Конспект занятия с волонтёрами "Формы волонтерской деятельности: занятие по работе с притчей"
Цель: ознакомление волонтеров с приемом прогнозирования притчи как эффективным способом организации досуговой и просветительской деятельности с учащимися младших классов.
Задачи:
1. Познакомить волонтеров с приемом прогнозирования притчи.
2. Провести модельное занятие по работе с притчей с волонтерами в качестве целевой аудитории.
3. Ознакомить с методическими рекомендациями по организации занятия на основе приема прогнозирования притчи.
Оборудование:
Мультимедийная аппаратура, компьютер, аудиозапись, бумага, ручки, цветные карандаши, бейджи.
1. Знакомство с приемом прогнозирования притчи
Сегодня я хочу рассказать вам, каким образом можно провести занятие для младших школьников (с 1 по 4 класс), чтобы было интересно и запомнилось детям надолго.
Все дети любят сказочные истории, поэтому в работе с младшими школьниками хорошо использовать притчи. Притча – это небольшой рассказ, который содержит моральное поучение. В каждой притче заключена некая мудрость, которую дети должны усвоить.
Говорят, что притча – «это искусство слов попадать прямо в сердце». То есть, нравственный вывод из притчи не навязывается детям, к нему они приходят сами и принимают его своим сердцем.
Притчи детям можно просто читать, можно обсуждать прочитанное, спрашивать, как дети поняли притчу. Сегодня мы с вами познакомимся с интересным таким приемом работы с притчей как прогнозирование притчи.
Что такое прогноз?
(ответы аудитории)
Прогноз – это попытка заглянуть в будущее. Прогнозируя притчу, детям предлагается угадать, какие события последуют по ходу сюжета притчи.
2. Прогнозирование притчи
Давайте посмотрим, как работает этот прием. Сейчас мы с вами будем прогнозировать древнюю китайскую притчу. В определенные моменты повествования я буду останавливать чтение, а вам нужно попробовать угадать, как сюжет будет развиваться дальше. Начнем:
Давно – давно в одном прекрасном дворце жил…
Кто?
(Спрашиваем варианты у аудитории, после выводим на экран картинку, иллюстрирующую содержание)
Давно – давно в одном прекрасном дворце жил император. Он восхищался красотой цветов, глубокой зеленью лесов, яркой окраской бабочек. Но больше всего император любил…
Кого любил император?
(Спрашиваем варианты у аудитории, после выводим на экран картинку, иллюстрирующую содержание)
Но больше всего император любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют их из рогаток, и объявил…
Что объявил император?
(Спрашиваем варианты у аудитории, после выводим на экран картинку, иллюстрирующую содержание)
Император объявил:
- Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.
Услыхав об этом, мальчишки…
Что сделали мальчишки?
(Спрашиваем варианты у аудитории, после выводим на экран картинку, иллюстрирующую содержание)
Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.
Случилось, что императора навестил гость.
Кто навестил императора?
(Спрашиваем варианты у аудитории, после выводим на экран картинку, иллюстрирующую содержание)
Навестил императора мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце множество голубей и спросил:
- Зачем столько птиц обитает в вашем дворце?
Император ответил…
Что ответил император?
(Спрашиваем варианты у аудитории, после выводим на экран картинку, иллюстрирующую содержание)
Император ответил:
- У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.
- А кто же кормит птенцов? - поинтересовался мудрец.
- Каких птенцов? – спросил император.
- У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто кормит их?
- Об этом я не подумал, - признался император.
Тогда мудрец сказал…
Что сказал мудрец?
(Спрашиваем варианты у аудитории, после выводим на экран картинку, иллюстрирующую содержание)
Тогда мудрец сказал:
- У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто не принес им столько зла, сколько вы. Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше!
- Ах, как трудно быть добрым! Воскликнул огорченный император.
На это мудрец заметил:
- Добро надо делать с умом. Ум без добра плохо. Но и добро без ума - не лучше.
3. Рекомендации по организации осмысления притчи
После этого необходимо выяснить, правильно ли дети поняли смысл притчи.
1 вариант.
Для осмысления задаем детям вопросы. Давайте сами попробуем ответить на них:
- Можно ли императора назвать добрым? (у императора было доброе сердце, но не было мудрости; он хотел совершить доброе дело, но не смог представить всей полноты ответственности за свой поступок)
- Вспомните, были ли в вашей жизни поступки, совершенные из добрых побуждений, о которых в последствии пришлось пожалеть? Делали ли вы добро, которое впоследствии оборачивалось бы злом?
- Можно ли рассматривать как настоящее доброе дело, когда мы даем нашим одноклассникам списывать домашнее задание или контрольную работу? (В этом случае наш одноклассник не получит «двойку», но главное, что он не научится самостоятельно решать задачи. Здесь добро, как и в сказке, оборачивается злом)
2 вариант.
Чтобы дети смогли проявить творческую активность и лучше усвоить материал, можно дать детям задание придумать, чем окончилась притча. Это можно сделать как устно, так и письменно – в зависимости от возраста детей.
Ведущий под музыку еще раз читает притчу о китайском императоре и просит написать, чем, на ваш взгляд, окончилась притча.
Кто хочет зачитать свой вариант окончания?
Спасибо, у нас получились очень хорошие и добрые сюжеты. Когда вы будете работать с детьми, также опросите их мнения, как бы они закончили притчу.
3 вариант.
Чтобы у детей осталось яркое впечатление о занятии, можно попросить их нарисовать героя, ситуацию или любую картинку из притчи.
Давайте и мы нарисуем запомнившиеся нам эпизоды или впечатлившие картины. Может быть, вы захотите нарисовать какой-либо образ, который будет выражать важную для вас мысль. Пусть ваш рисунок будет схематичным, главное – передать идею.
Расскажите, что вы нарисовали и почему? (ведущий прикрепляет рисунки на доску)
Такой же опрос лучше нужно провести среди детей. Если есть возможность, можно составить выставку рисунков.
По окончании занятия проводится рефлексия. Дети отвечают на вопросы: Что понравилось, что не понравилось на занятии? Узнали ли что-то новое?
Завершить работу лучше резюме по мотивам притчи (например, в конкретном случае, о том, что доброта – это главная человеческая ценность и делать ее нужно с умом).
Рекомендуем посмотреть:
Новогодняя акция в рамках волонтерского движения
Самоанализ занятия в дополнительном образовании. Уличный танец Хип-хоп
Конспект занятия по танцам. Элементы цыганского танца
Занятие в дополнительном образовании. Конспект с презентацией. Красота глазами науки