Творческий конкурс для педагогов «Замечательная Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Педагог, семья, общество - новые модели взаимодействия

Педагог, семья, общество - новые модели взаимодействия
Отношения между ГБДОУ и родителями (законными представителями) воспитанников регулируются договором с родителями (законными представителями), согласно Устава дошкольного образовательного учреждения.
Как нам всем известно1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.

В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)

Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6)

Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:
• повышение педагогической культуры родителей.
• вовлечение родителей в деятельность ДОУ,
• совместная работа по обмену опытом.

Предметно-развивающая среда создана на основе приказа Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2011 года №2151 «Об утверждении федеральных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В ГБДОУ имеются методический, медицинский, логопедический кабинеты, музыкальный и физкультурный зал, располагающие необходимым оборудованием и материалом по профилю своей деятельности.

Дошкольники, в казалось бы, самый беззаботный период детства, проходят, по мнению ученых, один из сложнейших путей в своем развитии. Окружающий мир стремительно входит в жизнь ребенка, наполняя ее все новыми и новыми знаниями и открытиями. Это особенно важный период, так как именно в этом возрасте начинается социализация детей в обществе. Они учатся взаимодействовать с окружающим их миром, контролировать свои действия и эмоции, развивается их практическое мышление. Дошкольники начинают отождествлять свое «Я» и отдельное «Общество», где-то к шести годам эта позиция окончательно закрепляется в их сознании.

Детский сад – начало социальной жизни ребенка
Первое знакомство с социальной жизнью, ее закономерностями и причинно-следственными связями происходит в образовательной среде детского сада, где все окружающие детей люди играют каждый свои роли. Это и родители, и педагоги-воспитатели и сами дети - сверстники дошкольника. В детском саду, помимо общественного окружения, расширяется и предметный мир ребенка, за пределами дома он видит множество новых, созданных человеком вещей, узнает об их свойствах и применении. Кроме того, в дошкольном образовательном учреждении, помимо впитывания всего нового, у ребенка появляется возможность раскрыть и проявить свою индивидуальность. Специальные же методы обучения детей - психолого-педагогические приемы - направленно активизируют его социальное познание.

Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития и воспитания ребенка. Признание приоритета семейного воспитания требует новых взаимоотношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Семья, как никогда раньше, остро нуждается в помощи педагогов, так как изменяются цели и ценности образования. В законе" Об образовании" записано, что родители являются первыми педагогами. Но родители сами потеряли привычные ориентиры в вопросах воспитания и обучения. Старые методы, которые вырабатывали в культуре веками, не действуют, а новые даже не прожиты в опыте взрослых - их учили и воспитывали по-другому. Сейчас так активно идёт процесс обновления содержания и развития образовательного процесса, что и педагоги не могут решить свои профессиональные задачи без поддержки семьи, т. к. именно семья, в первую очередь, формирует мировоззрение ребёнка, его жизненную позицию, правила по которым он действует. Чтобы правильно воспитать ребёнка необходимо единство воспитательных воздействий со стороны всех взрослых.

ФГОС ДО предписывает необходимость "консультативной поддержки педагогических работников и родителей по вопросам образования и охраны здоровья детей; организационно - методического сопровождения процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми".

При выборе форм работы с родителями мы учитываем: тип семьи (многодетная, полная, неполная), сущностные характеристики семьи (проблемная или зрелая, традиционная или современная), образ жизни семьи (кто доминирует, характер семейных взаимоотношений).

Можно выделить несколько способов сотрудничества семей воспитанников с жизнью нашего сада.
1. Первичные контакты между семьями и ДОО (приглашение посетить ДОО с детьми и без них, посещение педагога семьи, стендовая информация о работе ДОО).
2. Дальнейшие контакты родителей и педагогов ДОУ (ежедневный непосредственный контакт, "родительские дни", консультации, объявления, неформальные беседы об успехах и проблемах).
3. Помощь родителей ДОО (в качестве организаторов, в организации совместных экскурсий, соревнований).
4. Общественная деятельность для родителей (приглашение специалистов по интересующим вопросам, кружки совместно с детьми и родителями, организация вечернего досуга).
5. Помощь родителям (в воспитании и уходу, чуткому отношению к ребёнку, информации и практическому совету, в поиске выхода из кризисной ситуации).

В нашем детском саду ежегодно разрабатывается, а в течении года корректируется, план мероприятий совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОО, интересам и потребностям родителей, возможностям воспитателей. Каждая семья может взаимодействовать с детским садом по-разному, а именно оставляя за собой право выбора характера и степени своего участия в совместной с педагогами деятельности. Основная цель такого взаимодействия - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение в одну команду, потребность делиться своими проблемами и совместно их решать. Одной из интересной и эффективной формой взаимодействия является мастер – классы для родителей. Зачастую родители не видят того объёма работы, которая ведётся с их детьми в детском саду. Мы ,воспитатели, рассказываем о достижениях и успехах, о жизни всего детского сада. У родителей в результате этой деятельности проявляется интерес к тому, чем живёт их ребёнок, появляется желание принять участие в жизни детского сада. А это – и совместные проекты, выставки, презентации, развлечения, соревнования, и конкурсы, концерты, спектакли, родительские клубы, и группа выходного дня, кружки, родительские собрания, мастер-классы для детей и взрослых, День открытых дверей, оформление групп к празднику, информационные стенды и папки-передвижки.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе нашей работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Мы не забываем хвалить их, вручая грамоты, благодарности, медали. Приятно видеть счастливые глаза взрослых, когда они слышат слова благодарности в свой адрес и особенно радостно за детей, которые с гордостью смотрят на своих родителей.

На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определённая система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определённые результаты: родители, стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Об эффективности, проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями, свидетельствуют:
• проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
• увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его интересах, способностях и потребностях;
• стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем и специалистами;
• совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников.
• размышление родителей о тех или иных методах воспитания;
• повышение их активности в совместных мероприятиях.
Однако пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже хорошо, что родители с удовольствием поддерживают нас.

Литература
1. Зверева О.Я. Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями» в ДОУ) / Методический аспект / - М, 2005г.
2. Кудрявцева Е.Е., Евдокимова Е. С., Додокина Н.В. « Детский сад и семья: методика работы с родителями»
3. Е.С. Демина . «Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ:Учебно- методическое пособие» М.:ТЦ Сфера, 2005
4. Обухова Л.Ф., Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С. « Нетрадиционные формы работы с родителями» 2005г
5. «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт «Издательство «Просвещение» 2015г.
6. С.В.Чиркова « Родительские собрания в детском саду».:М- «Вако», 2016

Рекомендуем посмотреть:

Арт-терапия в работе с детьми Исследовательская деятельность детей в ДОУ Через художественную литературу — к здоровью детей Профессиональная компетентность педагога как фактор повышения качества дошкольного образования
Конспект НОД по песочной терапии в младшей группе детского сада
Опубликовано: 699 дней назад (20 февраля 2020)
Просмотров: 318
Рубрика: Статьи
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!