Проект "Я за здоровый образ жизни!"
Подготовила педагог дополнительного образования Лебедева Антонина Андреевна, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Бокситогорский центр дополнительного образования»
Актуальность проекта
Наше будущее зависит от подрастающего поколения, от их физического и нравственного здоровья. Но за годы учёбы в школе здоровье многих детей ухудшается. По ряду показателей сформировались негативные тенденции: увеличивается количество детей, имеющих хронические заболевания. Вызывают обеспокоенность детский алкоголизм и наркомания, а также большое число курящих школьников. Говорить о здоровье, о здоровом образе жизни с учащимися просто необходимо. И не только говорить, но и применять полученные знания в жизни. Задача формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Перед собой как педагогом я поставила следующие вопросы: как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Ответом на поставленные вопросы стала разработка проекта «Я за здоровый образ жизни!».
Данный проект разработан с целью приобщения учащихся ансамбля «Карусель» к здоровому образу жизни. Проект способствует формированию негативного отношения к алкоголю, курению, наркомании, даёт возможность получить знания о правильном питании, о гигиене, расширению представлений о здоровье и здоровом образе жизни, на осмысление детьми о необходимости беречь здоровье. Совместная деятельность учащихся способствует сплочению коллектива, растёт взаимопонимание, ответственность, самостоятельность. Вовлечение учащихся в реализацию проекта поможет правильно решить проблему свободного времени, и осознать ответственность за собственное здоровье.
Паспорт проекта
Название - «Я за здоровый образ жизни».
Руководитель проекта - Лебедева Антонина Андреевна, педагог дополнительного образования.
Участники проекта - Учащиеся ансамбля «Карусель», родители.
Возраст обучающихся - Возраст детей 9-11 лет (учащиеся 4-5 классов).
Сроки реализации - 2018 - 2019 учебный год.
Дисциплины, в рамках которой проводится работа по проекту - Изобразительное творчество, хореография, воспитательные мероприятия в рамках проекта.
Тип проекта - Оздоровительный, информационно - творческий, групповой, межпредметный, долгосрочный.
Цели проекта - Популяризация здорового образа жизни у учащихся и их родителей.
Задачи проекта
Образовательные:
- формирование представления о здоровом образе жизни
- формирование знаний об основах безопасности жизнедеятельности; о здоровье человека и способах укрепления; о гигиене здоровья; о правильном питании;
- формирование личной ответственности за собственное здоровье;
- формирование негативного отношения к вредным привычкам;
- приобщение родителей и детей к совместной деятельности.
Воспитательные:
- воспитание желания у детей заботиться о своем здоровье;
- воспитание дружелюбия и товарищества.
Профилактические:
- развитие у детей потребность в активной деятельности;
- развитие потребности в выполнении профилактических упражнений на занятиях хореографии и в повседневной жизни.
Методы решения задач
1. Исследовательские методы: изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, диагностирование.
2. Практические методы: физкультминутки, физические упражнения, спортивные эстафеты, катание на коньках и лыжах, походы за город и катание на ватрушках.
3.Наглядные методы: наблюдение, демонстрация видеофильмов и мультфильмов о здоровом образе жизни.
4. Игровые методы: дидактическая игра, игровые действия, воображаемая ситуация, загадывание и отгадывание
загадок, введение элементов соревнования, традиционные русские игры на улице.
5. Словесные методы: беседы, рассказ
Ожидаемый результат - Повышение уровня информированности учащихся о здоровом образе жизни;
Организация совместной досуговой деятельности родителей и учащихся.
Содержание проекта - Этапы проекта; Сроки; Содержание работы.
I Подготовительный этап
Сентябрь 2018 года
• Анализ научно-методической литературы
• Анкетирование родителей "Роль физкультуры и спорта в семейном воспитании"
• Разработка профилактических и оздоровительных мероприятий для работы с детьми
• Разработка рекомендаций для родителей.
II Основной этап
Октябрь 2018 - март 2019 года
• Участие в конкурсе рисунков и плакатов «Я выбираю», «Спорт-альтернатива пагубным привычкам», «Спорт - моей семье», «Семья – источник вдохновения»;
• Катание на коньках, лыжах;
• Прогулки за город, катание на ватрушках;
• Подвижные игры
• Традиционные русские игры на улице к празднику «Масленица»
• Участие в воспитательных мероприятиях учреждения;
• Беседы на тему: «Личная гигиена», «Мои привычки», «Здоровая пища», «Мир вокруг нас», «Скажем курению нет».
III Заключительный этап
Апрель - май 2019 года
Защита проекта на родительском собрании с демонстрацией презентации
Выводы: Можно утверждать, что у обучающихся сформировались:
- комплекс знаний и представлений о здоровье и здоровом образе жизни;
- умения и поведенческие навыки здорового образа жизни;
- осознание ценности здоровья и ответственного отношения к нему;
- желание совместно с родителями и друзьями проводить свое свободное время.
Учитывая актуальность направления, данный проект может быть продолжен и расширен.
Список используемых источников:
1. Каштанова Т.В., Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении: практическое пособие М.:2002
2. Колабанов В.В. Валеология – СПб: Деан, 2001
3. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002 – 64 с.
4. Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005 – 127 с.
5. Доскин В.А. Как сохранить и укрепить здоровье ребенка [Текст]: пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры / В.А. Доскин, Л.Г. Голубева / под ред. В.А. Доскина – М.: Просвещение; Москва: Издательство “Просвещение”, 2006. – 144 с. – (Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры).
6. Крылова Н.И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Проектирование. Тренинги. Занятия. [Текст]: Дошкольное воспитание / под ред. Н.И. Крылова/ - М.: Волгоград: Издательство “Учитель”, 2009. – 218 с.
7. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая гимнастика для детей. Учебно-методическое пособие для школьных учреждений. - СПб. : «Детство-пресс», 2016.-352с., ил.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Анкета для родителей
• Что беспокоит вас в состоянии здоровья ребенка?
• Сколько времени проводит ребенок на свежем воздухе в будни, в выходные?
• Сколько времени ребёнок проводит у телевизора, компьютера?
• Какие виды закаливания вы проводите?
• Делаете ли вы утром зарядку?
• Каким видом спорта вы увлекаетесь?
• Как часто ходите с детьми на спортивные мероприятия?
• Что бы вы хотели узнать о возможности оздоровления своего ребенка?
• Какую помощь вы можете предложить для оздоровления детей?
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Игровая программа «Масленица»
Мероприятие на свежем воздухе для участников и родителей хореографического ансамбля «Карусель».
Цель: Создание условий для знакомства детей с народным праздником «Масленица»; воспитание любви и патриотизма к своей Родине.
Задачи:
• Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.
• Обогащать духовный мир детей.
• Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».
• Приобщить участников к традиции проведения народного праздника «Масленицы».
• Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.
Ход игровой программы
1. Организационный момент
1.1 Приветствие
1.2 Проверка готовности
1.3 Краткий инструктаж по технике безопасности
2. Основная часть
2.1 Вступительная беседа
Педагог: Подходите, гости дорогие!
Вас ждут сегодня игры, шутки, танцы, угощения!
Пусть звучит веселый смех,
Хватит радости на всех!
Этот праздник - объеденье!
Напечем блины с утра.
К ним – сметана и варенье
И, конечно же, икра!
Желтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный!
Только мама испечет,
А он прыг и прямо в рот!
- Что за праздник к нам пришел? Какие традиции русского народа Вы знаете? Сейчас мы с вами поиграем в традиционные масленичные игры на улице.
2.2 Игровая часть
•
Бег на трех ногах
Участники разбиваются на 2 команды, каждая команда — на пары. Им связывают ноги (правую ногу одного учащегося с левой ногой другого). Флажками отмечают дистанцию. Пара на трех ногах добегает до поворотного флажка и возвращается на линию старта. И т.д. Чья команда скорее закончит соревнование?
•
Игра "Плетень"
Участники, берутся за руки и становятся двумя шеренгами (одна напротив другой). Под музыку русской народной мелодии каждая из шеренг по очереди идет навстречу противоположной шеренге и кланяется. После поклона дети возвращаются на прежнее место. С началом веселой плясовой дети выходят из своих шеренг, расходятся по всей комнате, танцуют, используя известные плясовые движения. Как только музыка закончится, каждая шеренга должна занять своё первоначальное место, а дети быстро и правильно "заплести плетень” (взяться за руки крест-накрест).
•
Игра "Гуси и гусыни"
Правила игры очень просты: все игроки становятся в круг лицом в центр. Со стороны спины за ними ходит ведущий и каждому, дотрагиваясь до спины, даёт имя "гусь" или "гусыня". Если он дотрагивается до игрока и называет его "гусыней", то игрок стоит на месте, но если называет игрока "гусем", то тогда игрок покидает своё место и старается обежать весь круг собравшихся и занять своё место. Сложность в том, что ведущий тоже обегает круг, но бежит в противоположную сторону, и в итоге свободное место занимает или игрок, или ведущий. Тот, кто остался без места, становится ведущим, и игра повторяется.
3. Подведение итогов
3.1 Танцы под веселую и подвижную музыку
3.2 Чаепитие с русскими блинами.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Результат участия детей в конкурсах:
• Районный творческий конкурс «Семья-источник вдохновения», Анна II место;
• Районный конкурс агитбригад и плакатов «Твое сознание», команда ансамбля «Карусель» I место;
• Региональный этап XI Всероссийской акции «Спорт-альтернатива пагубным привычкам», сертификат участия: Елена, Татьяна, Анна;
• Ленинградский областной конкурс «Я выбираю», номинация «Семья выбирает здоровье», Диплом участника, Елена Сергеевна.
Приложение №4
Фотоотчет
Рекомендуем посмотреть:
Социальный проект в дополнительном образовании детей. Итоги
Творческий проект в дополнительном образовании «Кружевные узоры»
Проект в дополнительном образовании по созданию системы взаимодействия с семьей
Экологическое исследование для школьников 5-8 класса. Груши Бере Слуцкая