Проект по патриотическому воспитанию старших дошкольников 5-6 лет на тему "Герой истории моей семьи"
Участники проекта: воспитатели; дети; родители.
Сроки реализации проекта: средне-срочный.
По организации: групповой.
По тематике: познавательно–исследовательский;
Возраст: дети старшей группы (5-6 лет).
Цель проекта: Создание условий для обогащения детей знаниями о Сталинградской битве через создание книги Памяти «Герой истории моей семьи».
Задачи:
• расширять знания о Сталинградской битве, познакомить
с памятниками защитникам Сталинградской битвы в Волгограде;
• изучить историю семьи, проследить ее связь с историей
Сталинградской битвы, собрать материал об участии близких родственников в Сталинградской битве
• развивать поисково-исследовательскую работу и творческие
способности детей, уважительное отношение к старшему поколению, интерес к истории своей семьи.
• воспитывать в детях гордость за историческое прошлое Родины,
любовь и уважение к своему народу, чувство гордости за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям (фотографиям, наградам, письмам, документам).
Методы: исследование исторического прошлого на основе документов и материалов, хранящихся в семейных архивах воспитанников.
Проблема: Прошло много времени со Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Дети дошкольного возраста и их молодые родители мало знают об этой страшной странице истории, не задумываются, какой след оставила война в их семьях.
Актуальность проекта:
Патриотизм — сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира.
2-го февраля 2018 года отмечается знаменательная дата – 75 лет Победы Сталинградской битвы. Передать эстафету памяти молодому поколению, показать величие и самоотверженность подвига прадедов, завоевавших Победу – одна из задач педагогов детского сада.
У наших воспитанников уже сформированы знания о Великой Отечественной Войне, о празднике «День Победы», однако роль города Сталинграда в этой войне им мало неизвестна.
К сожалению, не многим детям удалось увидеть своих прадедов и услышать истории о подвигах солдат, детей «Военного Сталинграда».
Большинство наших воспитанников не знают о причастности своей семьи в Сталинградской битве. Именно поэтому стала актуальной разработка проекта по теме «Герой истории моей семьи», затрагивающей именно связь семьи ребенка с военным прошлым города Волгограда.
Способ решения проблемы: Воспитанники пожелали узнать, был ли в семье герой-защитник Сталинграда? Для этого они обратились за помощью к родителям, бабушкам и дедушкам, педагог организовал деятельность в форме проекта.
Технология описания проекта: основной целью данного проекта является сбор исторического материала о значении героического прошлого родного города, роли семьи в истории Сталинградской битвы.
Дети, исследуя семейные архивы, узнают историю Сталинградской битвы и участие членов семьи в защите города, приобретают навыки работы с семейными архивами; родители и педагоги собственным примером воспитывают уважительное отношение к памяти героев, героическому наследию.
Этапы работы:
1. Подготовительный этап:
Цель: создание условий для работы над проектом, создание мотивации.
Задачи:
- расширение представлений воспитанников о героическом прошлом родного города в годы Сталинградской битвы.
- формирование бережного отношения к исторической памяти своего народа, своей семьи.
2. Основной этап
Цель: разработка проекта; реализация проекта.
Задачи:
- сбор исторического материала для создания книги Памяти «Герой истории моей семьи».
- изучение материала семейного архива.
- разработка и проведение мероприятий с детьми по теме проекта.
3.Завершающий этап
Цель:
- создание книги Памяти «Герой истории моей семьи».
Задачи:
- обобщение собранного семейного материала.
- презентация воспитанниками семейных героев Сталинградской битвы.
Реализация плана: в ходе реализации проекта дети приобретут знания о героическом прошлом родного города, истории своей семьи, научатся работать с историческим материалом - семейными архивами.
Предполагаемый результат:
- систематизация у детей знаний об истории Сталинградской битвы;
- разработка мероприятий с детьми по ознакомлению детей с героическим подвигом родного города, участия членов семьи в Сталинградской битве;
- формирование бережного отношения к семейным фотографиям и реликвиям (медали, грамоты, письма и др.), уважительного отношения к участникам войны;
- организация совместной детско-родительской деятельности (фотовыставки, выставки рисунков, поделок и др.);
- привлечение детей и родителей к проведению акции «Голубь Мира» и создание книги Памяти «Герой истории моей семьи».
В ходе реализации проекта были организованы и проведены следующие мероприятия:
Беседы на тему:
- «Что мы знаем о подвиге нашего народа в годы войны»
- «День Победы Сталинградской битвы»
/приложение 1,
- «Сталинградская битва»
/приложение 2.
Непосредственно-образовательная деятельность/занятие
- тема: «Знакомство с участниками Сталинградской битвы»
/приложение 3.
- тема: «Ордена и медали»
/приложение 4
- тема: «Подвиг народа в Сталинградской битве»
/приложение 5
Конкурс детского творчества
-«Сталинградская битва глазами детей», «Военная техника»
/приложение 6
Игра-развлечение
-«У привала», «Медсестра спасает раненого».
-«Волгоград – город-солдат»
Игра-развлечение
-«У привала», «Медсестра спасает раненого».
-«Волгоград – город-солдат»
Сбор материала из семейного архива об участии семей воспитанников в Сталинградской битве
- Создание книги – Памяти «Герой истории моей семьи»:
- Консультации для родителей «Как рассказать ребенку о войне?»
/приложение 8
Практическая значимость:
• реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую компетентность о событиях Сталинградской битвы.
• поможет воспитанию патриотических чувств, сформировать чувство гордости от осознания себя хранителем истории своей семьи и ее причастности к Великой Победе.
• материалы, собранные в ходе реализации проекта, будут полезны как педагогам ДОУ, так и самим родителям воспитанников.
Заключение:
Проект «Герой истории моей семьи» был успешно реализован в период с октября, 2017 г по январь 2018 года. Работа в данном направлении продолжается по настоящее время.
Верим, что в продолжение книги - памяти «Герой в истории моей семье» подключаться и родители вновь прибывших детей, которым будет, что рассказать о своих родных – участниках ВОВ, участниках Сталинградской битвы, тружениках тыла, детях войны.
Источники информации, используемые в ходе реализации проекта:
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников:
методические рекомендации/ Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ
2. Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества:
Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л.А. Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера
3. Лосева Л.В., Корепанова М.В., Яценко А.М. Мы живем на земле
Волгоградской: методическое пособие по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
4. Семейные архивы.
5. Сайты «Подвиг народа», «Мемориал»
6. Семейные рассказы.
Приложение №1
Беседа: «День Победы в Сталинградской битве»
Цель: формирование духовно – нравственного потенциала дошкольников при их ознакомлении со страницами истории, опираясь на факты и события Сталинградской битвы.
Задачи:
- пробудить интерес и уважение к героям Сталинградской битвы;
- воспитывать чувство гордости за народ, победившего врага в
годы Великой Отечественной Войны и не сломленного фашистами;
- воспитывать чувство патриотизма к нашей стране, уважение к людям, испытавшим ужасы войны – ветеранам.
Ход беседы:
Воспитатель: Ребята, сегодня 2 февраля - особенный день! Как вы думаете, почему? (выслушиваются ответы детей)
Наверное, все, что вы сказали очень важно, но 2 февраля знаменито тем, что в 1943 году 2 февраля наши солдаты остановили фашистов в Сталинграде и не пустили их дальше. В течение 200 героических дней и ночей с 17 июля 1942 по 2 февраля 1943 года в Сталинграде, а именно так назывался раньше город Волгоград, шли ожесточенные бои. Немцы любой ценой стремились взять Сталинград – здесь было много заводов и через Сталинград фашисты хотели попасть в Каспийское море, на Кавказ, где добывалась необходимая для фронта нефть.
Посмотрите, на фотографии тех лет. В Сталинграде не было ни одного уцелевшего здания: все было разгромлено и разбито, потому что снаряды взрывались очень часто. Посмотрите вот фонтан возле железнодорожного вокзала. Так он выглядел в 1943-м году
(показ фотографий)
Фашисты напали неожиданно. Многие мирные люди не смогли уехать в другие города и поселки, где не было войны, и остались в разрушенном Сталинграде. Как вы думаете, хорошо ли им жилось? (выслушиваются ответы детей)
Вот на фотографии мама с детишками. Фашистская бомба попала в их дом, и теперь им негде жить
(показ фотографии)
Сражения шли не только на улицах Сталинграда, но и внутри зданий. Бывало на первом этаже фашисты, второй этаж был занят нашими солдатами, а на третьем опять были враги. Каждую частичку Сталинградской земли отбивали наши воины с боем, не щадя своей жизни. Но когда наступали минутки затишья, не рвались снаряды и бомбы, наши солдаты не плакали и страдали, а пели любимые песни. Эти песни помогали им в трудные минуты.
(показ фотографии)
Приложение №2
Беседа: «Сталинградская битва»
Цель: отдать дань памяти героям, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
Задачи: прививать детям чувства патриотизма и любви к Родине, воспитывать храбрость, сила духа, вера в свои силы, гордость за свой народ и его историю.
Ход беседы:
Город Волгоград находится на правом высоком берегу Волги. Во время войны этот город назывался Сталинградом в честь И. В. Сталина, бывшего в то время руководителя нашего государства.
В конце августа 1942 года в Сталинград ворвались фашисты на танках, машинах. А над городом кружились немецкие бомбардировщики. Они сбрасывали на город тысячи бомб. Так началось наступление на Сталинград. Фашисты думали, что они быстро захватят город. Но взять с ходу им не удалось. Немцев встретило стойкое сопротивление русских солдат. 25 августа командование Красной Армии объявило город на осадном положении.
Жителей начали эвакуировать на другой берег реки Волги. Всего было перевезено более 300 тысяч человек
В сентябре немцы начали штурм города. Он превращался уже в груду развалин. Но наши бойцы все равно продолжали сражаться за каждый дом. Мост через Волгу постоянно восстанавливали наши солдаты, хотя немцы старались разрушить.
Русские бойцы проявляли мужество и самоотверженность, защищая город на Волге. Сталинград стал символом решающей схватки нашего Отечества с фашистскими захватчиками.
Не зря говорят, что история войн не знала подобной битвы!
«Пламя пожаров поднималось на несколько сот метров. Фашистские самолеты пролетали над головой. Не только земля, но и небо дрожало от разрыва. Тучи дыма и пыли резали глаза. Здания рушились, падали стены, коробилось железо», - так писал об этих днях генерал-полковник, дважды Герой Советского Союза Александр Родимцев.
Гитлер так сильно хотел захватить наш город, что и нашим русским так же настойчиво хотелось отстоять этот город. Отважные наши бойцы сражались за каждую улицу, каждый дом, за каждый клочок земли. Бились до последнего патрона, до последней гранаты, до последнего вздоха, до последней капли крови! Девизом Сталинградской битвы стали знаменитые слова «Ни шагу назад!».
Послушайте стихотворение «Битва за Сталинград»:
Пламенем город объят,
Рвутся бомбы и мины.
Город лежит в руинах,
Но не сдается солдат –
Бьется за Сталинград.
Бьется за каждый шаг,
Бьется за каждый дом,
Стоны и кровь кругом,
Будь же ты проклят, враг!
А в городе Сталинграде есть дом, который получил название дома Павлова. Многие сотни солдат погибли в бою, защищая его. Дом это не сдался врагам, устоял, хоть и остались от него лишь обугленные стены. А домом Павлова его стали называть по фамилии сержанта Павлова, оборонявшего его до конца. Этот дом и сейчас стоит на одной из улиц Волгограда. Его не стали восстанавливать. Он, как и в годы войны, зияет черными проемами окон, его стены изрешечены пулями, разрушены снарядами.
Этот дом хранит память о страшной войне.
В сентябре 1942 года шли ожесточенные бои в районе Мамаева Кургана. Нас, потомков, потрясает мужество бойцов, сражавшихся в чудовищном хаосе огня, столбов черного ядовитого дыма, раскаленного металла!
После войны подвиги наших воинов-героев, сражавшихся на Мамаевом Кургане и отдавших свои жизни за Родину, были увековечены в камне и бронзе. Площадь героев украшают скульптурные композиции, рассказывающие о подвигах воинов, а также самых ярких эпизодах Сталинградской битвы.
- А еще на Волгоградской земле есть и Солдатское поле. Этот мемориал находится в 20 км от Волгограда. В поле – бронзовая фигура девочки с васильками в руке – олицетворение спасенного детства. У ее ног – солдатское письмо-треугольник. На нем выбит текст письма, которое 60 лет назад отправил дочери комиссар полка, майор Дмитрий Петраков.
«Моя черноглазая Мила! Посылаю тебе василек… Представь себе, идет бой, кругом рвутся вражеские снаряды, кругом воронки, и здесь растет цветок… И вдруг очередной взрыв. Василек сорван. Я его поднял и положил в карман гимнастерки..
Мила! Папа Дима будет биться с фашистами до последней капли крови, до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с тобой так, как с этим цветком».
- Бои за Сталинград шли несколько месяцев, но город остался непокоренным.
А 19 ноября 1942 года наши войска нанесла в районе Сталинграда фашистам сокрушительный удар. Он означал коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Наши солдаты под руководством генерала Рокоссовского и Ватутина перешли в наступление.
Битва за Сталинград завершилась грандиозным успехом Красной Армии. Были разгромлены 32 немецкие дивизии. Потери у противников составляло 800 тысяч человек, 2 тысячи танков, 10 тысяч минометов, 3 тысячи самолетов. Немцы, возглавляемые немецким фельдмаршалом Паулюсом, вынуждена была сдаться в плен.
В календаре есть даты, навечно вписанные в героическую летопись нашей страны. Одна из них – Сталинградская битва, длившаяся 200 дней и ночей (с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года).
2 февраля фашисты бежали. Это была долгожданная и радостная победа нашего великого народа.
- Ребята, а сейчас ответьте, пожалуйста на вопросы:
- Когда началась Сталинградская битва?
- Как проходил штурм Сталинграда?
- Какие качества помогли советским воинам отстоять этот город?
- Сколько времени длилась Сталинградская битва?
- Чем закончилась битва?
Чтение стихотворения «Марш Победы»:
Мы по улицам пройдем,
Марш Победа пропоем.
Славьтесь и отцы и деды –
Одержали вы победу!
Вы Отечество спасли,
Вы – защитники Земли.
За Великую Победу –
Славьтесь и отцы и деды.
Приложение №3
Знакомство с участниками Сталинградской битвы
Яков Павлов один из самых известных героев Сталинграда.
Павлов Яков Федотович - командир пулеметного отделения 42-го гвардейского стрелкового полка 13-й гвардейской стрелковой дивизии 62-й армии Донского фронта, гвардии старший сержант.
Вечером 27 сентября 1942 года он получил задание командира роты лейтенанта Наумова разведать обстановку в 4-этажном здании в центре Сталинграда, которое имело важное тактическое положение. Этот дом вошел в историю Сталинградской битвы как «Дом Павлова».
С тремя бойцами Якову удалось выбить немцев из здания и захватить его. Вскоре группа получила подкрепление, боепитание и телефонную линию. Фашисты непрерывно атаковали здание, пытались разбить его артиллерией и авиабомбами. Умело маневрируя силами небольшого «гарнизона», Павлов избегал больших потерь и втечение 58 дней и ночей оборонял дом, не позволяя врагу пробиться к Волге.
Сержант Яков Павлов стал единственным, кто получил за оборону дома звание Героя Советского Союза.
ГАЛИНА БЕДНОВА «ДОМ ПАВЛОВА»
Стояли насмерть русские бойцы
В сплошном огне и без воды
во фляге.
А ветер разносил во все концы
Предсмертный крик и крик «ура!»
в атаке.
Над Волгой непрерывный взрыв и
гром,
И страшен враг, звереющий
в бессилье.
Но разве можно взять обычный дом,
В котором поместилась вся
Россия?!
Василий Зайцев - легендарный снайпер.
Снайпер 62 армии Сталинградского фронта, Герой Советского Союза. Во время Сталинградской биты он убил 225 германских солдат и офицеров, среди которых 11 снайперов. Именно Василию Зайцеву принадлежат легендарные слова, сказанные в самый разгар Сталинградской битвы: "За Волгой для нас земли нет, мы стояли и будем стоять на смерть!"
На войне ему пригодились советы деда.
Легендарный снайпер позже признался, что одно из главных качеств снайпера – умение маскироваться и быть незаметным, что необходимо любому хорошему охотнику. Он выбирал лучшие позиции и умело маскировал их, враг даже не догадывался, где мог притаиться снайпер. Прославленный снайпер бил врага беспощадно.
В награду Зайцев вместе с медалью «За отвагу» получил снайперскую винтовку Василий Зайцев написал два учебника для снайперов. Зайцеву присвоили звание Героя Советского Союза, вручили орден Ленина и медаль «Золотая Звезда». После ранения, когда он чуть не потерял зрение, Зайцев снова вернулся на фронт и встретил Победу в звании капитана.
Люся оказалась в Сталинграде после долгих поисков родных и близких. 13-ти летняя Люся, находчивая, любознательная пионерка из Ленинграда, добровольно стала разведчицей.
Однажды в Сталинградский детский приемник пришел офицер, который искал детей для работы в разведке. Так Люся оказалась в боевой части. Командиром у них был капитан, который учил, давал наставления, как вести наблюдения, что отмечать в памяти, как вести себя в плену.
В первой половине августа 1942 г. Люся вместе с Еленой Константиновной Алексеевой под видом матери и дочери впервые были заброшены в тыл врага. Семь раз Люся переходила линию фронта, добывая все новые сведения о противнике. За образцовое выполнение заданий командования награждена медалями «За отвагу» и «За оборону Сталинграда». Люсе посчастливилось остаться в живых.
Приложение №4
Ордена и медали Сталинградской битвы
Звание Героя Советского Союза
Приложение №5
«Подвиг народа в сталинградской битве»
Цель: Формирование патриотических чувств на основе ознакомления детей с подвигом нашего народа в Сталинградской битве.
Задачи:
- воспитывать в детях любовь к Родине, приобщить к прошлому и настоящему через связь поколений;
- воспитывать уважение к ветеранам ВОВ и Сталинградской битве;
- воспитывать чувство патриотизма, гордости, уважение к истории нашего народа, к героям Сталинградской битве;
- дать представление, что война для нашего народа была освободительной;
- формировать умение рисовать военную технику, передавать в рисунках образы солдат в движении;
- упражнять в закрашивании рисунков цветными карандашами в одном направлении;
- развивать воображение, творчество, композицию.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Оборудование: иллюстрации военных лет, портреты героев войны, аудиозапись песни «Священная война».
Раздаточный материал: простые и цветные карандаши, восковые мелки, альбомные листы.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что мы живем в стране, которая называется Россия. У нас есть своя армия. – Что такое армия? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, правильно! Это все вооруженные силы государства: сухопутные войска, военный флот, военные самолеты и т.д. В армии служат мужчины, которые сначала обучаются военному делу.
Воспитатель: – Для чего нужна армия?
Дети: Чтобы защищать свою страну.
Воспитатель: – Что нужно солдатам, чтобы победить противника?
Дети: Храбрость, смелость, отвага, оружие, танки, самолеты, корабли.
Воспитатель: Вот однажды, внезапно огромные силы фашистов двинулись на нашу Родину: танки, пехота, самолеты, артиллерия. Немецкие самолеты бомбили города, аэродромы, железнодорожные станции, бомбы сыпались на больницы, жилые дома, детские сады, школы.
Воспитатель: - Ребята, что фашисты хотели сделать с нашей страной?
Дети: - Хотели уничтожить страну, а людей сделать рабами.
Воспитатель: Все окна были заклеены бумагой крест-накрест:
- на улицах стояли противотанковые ежи, вбитые в землю куски железных рельсов;
- женщины копали противотанковые рвы и траншеи, таскали мешки с песком и перекрывали все улицы, чтобы не пропустить врага к своему городу.
Воспитатель: К тому времени, фашисты подходили все ближе и ближе к Сталинграду. Они хотели провести операцию "Тайфун". Так называют ураган огромной разрушительной силы. Но защитников Сталинграда не испугало количество немецко-фашистских войск. Бойцы Советской Армии проявляли мужество, стойкость, героизм. И вот, наконец, наступила долгожданная победа, наша армия победила фашистов.
Воспитатель: Вот, ребята, такая тяжелая война была для нашего города. Сейчас еще живы те, кто воевал много лет назад. Но они уже старенькие их называют ветеранами. В день победы над Сталинградом они надевают свои награды, собираются вместе, чтобы вспомнить военные годы.
Физминутка "Как солдаты"
Встали ровненько, ребята,
Пошагали как солдаты,
Влево, вправо наклонись,
На носочках потянись.
Раз - рывок,
Два - рывок,
Отдохнул ли ты, дружок?
Помаши кистями дружно
Рисовать сейчас нам нужно.
Воспитатель: А теперь, ребята, приглашаю вас за столы и предлагаю вам нарисовать «2 февраля – День разгром советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве» так, как видите ее вы.
Воспитатель читает стихотворение Натальи Вишениной:
«2 февраля - историческая Сталинградская битва»
Из под насупленных бровей
Седеющих от снега туч
Летел суровый зимний вихрь,
И с Волги воздух дул колюч.
Безумная рвалась пурга,
Не выдохнуть и не вдохнуть...
Солдаты Сталинграда, как
Смогли закрыть вы к Волге путь?
Не допустив врага к реке,
Ни шагу не ступив назад,
Непрошенным своим "гостям"
Дорогу указали в ад...
Приложение №6
Детско-творческая деятельность «Сталинградская битва глазами детей»
Приложение №7
Консультации для родителей «Как рассказать ребенку о войне?»
ЭТОТ ДЕНЬ ПОБЕДЫ…
Только зная, свои корни – историю страны, народа, семьи малыш вырастет всесторонне развитым человеком, которому не чужд патриотизм.
Воспитание любви к своей Родине, гуманности, умения сопереживать чужому горю – долгая и кропотливая работа, а не однодневная акция.
В детском саду, школе воспитатели и педагоги приложат все усилия, чтобы помочь вашему ребенку стать настоящим Человеком. Но основной фундамент личностных качеств, определяющих отношение крохи к миру и самому себе, закладывается в семье. Главная роль в воспитании детей, по-прежнему, принадлежит родителям.
Приближается праздник, значимость которого остается неизменной, как бы не менялись оценка и факты истории. Победа в Великой Отечественной войне – наша слава и гордость. День Победы достоин того, чтобы принять в нем вместе с малышом самое активное участие. Великая Отечественная война – один из самых главных этапов в истории нашего народа. Родители, которые заботятся о гармоничном развитии ребенка, должны в должной степени рассказать ему о подвиге дедов и прадедов. Однако сделать это представляется весьма проблематичным: как познакомить малыша с давними событиями, если он не понимает пока значения понятий «вчера», «сегодня», «завтра»? Повествование о ВОВ стоит начать с истории семьи.
СВЯЗУЮЩАЯ С ПРОШЛЫМ НИТЬ…
Всем детям интересно узнать, что было, когда их самих еще не было. В каждой семье, наверняка, есть старый-старый альбом с фотографиями. Полуистлевшая бумага хранит изображения лиц тех людей, которые дали жизнь вашим родителям, а значит, дали жизнь и вам. Наверняка, так же, как теперь вы, ваша мама показывала вам эти снимки, раскрывая секреты ветвей генеалогического древа. Пришла пора рассказать малышу о прадедах – героях прошлого. Начните разговор, рассматривая снимки. Пусть дедушка, которого ребенок никогда не видел, станет для него родным человеком. Расскажите о нем подробнее. Попытайтесь определить: на кого больше похожа мама – на бабушку или дедушку? Найдите фронтовые фотографии деда. Обратите внимание малыша на то, каким статным, храбрым, мужественным выглядит он на снимке.
Начните рассказ: «Очень давно на нашу землю пришли злые люди – враги, фашисты. Но дедушка и тысячи таких же смелых, как он, мужчин, дали им отпор – отправились на фронт защищать Родину. Дедушка был танкистом. Вот здесь он стоит рядом с танком. Сражаться ему пришлось очень долго. Несколько раз дедушка был ранен. Но потом поправлялся и вновь возвращался в строй. Наш дед дошел до самого вражеского логова. И всех победил». Постепенно история отдельно взятой семьи тесно переплетется, сомкнется с историей страны. Как правило, дети очень любят слушать такие рассказы, постоянно возвращаются к ним, просят вспомнить детали. Скоро картина далекого прошлого запечалится в памяти ребенка.
ИСТОРИЯ ИЗ БАБУШКИНОГО СУНДУКА
В вашем доме хранятся старые вещицы – молчаливые свидетели исторических событий. Некоторые из них стали настоящими реликвиями: осколок, который в госпитале вытащили из ноги деда, военный ремень и трофейный бинокль. Дайте малышу полюбоваться этими сокровищами, потрогать, рассмотреть со всех сторон. А потом честно ответьте на сотню возникших вопросов. Возможно, вам придется еще раз рассказать о боевом прошлом деда.
ИДЕМ В МУЗЕЙ
После того, как основные сведения о войне малыш почерпнул из вашего рассказа, можно отправиться в музей, чтобы познакомиться с основными чертами воссозданной эпохи. Рассмотрите оружие, солдатский котелок, плащ-палатку. Не нужно пытаться заострить внимание крохи на минувших исторических событиях. Поговорите о том, какое применение экспонаты находили на практике. Если поблизости нет экскурсовода, позвольте малышу осторожно прикоснуться к пулемету, потрогать рукой шероховатую ткань шинели. Попытайтесь вместе представить: каково было солдату, носившему ее, лютой зимой. Как он мерз, но не покидал своего боевого поста.
НИКТО НЕ ЗАБЫТ…
К сожалению, с каждым годом, один за другим, от нас уходят люди, которым мы обязаны своей свободой и жизнью. Помогите малышу приготовить для ветерана или труженика тыла подарок – выполненную своими руками праздничную открытку с пятиконечной звездой.
Конечно, преподнести презент можно в том случае, если и до знаменательного праздника вы поддерживали с соседом добрые отношения – хотя бы здоровались.
Но не стоит быть слишком навязчивой – пожилых людей в этом возрасте здоровье, мягко говоря, не радует.
Отправьтесь вместе с малышом на прогулку. Запаситесь букетом цветов и обратите внимание крохи на то, как радуются ветераны встрече друг с другом. Им есть, что вспомнить и есть о чем поговорить. У каждого из них блистают на груди ордена и медали. Награды вручают только самым храбрым солдатам и командирам.
По возвращении домой, в соответствующем справочнике можно найти названия некоторых из них, узнать, за какие заслуги ими награждали военных.
Рекомендуем посмотреть:
Проект в средней группе. Любимый город
Проект по патриотическому воспитанию в подготовительной группе
Проект по гражданско – патриотическому и правовому воспитанию детей старшей группы ДОУ
Проект к 9 мая в детском саду для старших дошкольников