Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми второй младшей группы (3-4лет) «Лунтик в гостях у ребят»
Цель: речевое развитие детей младшего возраста посредством проблемно-игровых ситуаций.
Задачи:
1. Закреплять представления детей о фруктах, их разнообразии, свойствах; обогащать словарь, формировать умение согласовывать прилагательные с существительными и местоимениями в роде и числе, составлять короткий рассказ, используя карточки-схемы. 2. Развивать речевое дыхание, внимание, мышление, находчивость, воображение, звуковую и интонационную культуру речи, умение правильно формулировать свои мысли.
3. Воспитывать любознательность, отзывчивость, доброжелательное отношение друг к другу, умение работать в коллективе.
Средства обучения: компьютер, аудиозапись музыки из мультфильма «Лунтик», аудиозапись песни «Веселая карусель», дидактическое пособие «Речевая карусель», мешочек с муляжами фруктов (яблоко, банан, слива, персик, апельсин), корзинка с настоящими фруктами (яблоко, банан, слива, персик, апельсин).
Предварительная работа: ознакомление с карточками-схемами для описания предметов, работа с дидактическим пособием «Речевая карусель», просмотр обучающих видеороликов: «Геометрические фигуры», «Цвета», презентации «Фрукты». Речевые игры «Скажи, какой», «Добавь словечко». Рассматривание иллюстраций с изображением фруктов, чтение художественной литературы по теме, д/и «Где, что растет?», «Собери картинку», разучивание текста пальчиковой гимнастики.
Форма организации детей: фронтальная, индивидуальная.
Ход мероприятия
1. Организационно-мотивационная часть.
Дети возвращаются из музыкального зала. Заходят в группу.
Воспитатель: Ребята, я слышу какую-то музыку, прислушайтесь. Вам знакома эта мелодия?
Дети: Да! Ответы (музыка из мультфильма «Лунтик», музыкальная игрушка, музыкальная книга…).
Из уголка уединения выходит Лунтик (взрослый в костюме Лунтика).
Дети: Это сам Лунтик к нам пришел!
Лунтик приветствует детей.
Дети: Здравствуй, Лунтик! Мы очень рады тебя видеть!
Воспитатель: Лунтик, что это за мешочек у тебя, и почему ты грустный?
Лунтик:Это подарок от моих друзей. Внутри что-то гремит, шуршит. Может, вы поможете мне узнать, что это?
Воспитатель: Ну, что ребята, поможем Лунтику? Давайте посмотрим, что в мешочке?
Дети соглашаются.Воспитатель предлагает ребятам развязать мешочек и посмотреть, что в нем находится. Дети заглядывают в мешочек, достают по очереди муляжи фруктов и выкладывают на стол, называя их (яблоко, банан, слива, апельсин, персик). Лунтик вместе с детьми рассматривает фрукты и сообщает о том, что никогда не видел их, и не знает, что с ними делать.
Воспитатель: Что это ребята? Как можно назвать одним словом?
Дети: Это фрукты.
Лунтик: Какие они красивые! Расскажите мне, пожалуйста, о них!
Дети принимают задачу и соглашаются помочь Лунтику.
2. Основная часть.
Воспитатель: А поможет нам рассказать о фруктах игра «Карусель», это не простая карусель, она волшебная. Вы любите кататься на карусели? Ну, тогда «поехали».
Игра «Речевая карусель». Приложение 1.
Дети подходят к «Карусели», становятся по кругу. Под звуки музыки «Веселая карусель» начинается игра. Дети с помощью карточек-схем составляют описательный рассказ про фрукты (яблоко, банан, апельсин, персик, слива).
- Это – яблоко;
- Оно красное;
- Яблоко круглое;
- Оно большое;
- Яблоко гладкое;
- Оно сладкое.
Один-два ребенка по желанию повторяют полный рассказ о выбранных ими фруктах. Если дети затрудняются, воспитатель предлагает наводящие вопросы.
Воспитатель:
Молодцы, ребята. Вы все правильно сказали.
А теперь, давайте представим, что наши пальчики – фрукты, поиграем с ними, а то что-то они заскучали. Лунтик, и ты с нами поиграй.
Пальчиковая игра «Фруктовая ладошка». Приложение 2.
Лунтик:
Спасибо, ребята! Теперь я знаю, что у меня в мешочке. Это - фрукты. Они такие аппетитные! Пойду к бабе Капе, угощу ее. Она будет рада!
Воспитатель:
Лунтик, подожди, не спеши! Ребята, скажите, фрукты, которые подарили Лунтику, можно есть?
Дети:
Нет! Это ненастоящие фрукты, их нельзя есть. Нельзя, потому что их сделали люди, они не настоящие.
Воспитатель:
Фрукты, которые у Лунтика в мешочке делают люди и называются они муляжами.
Предлагает повторить слово муляж. Дети несколько раз повторяют слово муляж.
Воспитатель:
Скажите, ребята, а настоящие фрукты откуда берутся?
Дети:
Они на деревьях растут.
Лунтик:
Вот здорово, у нас в лесу много разных деревьев: березы, клены, ели.
Воспитатель:
Ребята, разве на березах и елях растут фрукты?
Дети:
Нет, они не растут на березах, они растут на фруктовых деревьях.
Воспитатель:
А где растут фруктовые деревья?
Дети:
В саду.
Воспитатель:
Правильно, ребята, фруктовые деревья растут в саду. А сейчас в саду холодно, часто дует ветер. Как дует ветер? (Ввв-ввв-ввв). Давайте поиграем.
Игра на развитие правильного звукопроизношения «Ветер дует». Приложение 3.
Воспитатель:
Ребята, ветер утих, давайте присядем на травку, отдохнем.
Дети вместе с воспитателем садятся на ковер.
Воспитатель:
Ребята, когда дул ветер, фрукты с веточек попадали на землю. Как вы думаете, было слышно, как они падают? Давайте, представим, как фрукты падают (громко, тихо, очень тихо).
Голосовое упражнение «Спелые фрукты». Приложение 4.
Лунтик:
А я придумал загадку, попробуйте отгадать: оно красное, круглое, большое, сладкое. Что это?
Дети:
Это яблоко.
Воспитатель:
Ребята, а вы можете придумать загадки про фрукты?
Дидактическое упражнение «Придумай загадку».
Дети выбирают фрукты, придумывают загадки. Варианты загадок: - он желтый, длинный, сладкий (банан);
- она синяя, круглая, маленькая, кислая (слива);
- он оранжевый, круглый, большой (апельсин).
Воспитатель проявляет уважение и поощряет детей. При необходимости помогает.
Воспитатель:
Какие вы молодцы! А я знаю маленькое стихотворение.
Ва-ва-ва, в саду выросла трава. Ве-ве-ве, сидит Вова на траве.
Давайте вместе повторим его.
Чистоговорка. Приложение 5.
Лунтик:
Я столько интересного сегодня узнал, мне так понравилось с вами играть, но мне пора уходить.
Воспитатель:
Подожди, Лунтик, ребята приготовили тебе подарок.
Дети дарят Лунтику корзинку с настоящими фруктами и прощаются с ним.
Лунтик благодарит детей и уходит.
3. Рефлексия.
Воспитатель:
Вот ребята, какое доброе дело мы с вами сделали - помогли Лунтику. Давайте вспомним, а как мы ему помогли?
Дети:
Рассказали про фрукты, подарили корзиночку, поиграли с Лунтиком…
Воспитатель:
Ой, ребята, мы с Лунтиком даже не сфотографировались на память. Давайте после прогулки сделаем большую открытку. Я нарисую Лунтика и корзинку, а вы «наполните» ее фруктами.
Дети соглашаются.
Воспитатель предлагает выпить фруктовый сок, обращая внимание детей на то, что сок, приготовленный из фруктов, вкусный и полезный. Дети пьют сок, переходят к другому виду деятельности.Приложение 1
Многофункциональное дидактическое пособие «Речевая карусель» Цель: формирование умения в составлении описательного рассказа
Форма организации игры: подгрупповая, индивидуальная.
«Речевая карусель» - это напольная дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста, изготовленная собственными руками. В состав игры входит один большой матерчатый круг и несколько карточек-схем. Большой круг, диаметром 1м 40 см сделан из ткани. Круг расстилается на полу, по краю круга выкладываются карточки-схемы, обозначающие признак или действие в зависимости от объекта, который нужно описать. В центр круга выкладывается объект по лексической теме (овощи ,игрушки, животные, транспорт и др.).
Приложение 1.1
Дидактическая игра «Речевая карусель»
Цель: формирование умения в составлении описательного рассказа по теме «Фрукты»
Форма организации игры: подгрупповая.
Описание игры:
Пособие расположено на полу. Дети подходят и выстраиваются по кругу. Воспитатель раскладывает карточки-схемы по секторам (название объекта, цвет, форма, величина, вкус). Один из детей кладет выбранный фрукт в центр пособия. Под музыку «Веселая карусель» дети движутся по кругу. Музыка стихает, ребята останавливаются возле карточек-схем. Начинает игрок, у которого выпал знак вопроса. Он берет в руки фрукт, называет его и передает следующему игроку по часовой стрелке. Каждый следующий игрок в соответствии со своей карточкой-схемой называет признак предмета. Последний из игроков повторяет полный рассказ о предмете.
Приложение 2
Пальчиковая игра «Фруктовая ладошка»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Данное упражнение поможет проработать каждый пальчик отдельно.
Этот пальчик – апельсин,
(дети поочерёдно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого)
Он, конечно не один.
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас,
Фрукт для вас и для нас (показывают вокруг и на себя).
Приложение 3
Дидактическая игра, направленная на формирование правильного звукопроизношения «Ветер дует»
Цель: Закреплять правильное произношение звука в. Учить детей произносить звук долго, на одном выдохе.
Описание игры: Воспитатель: Осенью в саду холодно. Часто дует ветер. Как дует ветер?
Дети: Ввв-ввв-ввв.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем. Вы будете деревья
(половина детей), а остальные – ветер. Как ветер подует, деревья будут раскачиваться.
Часть детей вместе с воспитателем произносит звук в, а другая – раскачивает руками. Затем роли меняются. Приложение 4
Голосовое упражнение «Спелые фрукты»
Цель. Учить детей менять силу голоса: говорить громко, тихо.
«Груши падают на травку» -
БАМ – БАМ – БАМ (громко).
«Сливы падают на травку» -
Бам – Бам – Бам (тихо).
«Вишни падают на травку» -
бам-бам-бам (шепотом).
Приложение 5
Чистоговорока:
Ва-ва-ва, в саду выросла трава. Ве-ве-ве, сидит Вова на траве.
Цель: Учить детей правильно произносить звуки в и вь, отрабатывать дикцию.
Развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание.
Чистоговорка повторяется дважды воспитателем. Затем ее проговаривают дети (хором и индивидуально).
Корзина с фруктами для Лунтика
Цель:создание эмоционального подъема и чувства радости
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по речевому развитию в ДОУ. Вторая младшая группа
Конспект НОД по развитию речи в ДОУ. Вторая младшая группа
Конспект занятие по коллективному рисованию во второй младшей группе «Жучки на траве»
Конспект НОД по формированию целостной картины мира в младшей группе ДОУ