Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Развивающая среда по музыкальному воспитанию в ДОУ в средней группе

Предметно–развивающая среда по музыкально-театральному развитию детей среднего дошкольного возраста
Автор: Ангелина Юрьевна Некрасова, воспитатель МОУ Детского сада № 135
Музыкально-театральная предметно–развивающая среда занимает особое место в ряду всех остальных. Возникает вопрос: «Как сделать, чтобы музыкально-театральный центр стал интересней, насыщенней, давал бы детям возможность активного участия в ходе непосредственно – образовательной и самостоятельной деятельности?». Именно поэтому, на современном этапе развития дошкольного образования и перехода дошкольных учреждений в инновационный режим развития, необходимо кардинально пересмотреть подходы к моделированию комфортной музыкально-театральной предметно-развивающей среды в группе.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно музыкально-театральный центр помогает сплотить группу, объединить детей по интересам. В музыкально-театральном центре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера.

Актуальность педагогического опыта обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических и коммуникативных качествах личности.

Театр – особый и прекрасный мир! Театр – это игра! Не игра-забава, а игра-модель, игра-поведение, игровое состояние личности и коллектива, самой жизни. Принимая на себя различные роли, ребенок вынужден действовать самостоятельно, учиться анализировать проделанную работу как собственную, так и сверстников, в результате чего развивается самостоятельность суждения действий. Театр – средство приобщения ребенка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории.

Театр для ребенка серьезное и настоящее дело: эта игра нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности.

Известно, что музыкальное развитие ребенка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными инструментами, свободно заниматься творческим музицированием. Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Хорошо организованная музыкально-театральная среда способствует поддержанию эмоционального благополучия детей и их эстетическому развитию. Огромное значение для развития у детей самостоятельности, инициативности в музыкальной деятельности имеют оборудование, пособия, которые успешно используются детьми в их самостоятельных и специально организованных музыкально-театральных проявлениях.

Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность.

Таким образом, исследователями выявлен и описан ряд признаков музыкальной среды, доказано ее влияние на процессы развития личности.

Проблема:
- недостаточная осведомленность родителей о важности музыкального воспитания;
- мало сформированы умения детей в «актерском мастерстве»;
- застенчивость детей, слабо развито художественное воображение.

Новизна:
Систематизированы средства и методы музыкально-театрального центра, направленного на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей среднего дошкольного возраста, овладение навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе.
В связи с актуальностью данной проблемы основной целью является: создание условий для развития творческой активности детей в музыкально-театральной деятельности.

Задачи:
- Развивать способности целостного восприятия художественного произведения (музыки, поэтического творчества, театрального спектакля).
- Содействовать развитию музыкального мышления (репродуктивного и творческого).
- Развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий под музыку.
- Формировать умение чувствовать партнера, играть в коллективе сверстников.

Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно-ориентированной развивающей модели воспитания и подчинена следующим принципам:
1 Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
2 Принцип системности – воспитательно-образовательный процесс предполагает планирование тематических циклов занятий и нерегламентированных циклов деятельности.
3 Принцип сезонности – планирование деятельности происходит с учетом сезонных изменений.
4 Принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей.
5 Принцип коллективизма.
6 Принцип интеграции - (развитие речи, музыкальная деятельность, изодеятельность, театральная деятельность, познавательная деятельность) взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.
7 Принцип креативности.
8 Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.

Музыкально-театральная предметно-развивающая среда в нашей группе позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на саморазвитие ребенка под наблюдением и при поддержке воспитателя. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности детей. Организация развивающей среды в нашей группе построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

В связи с этим, музыкально-театральная предметная среда в группе ориентирована на пройденный материал занятий и индивидуальные возможности детей.

Ни один вид музыкальной деятельности не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне вне предметно-пространственной среды. А.Н. Леонтьев доказал, что стержнем деятельности, является предметность.

Главное требование программы к музыкально-театральной среде - ее развивающий характер. Мы стремиться к тому, чтобы музыкально-театральная развивающая среда ориентировалась на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложнялась по возрастам, носило проблемный характер. Все это позволяет детям, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.

Музыкально-театральная предметно-развивающая среда в группе организуется по трем основным блокам:
1. Восприятие музыки;
2. Воспроизведение музыки;
3. Музыкально-театральная деятельность.

Правильный подбор игрушек и пособий для каждой группы с учетом возрастных особенностей детей, целесообразное их размещение, периодичность внесения - это главное условие для самостоятельной музыкально-театральной деятельности.

Необходимые игрушки и пособия:
Детские музыкальные инструменты: со звуком неопределенной высоты (погремушки, бубны, барабаны, маракасы, треугольники, трещотки, кастаньеты), диатоническим звукорядом (металлофоны, ксилофоны), ударные.
1 Незвучные музыкальные игрушки: пианино, балалайка, гармошка, лесенки.
2 Настольные музыкально-дидактические игры: «Музыкальное лото», «Кто в домике живет», «Весело-грустно», «Сколько нас поет» и т.д.
3 Атрибуты, шапочки и маски, детские костюмы и их элементы диадемки.
4 Различные виды театра: ширма, куклы, игрушки и т.д.

Основной принцип размещения - целесообразность. Каждую музыкальную игрушку, пособие используем по назначению: музыкальные дидактические игры размещаем там же, где и настольно-печатные игры, игрушки инструменты (озвученные, неозвученные) - в игровом уголке, атрибуты, шапочки маски для игр, деодемки, детали костюмов - в уголке ряжений или в речевой зоне, где сосредоточены материалы для театрализованных игр. Также мы определили место для детских музыкальных инструментов.

Ребенок постоянно стремится к выражению своих впечатлений и переживаний, используя при этом разные виды самостоятельной и художественной деятельности, художественно-речевое, изобразительное и музыкально-театральное творчество.

Каждый вид художественной деятельности выступает как самостоятельно, так и в тесной взаимосвязи с другими видами деятельности. Такой синтез видов художественной деятельности детей является показателем эффективной воспитательно-образовательной работы.

Перечень материалов для детей 4—5 лет (средней группы детского сада):
В музыкально-театральном центре имеются:
• Шумовые музыкальные инструменты. В ходе взаимодействия с ними у ребенка развивается большой интерес к миру звуков, в том числе и прикладной. Ведь именно самодельные музыкальные инструменты будят творческую мысль, позволяют детям понять, откуда и как берутся звуки.
• Кроме шумовых инструментов развивающая среда группы включает в себя инструменты, имеющие «естественный» звук: колокольчики, бубенчики, дудочки, погремушки, треугольники, бубны, музыкальные молоточки, ложки и др.
• Оригинальные инструменты дублируются изображениями на картинках (для проведения дидактических игр). Помимо озвученных музыкальных инструментов в музыкальном центре выставляются и не озвученные – плоскостные балалайки, гармошки, клавиатура.
• Большое внимание при организации музыкальной развивающей среды уделяем наличию разнообразных атрибутов, которые изготавливаются по количеству детей в группе. Это — листочки, снежинки, сосульки, цветы, платочки, ленточки, флажки, шапочки-маски (согласно времени года).
• Для экспериментирования со звуком также используются озвученные музыкальные игрушки: музыкальные шкатулки, мягкие сюжетные игрушки, музыкальные открытки.
• Для закрепления песен, музыкальных произведений для слушания звуковые картинки и фонотека.
• Обязательной составляющей предметно-развивающей среды является наличие музыкально-дидактических игр, которые рекомендованы программой и соответствуют возрастным возможностям детей. Игры и пособия, составляющие музыкальные центры меняются и дополняются в соответствии с планом образовательной работы;
• театр - настольный, пальчиковый, кукольный;
• ширма;
• наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур, кукол-марионеток) для разыгрывания сказок;
• театр, сделанный самими детьми и воспитателями (конусы с головками-насадками, разные маски, декорации);
• персонажи с разным настроением;
• готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы;
• атрибуты-заместители (круги разных цветов, полоски разной длины) для обозначения волшебных предметов и разметки пространства игры;
• уголок ряженья.

Музыкально-театральная предметно-развивающая среда доступна глазу, действиям руки, соответствуют росту ребенка. Пособия развивающей среды — эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывают желания действовать с ними.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что насыщенная предметно-развивающая среда по музыкально-театральному развитию становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого дошкольника, является основным средством формирования личности ребенка, источником его знаний и социального опыта.

Ожидаемый результат:
1. Дети познакомятся с простейшими музыкальными инструментами: ударными, шумовыми. Научатся выделять звучание отдельных музыкальных инструментов.
2. Разовьется сфера чувств, эмоциональная отзывчивость к прослушиванию музыки, готовность к творчеству и импровизации на простейших музыкальных инструментах.
3. Реализуя принцип сотрудничества детей и взрослых, в содействии развития у детей творческих способностей, инициативы, сообразительности и самостоятельности.

Музыкально-театральный центр в средней группе

В нашей группе находится – картотека дидактических игр; портреты композиторов; настольно-печатных музыкальных игр на развитие звуковысотного слуха, чувства ритма, тембрового слуха, на закрепление программного материала; материал для творческих сюжетно-ролевых игр; иллюстрации инструментов, и к песенкам; неозвученные детские музыкальные игрушки и инструменты; озвученные музыкальные инструменты и игрушки; самодельные шумовые и ударные музыкальные инструменты из природного материала; а также – разные виды театра: мягкой игрушки; деревянный театр; конусный театр; театр народной игрушки; плоскостных фигур; ширмы.

Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной музыкальной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в музыкальном центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов.

Таким образом, созданная развивающая предметно-пространственная среда и образовательная среда в дошкольном учреждении является основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная музыкально-театральная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

В связи с этим, развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в группе, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.

Рекомендуем посмотреть:

Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе детского сада Предметно-развивающая среда ДОУ Построение предметной развивающей образовательной среды в ДОУ Требования ФГОС ДО к организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду
Проект по патриотическому воспитанию в старшей группе детского сада «Архитектурные святыни Великой битвы» | Проект по экологии в подготовительной группе детского сада. Бережем планету вместе
Опубликовано: 1141 день назад (20 сентября 2021)
Просмотров: 3150
+1
Голосов: 1
Ольга Геннадьевна Агафонова # 22 сентября 2021 в 16:42 0
Очень интересный, очень подробно расписана развивающая среда в средней группе.Спасибо
Ангелина Юрьевна # 23 сентября 2021 в 20:28 0
Ольга Геннадьевна, спасибо за Ваш комментарий, за оценку моей работы.