Проект "Бережем планету вместе" для детей 5-7 лет
«Проектные технологии в образовательной деятельности ДОУ «Бережем планету вместе»
Автор: Ангелина Юрьевна Некрасова, воспитатель МОУ Детского сада № 135
Участники педагогического проекта:
- воспитатели группы;
- музыкальный руководитель;
- воспитанники старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет);
- родители.
Тип проекта:
по характеру содержания проекта: ребенок и природа;
по характеру участия ребенка: ребенок как объект, на которого направлена проектная деятельность взрослых;
по характеру контактов: внутри одной возрастной группы;
по продолжительности: кратко-срочный;
по форме продукта: тематическое пособие.
Адресация проекта:
Проект адресован на совместную работу педагогов с воспитанниками группы и их родителями по экологическому воспитанию.
Аннотация
В основу данного проекта положена идея возможности экспериментирования детей с бросовым материалом, что позволяет формировать основы экологической культуры, но и самостоятельно создавать новые игры из доступного материала, развивая творческое воображение.
Актуальность педагогической работы по экологическому воспитанию дошкольников обусловлена потребностью общества. В настоящее время защита экологии, как никогда, является одной из актуальных проблем современности.
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста сегодня - это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности.
Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение.
Экологическая воспитанность старших дошкольников выражается в знаниях:
1 о жизни на земле, в земле, в воде, в воздухе;
2 о растительности леса, луга, сада, поля;
3 о птицах, домашних и диких животных, Красной книге;
4 о природе родного края;
5 в умении объяснять экологические связи в природе;
6 в умении ухаживать за растениями в уголке природы.
Дошкольное воспитание - это начальное звено в экологическом образовании, поэтому в дошкольном возрасте ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, закладываются начальные элементы экологической культуры.
Продуманная организация знакомства с миром природы, прогулок, наблюдений развивает мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Я. А. Каменский видел в природе источник знаний; средство для развития ума, чувств и воли.
К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Таким образом, приобретенные в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей интерес, расширяет кругозор, способствует формированию характера и интереса.
В связи с этим, необходимо, чтобы каждый ребенок пришел к выводу, что «природа ждет его помощи».
А этот вывод дети сделают путем того, что увидят, услышат, почувствуют, сделают своими руками.
Проблема проекта: низкий уровень знаний воспитанников о загрязнении экосистемы: почвы, воды бытовыми отходами.
Новизна:элементы новизны прослеживаются в применении интегрированного подхода в экологическом воспитании дошкольников, что позволяет ежедневно, еженедельно, ежемесячно решать задачи экологического воспитания в совместной деятельности не только в рамках непосредственно-образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
Цель проекта: формирование основ экологической культуры старших дошкольников через использование бросового материала.
Задачи:
- разработать план мероприятий с детьми, направленный на повышение уровня экологической культуры;
- создать базовый фонд бросового материала (втулки от бумаги, фольги; диски; коробочки; контейнеры от киндер-сюрпризов и т.д.);
- повысить уровень экологической культуры родителей;
- систематизировать работу по пополнению предметно-пространственной развивающей среды группы из бросового материала;
- оформить тематическое пособие «Чудо-цветочек».
Методы экологического воспитания построены на совместной деятельности дошкольников и педагогов.
1. Наглядные методы: рассматривание иллюстраций, наблюдение, просмотр мультимедийных презентаций.
2. Практические методы: моделирование, игры, простые опыты.
3. Словесные методы: беседы, чтение книг, заучивание наизусть стихотворений, импровизированные и подготовленные рассказы воспитанников или педагогов.
Полноценное экологическое воспитание и образование детей дошкольного возраста подразумевает широкое использование всех указанных выше методов.
Ожидаемый результат:
По окончанию проектной деятельности педагоги:
- повысят свою компетентность в вопросах звукоизвлечения из бросового материала;
- научатся создавать: музыкально-шумовые игрушки; украшения для участка; атрибуты для занятий и самостоятельной деятельности детей из бросового материала;
- изготовят поделки к праздникам;
- смогут привлечь родителей к грамотной утилизации бытовых отходов;
- обогатят предметно-пространственную развивающую среду группы играми, игрушками из бросового материала, что будет способствовать развитию воспитанников ДОУ.
Технология проекта и этапы реализации плана проекта:
Подготовительный этап:
Основными задачами на этом этапе было:
- обсуждение цели и задач;
- поиск путей реализации проекта всеми участниками;
- поиск и изучение литературы по теме;
- подбор материалов и создание необходимых условий для реализации проекта.
Основной этап (практический):
Для реализации данного этапа были подобраны следующие материалы: иллюстрации, художественная литература, стихи, музыкальные произведения, беседы с детьми, консультации для родителей, составлен план работы по реализации проекта.
Заключительный этап:
Для реализации заключительного этапа мы использовали весь материал, подобранный в ходе проекта, пополни предметно-развивающую среду группы по музыкальному развитию.
План мероприятий по реализации проекта «Чудо-цветочек»
Подготовительный этап:
1. Определение темы, проблемы проекта, постановка цели, задач.
2. Подбор материала:
- наглядных пособий;
- дидактических игр;
- настольно-печатных игр;
- подвижных игр;
- музыкальных произведений;
- произведений худ. литературы.
3. Составление плана реализации проекта.
4. Оформление папки-передвижки, памятку для родителей.
5. Привлечь внимание родителей к проблеме экологического воспитания детей.
Основной этап:
Работа с воспитанниками:
- наблюдение;
- разучивание стихотворений;
- загадывание загадок;
- подвижные игры: «Ходят капельки по кругу», «Солнышко и дождик», «Кто больше соберет», «Найди свой домик»,
- эксперименты: с мыльными пузырями, водой, песком;
- наблюдение за сухопутной улиткой – Ахатина;
- рассматривание муляжей динозавров и динозавров из прищепок;
- создание альбома «Мир вокруг меня».
Физкультминутка:
«Шишечка» муз., сл. Н. Сизовой.
С воспитанниками приняли участие в:
- Региональном этапе Всероссийской экологической акции «Сделано с заботой, номинация (рисунков) «К нам в гости прилетали…»/сайт ГБУ ДО ВО - лауреат III степени;
- Районном конкурсе детского творчества «Букет любимому району»/КТУ ДОАВ от 30.09.20 № 265 - 2 место;
Педагоги приняли участие в:
- Районном конкурсе на лучшую предметно-пространственную развивающую среду детского сада «Ребенок и природа»/КТУ ДОАВ от 07.210.20 № 272 - призеры;
- Районном этапе городского конкурса «Познавательное развитие дошкольников через проектную деятельность»/КТУ ДОАВ от 12.11.20 № 297 - 2 место.
Работа с родителями:
- папка-передвижка
Рекомендация по: «Экологическому воспитанию детей в домашних условиях»;
- Фотоальбом из семейных архивов
«Как мы отдыхаем на природе»;
- экологическая акция:
«Собери макулатуру – сохрани дерево»;
«Сдай батарейку - сохрани планету»;
- выставка из бросового материала:
«Букет любимой бабушке»;
«Ёлочка своими руками»;
выносные поделки.
Заключительный этап:
Презентация проекта «Чудо-цветочек» педагогам ДОУ.
Результативность проекта: проект помог постепенно и последовательно:
расширить знаний детей о взаимосвязи природы и человека;
формировать правила осознанного и бережного поведения в природе;
развить умения эффективного использовать бросовый материал в полезных целях;
Данный проект, получился познавательным, практическим и результативным. Воспитанники активно участвовали в его реализации.
Выставка работ показала значимость проекта: воспитанники испытывали чувство радости, удовольствия, успеха и самореализации. Это ли не чудо? Конечно, чудо, ведь все, что мы делаем, это для того, чтобы наши дети были счастливы.
Выводы: вторичное использование бросового материала - это экологически полезная утилизация бытовых отходов, получение нужной вещи, минимальная затрата времени, минимальные финансовые затраты, развитие фантазии и творчества и пополнение предметно-развивающей среды.
Рекомендуем посмотреть:
Экологический проект в средней группе детского сада
Экологический мини-проект для детского сада
Экологический познавательно-исследовательский проект в детском саду для детей старшего дошкольного в
Экологический проект для старшей группы детского сада