Консультация для педагогов "Ты пришел в природу в гости?"
«Ты пришел в гости в природу –
не делай ничего, что бы счел
неприличным сделать в гостях»
Д.Л. Арманд
Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Вместе с тем она становится проблемой безопасности человека. Природа умеет залечивать свои раны. Но это удается с каждым годом все труднее и труднее. К тому же восстановление природных ресурсов возможно только тогда, когда соотношение сил самой Природы сопоставимо с величиной нанесенного ей ущерба. Поэтому так важно оценить влияние человека на окружающую среду и не допускать нанесения ей «смертельных ударов».
Термин «экология» с греческого «эйкос» или «ойкос» - дом, «логос» - знание, наука) был введен в 1866 г. известным немецким естествоиспытателем Эрнестом Геккеле, который определил ее как науку, изучающую «отношения организмов с окружающей средой».
С.И. Ожегов трактует экологию как науку «об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде».
В дошкольной практике экологическое образование определяется как система представлений ребенка о мире, в которых природа и все природное воспринимается как полноправный субъект по взаимодействию с человеком.
Экологическое образование – это один из важнейших факторов общего развития и формирования личности ребенка, подразумевающей конечный результат, итоговую сумму знаний по экологии, которой должен овладеть человек на каждом этапе обучения и которая предусмотрена Государственным стандартом и является частью экологической культуры.
Экологическая культура в толковом словаре – есть совокупность производственных, общественных и духовных достижений, относящихся к природной среде, к среде обитания всего живого. Это часть общечеловеческой культуры, она тесно связана с развитием цивилизации и человеческого общества.
Исследователи проблемы Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, Н.А. Ветлугина. Л.Н. Прохорова и др. определяют экологическую культуру как неотъемлемую часть общей культуры человека, которая включает различные виды деятельности (восприятие природы, овладение знаниями, умениями и навыками, природоохранная деятельность), а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы…).
В учебном пособии «Экологическое развитие детей дошкольного возраста»
экологическое воспитание определяется как процесс формирования у детей осознанно правильного отношения к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют.
Будущее зависит от экологической культуры каждого из нас. В дошкольном возрасте дети восприимчивы и послушны, поэтому есть уникальная возможность для выработки правильных привычек. Именно в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые приобщается к миру природы, богатств, разнообразию ее красок и форм целесообразно формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к живому миру вокруг нас, частицей которого мы являемся.
Важно стремиться к тому, чтобы дети усвоили не только знания о влиянии человека на окружающую среду, но и об охране природы, то есть той деятельности, которая направлена не только на разумное использование природных ресурсов – леса, воздуха, полезных ископаемых, - но и на их восстановление.
Пристальное внимание необходимо уделять формированию у дошкольников сознательной установки на здоровый образ жизни, умение детей жить в гармонии с собой и окружающим, выработки эмоционально- нравственного и действенного отношения к миру.
Формируя экологическую культуру,
важно обращать внимание воспитанников на три проблемы:
1. Разъяснение последствий загрязнения окружающей среды;
2. Использование экологически безопасной практической деятельности;
3. Формирование экологического сознания.
В современных условиях успешное решение задач экологической безопасности и благополучия в обществе связано с экологическим образованием, формированием, развитием экологической культуры каждого человека.
Педагогический процесс экологического развития, осуществляемый в детском саду предусматривает:
Экологическое образование - освоение воспитанниками объема знаний о природных объектах и их экологической зависимости;
Экологическое воспитание - воспитание экологической культуры личности, формирование основ экологической безопасности, способности и желания поступать в соответствии с законами экологии.
Формирование основ экологической безопасности предполагает осознание детьми опасности своих необдуманных действий в природе, провоцирующих экологическую опасность и умение соблюдать личную экологическую безопасность.
В процессе работы с детьми необходимо решать комплекс задач:
Показать многогранную природу здоровья;
Обеспечить детей необходимой информацией, позволяющей сохранить
и укрепить здоровье, соблюдая правила экологической безопасности;
Сформировать систему знаний, умений и навыков экологически целесообразного поведения.
Вызывать желание принимать участие в природоохранных мероприятиях.
Важно сформировать осознание детьми существования связи между своим здоровьем и состоянием окружающей среды, развивать умение ограничивать свои желания и потребности, если они могут нанести вред окружающей природе.
Необходимо подвести воспитанников к осознанию детьми опасности своих необдуманных действий в природе в случае:
- загрязнения мест отдыха в природе: леса, луга, водоема;
- разведения в лесу костров (строго с соблюдением правил пожарной безо-пасности);
- разорения гнезд, муравейников;
- безжалостный сбор грибов и ягод…
Еще одним из направлений данной работы является
развитие навыков экологически грамотного поведения в быту (умение своевременно закрывать краны, выключать свет…).
Вместе с этим задача взрослых состоит в развитии у детей умения выделять и распознавать экологическую опасность (знать, где можно играть и отдыхать, а где – нет, способы определения загрязненности воды и воздуха).
Для этого в детском саду в рамках специально-организованных занятий (по развитию речи, ознакомлению с окружающим, экологии, рисованию и лепке) и совместной деятельности с детьми необходимо пристальное внимание уделять развитию навыков безопасного взаимодействия с природой.
В увлекательной наглядно - практической форме необходимо:
- обогащать представления детей о здоровье, его потребностях, влиянии природы на состояние здоровья, о предупреждении травматизма;
- разучивать пословицы и поговорки о природе и здоровье;
- проводить циклы познавательных занятий:
«Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»,
«Прежде чем за стол мне сесть я подумаю, что съесть»,
«Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья»,
«Как люди вредят природе»,
«Как бережно относиться к природе»,
«Как можно восстанавливать природу»,
«Человек – часть окружающего мира»;
уроки Мойдодыра и Айболита, которые помогают им расти здоровыми.
Для обогащения знаний детей можно использовать различные формы организации детской деятельности:
- беседы: «Вода – источник здоровья»; «Не расходуйте воду напрасно»; «Откуда приходят кислотные дожди?»; «Как защитить воду от загрязнений»; «Загрязнение воздуха»; «Как защитить воздух Земли от загрязнений»; «Муравьи – санитары леса»; «Правила друзей леса»; «Сохраним нашу планету», «Для чего нужны лесу дятлы (муравьи, червяки…)… ;
- наблюдения: за осадками; дымящимися трубами; выхлопными газами машин;
- экскурсии: «Река Магаданка», «Транспорт на наших улицах», «Вид на Марчеканскую сопку»
- опыты: «Какая бывает вода?»; «Свойства воды», «Свойства воздуха»; «Путешествие Капельки»; «Как можно очистить воду»; «Как определить чистоту воды»; «Как определить чистоту воздуха».
- природоохранные мероприятия: трудовые десанты: «Снежное одеяло», «Помощники природы»; экологические акции «Друзья природы», «Украсим Землю цветами», «Зеленая аптека»…,
изготовление и размещение кормушек; подкормка птиц; уборка снега с веток после сильного снегопада; утепление нижней части ствола дерева снегом; заготовка корма для подкормки птиц зимой.
Дидактические игры «Что лишнее», «Лесные цепочки», «Природа и чело-век», «Живое - неживое», «Что было, если бы …»…;
- чтение художественной литературы:
В.Танасийчук «Экология в картинках»,
И.Акимушкин «Жил – был Бобр»,
Н.Сладков «Рыбы»,М.Горький «Случай с Евсейкой»,В.Кашо «Путешествие на дно морское»,
Г.Снегирёв «Про птиц», В. Бианки «Птичьи разговоры», «Стая птиц под снегом», Н. Сладков «Друг или враг», Ф.Троицкий «От чего за-цвёл цветок», П.Молчанов «Спасительница», М.Пришвин «Этажи леса», О.Герасимов «Сказка о споре Огня, Воды и Ветра», П.Синявский «Зелёная аптека».
Необходимо обращать внимание на что, только бережное отношение каждого человека к каждому растению и животному поможет сохранить нашу планету красивой и уютной. Необходимо объяснять детям, что после себя мы должны оставить Землю такой же и даже лучше, чем она была до нас, формировать осознание детьми, что мы все отвечаем за то, чтобы природа сохранялась везде: в лесу, в реке, в городе. Мы должны заботиться о себе, своем здоровье, других людях, воздухе, которым дышим, воде, которую пьем.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по экологическому воспитанию в средней группе
Педагогический проект для детей 2-4 лет«Солнышко на ножке»
Конспект НОД в средней группе по теме Осень
Экологический проект во 2 младшей группе
Похожие статьи:
Экологическое воспитание детей дошкольников
Викторина для старших дошкольников по теме: Полезные растения
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Невидимка-воздух
Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по теме Витамины
Конспект занятия по экологии в старшей группе