Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Развивающая среда по экологическому воспитанию в детском саду в старшей группе

Предметно – развивающая среда по экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста "Ребенок и экология"
Автор: Некрасова Ангелина Юрьевна, воспитатель МОУ Детского сада № 135 Волгограда
В предметное окружение ребенка входят различные объекты живой и неживой природы, поэтому его ознакомление с явлениями природы неизбежно – это естественный процесс познания и приобретение социального опыта.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент элементарных представлений и знаний о природе. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей.
Природа – неисчерпаемый источник духовного обогащения. При постоянном соприкосновении с ней в душе каждого ребенка остается глубокий след, воздействуя на его чувства своей яркостью и многообразием.
Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе, и знает, что она является источником первых элементарных знаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Природа оставляет в сознании дошкольника реалистические знания об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяют обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

«Полюбить природу можно лишь постоянно общаясь с ней, думая о ее тайнах и разгадывая их, оберегая природу, вкладывая свой труд в ее украшение» (В.А. Сухомлинский).

Актуальность педагогической работы по экологическому воспитанию дошкольников обусловлена потребностью общества.
Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, и педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. В экологическом воспитании детей дошкольного возраста необходимо не только наблюдать за природой, но и общаться с ней, ухаживать за растениями и животными.
Дошкольное воспитание - это начальное звено в экологическом образовании, поэтому в дошкольном детстве ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. У дошкольников формируются первые основы экологического мышления, сознания, так же закладываются начальные элементы экологической культуры.
Продуманная организация знакомства с миром природы, прогулок, наблюдений развивает мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Я. А. Каменский видел в природе источник знаний; средство для развития ума, чувств и воли.
К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.


Таким образом, приобретенные в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов.

Проблема:
Отсутствие или недостаток эмоциональных, чувственных контактов с природой, информации об окружающем мире, ограничение удовлетворения потребностей ребенка в приобретении тех экологических ценностей, которые признаются обществом, приводят к потери интереса окружающего мира. Даже малейшее ограничение потребностей детей в общении с природой недопустимо и может привести к серьезным осложнениям не только в решении задач экологического воспитания подрастающего поколения, но и развития личности ребенка.

Новизна: элементы новизны прослеживаются в применении интегрированного подхода в экологическом воспитании дошкольников, что позволяет еженедельно, ежемесячно решать задачи экологического воспитания в совместной деятельности не только в рамках непосредственно-образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
В связи с актуальностью данной проблемы основной целью является: создание условий для формирования элементов экологической культуры старших дошкольников.

Задачи:
• продолжать вызывать познавательный интерес к окружающему миру;
• формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности;
• формировать умения анализировать, делать выводы, видеть красоту природу;
• развивать потребность в общении с природой;
• поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за окружающей природой;
• воспитывать уважение и бережное отношение к растениям и животным.

Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно-ориентированной развивающей модели воспитания и подчинена следующим принципам:
- Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
- Принцип системности – воспитательно-образовательный процесс предполагает планирование тематических циклов занятий и нерегламентированных циклов деятельности.
- Принцип сезонности – планирование деятельности происходит с учетом сезонных изменений.
- Принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей.
- Принцип коллективизма.
- Принцип интеграции - (познавательная деятельность, развитие речи, музыкальная деятельность, изодеятельность, театрализованная деятельность) взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.
- Принцип креативности.
- Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье, что обеспечивает интерес к экологическому воспитанию, мотивацию, а затем и потребность в ней.

Методы экологического воспитания построены на совместной деятельности дошкольников и педагогов. Мы знакомим своих воспитанников с природой, используя для этого:
1. Наглядные методы: рассматривание иллюстраций, наблюдение, просмотр мультимедийных презентаций.
Считается, что именно эти методы наиболее эффективны в случае с дошкольниками, поскольку они соответствуют их познавательным возможностям, фиксируя в сознании конкретные, очень яркие представления о природе.
2. Практические методы: моделирование, игры, простые опыты.
С их помощью дети начинают понимать взаимосвязь между явлениями природы и отдельными предметами, систематизируя, таким образом, свои знания и переводя их в практическую сферу деятельности.
3. Словесные методы: беседы, чтение книг, заучивание наизусть стихотворений, импровизированные и подготовленные рассказы воспитанников или педагогов.
Основная функция их - расширение знаний о природе, а также формирование положительного отношения к ней.
Полноценное экологическое воспитание и образование детей дошкольного возраста подразумевает широкое использование всех указанных выше методов. В каждом отдельном случае выбор соответствующих методов и сочетание их с другими элементами экологического воспитания определяется педагогом. При этом обязательно учитывается возраст детей и суть изучаемого на определенном занятии явления или объекта природы.

Модель построения экологической предметно-пространственной развивающей среды включает следующие организационно-педагогические блоки:
- мотивационный, направленный на формирование позитивного отношения педагогов к экологическому воспитанию дошкольников;
- теоретический, определяющий концептуальные подходы к построению модели среды;
- проектировочный, включающий развитие умений педагогов конструировать среду;
- практический, обеспечивающий наполнение существующей среды образовательного учреждения экологическим содержанием.

Для иных природа — это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж.
Для меня природа — это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты. (Пришвин М. М.)


Развивающая предметно-пространственная среда – это система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка. Она предполагает единство социальных, предметных и природных средств обеспечения деятельности дошкольника и включает ряд базисных компонентов, необходимых для полноценного и социального развития.
Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ включает все, что доступно восприятию дошкольника и использованию им в практической деятельности.
Экологическая предметно-пространственная развивающая среда представляет собой совокупность объектов природы в определенных пространственных отношениях, ориентированных на развитие активности дошкольника по освоению экологических знаний, воспитание нравственно-ценностного отношения к природе, обогащение опыта экологической деятельности в природной среде.
Экологическая предметно-пространственная развивающая среда в нашей группе позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на саморазвитие ребенка под наблюдением и при поддержке педагога.
В этом случае среда выполняет: познавательную, образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности детей.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Предметно-развивающая среда по экологическому воспитанию дошкольников в нашей возрастной группе эстетически оформлена и оснащена разными материалами и пособиями (приложение № 1):

Содержание уголка природы:
- календари природы (по времени года, месяцам, неделям);
- дневник наблюдения за (растениями, природными явлениями);
- комнатные растения и необходимые инструменты по уходу за ними;
- глобус;
- дидактические игры («Почемучка», «Что с начало – что потом?», «Аскорбинка и ее друзья», «Где мы растем?», «Сад и огород», «Чьи семена?» и др.);
- наглядно-дидактические пособия: репродукции картин известных художников, изображения экосистем;
- настольно-печатные игры: («Собери картинку», лабиринты «Помоги животному добраться домой», «Пищевая цепочка» и др.);
- коллекции животных (домашних, диких, насекомых, птиц, морских и речных обитателей);
- коллекции тканей (растительного, животного и искусственного происхождения);
- нитки и изделия из них;
- коллекция образцов коры и древесины;
- муляжи (фруктов, овощей, продуктов питания);
- муляжи динозавров (трицератопс, кентрозавр, мамонт);
- панцирь синего рака (настоящий);
- альбомы «Времена года»;
- коллекции (семян, камней, ракушек, шишек, каштанов, желудей, косточек, круп);
- гербарий хвойных и лиственных растений;
- поделки и рисунки из природного материала (а также поделки, сделанные самой природой из: глины, песка и воды);
- художественная литература о природе («Что такое – Кто такой?», «Я познаю мир», «Тайны близкие и далекие», «Секреты и диковинки окружающего мира», и др.);
- энциклопедии (История человечества, Динозавры, Планета Земля, Покорители морей, Атлас мира, Тело человека, Наука вокруг нас, Все о машинах);
- аудиозаписи со звуками природы, птиц (П.И. Чайковский «Времена года», А. Вивальди «Времена») (приложение № 2).

Предметно-пространственная среда по экологическому воспитанию позволяет:
- наблюдать и ухаживать за комнатными растениями;
- вести календарь погоды;
- вести дневник наблюдений;
- рассматривать картины и иллюстрации о природе;
- играть в дидактические игры, с муляжами животных;
- делать поделки из природного материала;
- ухаживать за посадками «огород на подоконнике» (приложение № 3).

Мини – лаборатория предназначена для организации детской элементарно-исследовательской деятельности в природе. Которая обеспечивает дошкольникам не только осознание связей и зависимостей, существующих в мире природы, но и дает возможность качественно освоить перечень трудовых умений и навыков. В процессе этой деятельности дошкольники осознают свою позитивную роль в жизни природы, что оказывает благотворное влияние не только на развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер, но и на развитие духовности и нравственности.
В мини-лаборатории хранятся природные материалы, предназначенные для проведения разных исследований:
- лупа;
- весы;
- песочные часы;
- песок;
- глина;
- почва;
- сахар;
- соль;
- камни;
- магниты;
- ракушки;
- семена растений;
- крупы;
- пробки;
- бусины;
- мелки
- различные палочки, трубочки, емкости и мн. др. (приложение № 4).

Организуя непосредственно-образовательную деятельность по экологическому воспитанию мы используем следующие формы работы с дошкольниками:
- экскурсии в природу;
- игры-путешествия;
- викторины;
- исследования;
- наблюдения;
- экспериментирование (приложение № 5).

Сотрудничество с семьями воспитанников по экологическому воспитанию, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

С 30 марта 2020 года был введен режим самоизоляции, в связи с COVID-19, родители вместе со своими детьми находились длительное время дома, на даче.
Находясь в таких условиях, они стремились мотивировать себя и детей положительными моментами, запечатлив некоторые из них. Вот, какими снимками они с нами поделились (приложение № 6).
Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что насыщенная предметно-пространственная развивающая среда по экологическому воспитанию становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого дошкольника, является основным средством формирования личности ребенка, источником его знаний и социального опыта.
В связи с этим, развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высоко творческая деятельность всех участников образовательного процесса.

Ожидаемый результат:
1. У воспитанников повысится уровень экологической грамотности;
2. Появится потребность в общении с природой;
3. Воспитанники смогут наблюдать самостоятельно за объектами живой и неживой природы, анализировать, делать выводы, видеть красоту природы;
4. Воспитанники смогут отображать свои впечатления в творческой деятельности;
5. Расширится кругозор.

Список используемой литературы:
1. Беседина, А. Ф. Учите детей любить природу / А. Ф. Беседина. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12663/ (дата обращения: 24.08.2020).
2. Васильева, Е. В. Формирование экологических представлений детей старшего дошкольного возраста на материале различных программ / Е. В. Васильева, М. В. Крайнова, А. В. Муканова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47.1 (181.1). — С. 25-32. — URL: https://moluch.ru/archive/181/46598/ (дата обращения: 20.08.2020).
3. Ладутько, Л. К. Природа в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. От 6 до 7 лет: учеб.-метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с белорус. и рус. яз. обучения / Л. К. Ладутько, С. В. Шкляр. – Минск: Аверсэв, 2016. – 225 с.
4. Ладутько, Л. К. Ребенок познает мир природы [Текст]: пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / Л. К. Ладутько, С. В. Шкляр. – Мн.: УП «Технопринт», 2005. – 228 с.
5. Ладутько, Л. К. Удивительный мир природы. От 6 до 7 лет: учеб.нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с белорус. и рус. яз. обучения / Л. К. Ладутько, С. В. Шкляр. – Минск: Аверсэв, 2016. – 48 с.
6. Николаева С.Н. « Методика экологического воспитания в детском саду»,2002г.
7. Саченко, А. И. Читаем детям: хрестоматия: пособие для педагогов учреждения дошк. образования. В 3т. Т.3. От 5 до 7 лет. В 2 кн. Кн. 2 / сост. А. И. Саченко, Л. А. Смаль. – Минск: Экоперспектива, 2015. – 479 с.
8. Стреха, Е. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. А. Стреха. – Минск: Нар.асвета, 2012. – 64 с.
9. Интернет-ресурсы.

Приложение № 1
Экологический центр в старшей возрастной группе

Приложение № 2


















Приложение № 3




Приложение № 4





Приложение № 5
На прогулках мы проводим ежедневные наблюдения, используя стихотворения, загадки, пословицы и поговорки, которые воспринимаются детьми с боль¬шим интересом, обогащают их словарный запас, развивают эстети¬ческие чувства.




Важнейшая форма работы с детьми - труд в природе. В процессе трудовой деятельности воспитанники имеют возможность применить на практике свои знания, приобрести новые, наглядно убедиться в существовании в природе различных взаимосвязей (растения, животные и окружающая среда).



Следуя девизу «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!». Игра с песком или песочная терапия – не только увлекательное занятие, это способ самовыражения своих эмоций и чувств, развития навыков самоконтроля и саморегуляции, способ развития тактильной чувствительности. Игры с песком развивают мышление, восприятие, память, сенсорное впечатление, мелкую моторику, успокаивают, снимают напряжение.


Игры с водой - одна из любимых детских забав, ведь игры с водой полезны не только для развития тактильных ощущений и мелкой моторики, вода развивает различные рецепторы, успокаивает, дарит положительные эмоции.

Коллекция камней и семян служат не просто образцами, но и объектами, с которыми ребенок имеет возможность играть постоянно: подбирать группы по цвету и размеру.


Опыты с мыльными пузырями

Остальные фотографии с лицами детей.

Рекомендуем посмотреть:

Педагогический проект для детей 2-4 лет«Солнышко на ножке» Игра - викторина «Счастливый случай» в подготовительной группе Огород на подоконнике в детском саду Конспект НОД в средней группе на тему «Цветочная поляна»

Похожие статьи:

Эко театр в детском саду

Участник №3 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 октября 2020 года по 20 января 2021 года
Проект "Герой моей семьи" в детском саду. Старшая группа | Сценарий игровой программы для детей 5-7 лет
Опубликовано: 1502 дня назад (11 октября 2020)
Просмотров: 12125
+4
Голосов: 4

Нет комментариев. Ваш будет первым!