов и близстоящих объектов (Центр детского чтения, Лицей № 1 им Крупской)
Хотелось бы подчеркнуть, чти
социум, окружающий детский сад, имеет свою, только ему присущую специфику. Наше ДОУ находится в типичном районе города. Здесь нет промышленных предприятий, но достаточно много учреждений образования, здравоохранения, культуры, сферы услуг, торговых магазинов. Выделение объектов для экскурсий, прогулок, целевых посещений во многом связано с тем, насколько близко то или иное учреждение находится по отношению к детскому саду. Непосредственная близость с продуктовым магазином, например, позволило совершить непродолжительную экскурсию в магазин уже с детьми пятого года жизни.
К сожалению, в нынешнее не¬спокойное время проведение экскурсий, прогулок и походов за территорию ДОУ стало весьма проблематичным, если не сказать опасным. Хотя этот вид деятельности как нельзя лучше подходит для ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром. Кроме того, пешеходные про¬гулки, особенно в парки и скверы, являются неотъемлемой частью и экологического воспитания, и оздоровительной работы. Возникает сложная ситуация: проводить экскурсии опасно, а без них полноценного образовательного процесса тоже не получается. Относительного решения этой проблемы можно добиться при помощи родителей. Прежде всего, необходимо познакомить их с тематикой ознакомления детей с социальным миром, сообщить о планируемых прогулках или экскурсиях, объяснить поставленные цели и задачи. Мы провели консультацию для родителей, на которой познакомили их со своим планом экскурсий, целевых прогулок. Родители с пониманием отнеслись к поставленной проблеме. Во-первых, ими была организована действенная помощь при выходах детей на экскурсии. Во-вторых, они с удовольствием ходили в выходные дни в парк, музей, посещали памятные места нашего города. Нередко во время таких семейных походов дети раскрываются с неожиданной для родите¬лей стороны, удивляют их своими знаниями, осведомленностью.
В ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с социумом района на первый план выходят следующие задачи:
- знакомство с основными историческими сведениями и современной жизнью района, с его достопримечательностями;
- воспитание бережного отношения к памятникам природы, истории и культуры;
- подготовка к школе, воспитание желания учиться, создание положительного образа школы;
- социализация ребенка-дошкольника, включающая формирование у него умения вести себя в общественных местах, общаться со взрослыми и сверстниками.
В подготовительной группе центральным объектом ознакомления с социумом района становится школа. Как правило, выпускники ДОУ поступают в разные школы, но основными для нашего дошкольного учреждения являются Лицей № 1 им Н.Крупской и Гимназия № 24. Тесное сотрудничество с Лицеем № 1 позволило в течение года познакомить дошкольников с инфраструктурой школы, ее особенностями, ее распорядком.
Особое внимание в работе с детьми старшего дошкольного возраста уделяется знакомству с особенностями города. Так, например, без элементарных представлений о его истории и достопримечательностях невозможно понять символику гербовой эмблемы. Старшие дошкольники знают, что в городе есть больницы, много школ, детских садов, кружков и студий для детей, есть даже институт, в ко¬тором учатся студенты. У детей по-степенно формируется образ города, его жителей. Большую помощь в знакомстве с городом, регионом оказывает цикл экскурсий в Краеведческий музей. В ходе этих экскурсий дети получают новые знания об истории города и Северного края, о его природе, климатических особенностях. Также дети узнают правила поведения в общественных местах, в общественном транспорте, так как для проведения экскурсий организован переезд воспитанников в специальном автобусе.
Участие детей в волонтерском движении также помогает ребятам познакомится со многими объектами нашего города. С помощью родителей мы неоднократно побывали в Доме ветеранов, приняли участие в мастер-классе в Детском доме в п.Сокол в выходной день, посетили Детский дом в микрорайоне Солнечный, отвезли подарки пожилым людям в Дом престарелых в выходной день, приняли участие в экологической акции «Чистая вода» в бухте Гертнера. Конечно, в этих мероприятиях принимают участие не все дети группы, так как это связано с возможностью родителей доставить ребят в отдаленные места города. Но по итогам мероприятий дети рассказывают своим сверстникам о том, где они побывали и что там делали, делятся своим небольшим жизненным опытом.
Необыкновенно интересными стали встречи дошкольников в других дошкольных образовательных учреждениях города. Там дети принимали участие в различных конкурсах, соревнованиях, викторинах. Например, дети приняли участие в викторине в МОУ «Детский сад – начальная школа № 72», там же прошли соревнования по плаванию в плавательном бассейне. В рамках взаимодействия наши дети побывали в детском саду № 7, 57, 61. В марте 2019 года дети совместно с родителями приняли участие в соревнованиях по плаванию в городском плавательном бассейне. В марте 2019 года прошла городская интеллектуальная олимпиада воспитанников на базе ДОУ № 7, спартакиада «Малая лыжня Вяльбе» в пос Снежный. Неоднократно дети выступали на различных сценах города: ДДЮТ, Кукольный театр, Дом ветеранов, МЦК, сцена Городского парка. Этот опыт также позволяет детям расширить свое представление о различных культурных, образовательных и спортивных центрах города, получить опыт участия в различных городских мероприятиях.
Так, знакомясь с социумом города, ребята не только получают множество разнообразных сведений, необходимых в их повседневной жизни, но и учатся гордиться своим районом, городом, своей малой родиной.
Рекомендуем посмотреть:
День здоровья в детском саду. Старшая группа
Дидактические игры для дошкольников. Виды
Воспитание детей 5-7 лет через изучение особенностей русской и казахской культур
Эссе воспитателя дошкольного учреждения
Похожие статьи:
Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ
Музейная педагогика в детском саду