Требования к созданию предметной развивающей среды по развитию музыкальных способностей, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Материал будет полезен музыкальным руководителям, которые организую предметно-пространственную развивающую среду в ДОУ в соответствие с ФГОС ДО.
Музыкально - предметная среда в детском саду организуется по трем блокам:
• восприятие музыки;
• воспроизведение музыки;
• музыкально- творческая деятельность.
Блоки компонентов среды соответствуют логике развития
детской музыкальной деятельности, помогающие воспринимать произведения для слушания, для исполнительской певческой, танцевальной, музыкально- игровой, а также для развития музыкально-сенсорных способностей.
Первоначальные знания и навыки дети получают на музыкальных занятиях, которые проводятся в музыкальном зале.
Предметно-пространственная среда музыкального зала обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, материалов, оборудования для развития детей, соответствует возрастным особенностям, содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.
Пространство зала нашего ДОУ оснащено
средствами обучения и воспитания, обеспечивает игровую, познавательную, двигательную активность. Насыщенность среды соответствует возрастным особенностям детей и содержанию программы.
Музыкальный зал - это место встречи ребёнка с музыкой. Здесь проходят ежедневные занятия по музыкальному воспитанию, музыкальная утренняя гимнастика, развлечения и праздники, встречи родителей с педагогами, театральные спектакли. Это самое большое, светлое помещение. В нашем зале преобладают спокойные цвета, что создаёт атмосферу доброжелательности.
Здесь находится фортепиано, шкаф для музыкального центра и детских музыкальных инструментов, мольберт.
Оформление пространства зала к различным мероприятиям - это совместная работа педагогов, воспитателей и родителей. Своими руками создаются украшения, элементы декора, декорации.
Для кукольного театра используется ширма, которая оформляется по тематике мероприятия.
Большое значение в театральной деятельности имеют декорации и наличие детских костюмов. Это даёт возможность участнику действий почувствовать себя настоящим артистом. Так же в нашем детском саду имеются костюмы для взрослых.
Пространство нашего музыкального зала можно условно разделить на три зоны: рабочую, спокойную и активную.
Рабочая зона.
Рабочая зона подразумевает продуктивную деятельность в контексте интеграции с другими образовательными областями, прибегающими к продуктивной деятельности. Это в первую очередь такая область как «Художественное творчество». Во время этой деятельности ребенку предоставляется возможность выразить свои эмоции с помощью кисти, красок, пластилина, цветной бумаги и пр. Оборудована эта зона ближе к окнам. Это - мобильные небольшие столы с различным материалом – кисти, краски, карандаши, пластилин и т. д. Такая зона бывает востребована на комплексных, тематических и интегрированных занятиях.
Активная зона.
Основной зоной музыкального зала являются активная зона. Это достаточно большое свободное пространство для музыкально-ритмических упражнений, для музыкально-игрового и танцевального творчества, для проведения дидактических игр для развития чувства ритма, и т. д. Поскольку некоторая часть активной деятельности может происходить сидя или лежа на полу, то имеется ковёр такого размера, чтобы все дети чувствовали себя не стесненно, имели возможность свободно отвести локти от туловища. На стенах в этой зоне закреплены зеркальные полотна. Фортепиано расположено таким образом, чтобы музыкальный руководитель, исполняя музыкальное произведение, видеть всех детей.
Спокойная зона.
Здесь осуществляются такие виды музыкальной деятельности как восприятие музыки, пение, игра на детских музыкальных инструментах.
Развитие певческих способностей происходит сидя на стульях или стоя возле инструмента.
Оборудование спокойной зоны состоит из музыкального инструмента (фортепиано) и пространства, где дети могут сидеть на стульях или стоять, мольберта, на который можно поставить наглядный материал, столика, если нужно поставить наглядное пособие или посадить игрушку, используемую в игровой ситуации.
В этой зоне соблюдается важнейший принцип организации предметно-пространственной среды - «глаза в глаза».
Дети располагаются справа от музыкального руководителя.
Во время нахождения в музыкальном зале всем воспитанникам, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам, предоставляется свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Все элементы предметно - пространственной среды соответствуют требованиям по о
беспечению надёжности и безопасности их использования.
Такая организация развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала вызывает интерес детей к музыкальному искусству, побуждает к активности, творчеству, даёт возможность развивать индивидуальность каждого ребёнка.
В музыкальном зале проводится непосредственно образовательная деятельность в области музыка, утренняя гимнастика, подгрупповые и индивидуальные занятия, праздники, досуги и развлечения.
Перечень игр и пособий:
Музыкально-дидактические игры:
1. «Музыкальная лесенка»
2. «Чудесный мешочек»
3. «Матрешки»
4. «Кто в домике живет?»
5. «Где мои детки?»
6. «Птицы и птенчики»
7. «Что делают дети?»
8. «Платочки»
9. «Наш оркестр»
10. «Курица и цыплята»
11. «Найди игрушку»
12. «Тихо, громко запоем»
13. «Угадай, на чем играю»
14. «Угадай инструмент»
15. «Тихо-громко»
16. «Тихие и громкие звоночки»
17. «Музыкальный домик»
18. «Музыкальная карусель»
19. «Определи по ритму»
20. «Узнай по голосу»
21. «Три поросенка»
22. «Кого встретил колобок?»
23. «Лесенка»
24. «Куда едут санки?»
Аудиопособия
1. Классическая музыка и звуки природы
2. Музыкальные шедевры
3. Ритмическая мозаика А.И. Буренина
4. Ладушки
5. Детские современные песни
6. Аудиокассеты и СD с музыкой композиторов- классиков 7. Видеозаписи мультфильмов и детских фильмов с музыкой известных композиторов (отечественных и зарубежных)
Оборудование
- инструмент (цифровое пианино)
- репродукции картин и иллюстрации
- детские музыкальные и шумовые инструменты (ложки, бубны, муз.молоточки, маракасы, треугольники, металлофоны, барабаны, дудочки, колокольчики)
- мультимедийное оборудование
-атрибуты для танцевально-ритмических движений (ленты, султанчики, цветы, флажки, платочки, снежинки, зонтики, листья, ветки деревьев,венки, фуражки для русского костюма)
-игрушки, куклы для танца
-атрибуты для создания сказочного или игрового образа (шарфики из органзы, мишура, маски и шапочки, грибочки, снежки.)
- портреты русских и зарубежных композиторов- классиков
- демонстрационные картины по содержанию песен и по содержанию пьес
- картинки с изображением различных музыкальных инструментов - магнитная доска
- фланелеграф
- домик-декорация
- игрушки- «гости»: куклы, кошка, собака, курица, петух, кукла, матрешка, петрушка и т.д.
- ростовые куклы (заяц,лиса, волк,утёнок,телёнок, коза)
- гримерно-постижерный реквизит (усы, бороды, парики и т.д.)
- дополнительный реквизит для сюрпризных моментов: волшебная палочка, зонт, метла, золотой ключик, колодец, сундук и т.д. - карнавальные костюмы и шапочки: лиса, медведь, волк, заяц, белка, кошка, собака, тигр, сорока, красная шапочка и др.
Содержание музыкальной предметно-пространственной развивающей среды нашего детского сада
системно усложняется по возрастам и носит проблемный характер. Все это позволяет детям, действуя с предметами и пособиями, думать, сравнивать, размышлять, решать проблемные ситуации, творить.
В музыкальном зале оформление меняется сезонно. Дополнением, в зависимости от тематики праздника, вносим игрушки, надувные шары, красиво оформленные букеты
На музыкальных занятиях, праздниках используется
мультимедийная техника. Компьютерные технологии расширяют сферу воздействия музыки на ребенка.
Мы активно привлекаем родителей к изготовлению атрибутов, костюмов, театральных декораций.
Постоянно пополняем копилку музыкально-дидактических игр.
Таким образом, что от компетентности взрослого, его заинтересованности к детям зависит, станет ли эта среда развивающей, захочет ли ребенок освоить ее в своей деятельности. Ребенок и взрослый действуют вместе, им обоим должно быть комфортно в музыкальной среде.
Рекомендуем посмотреть:
Организация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ по ФГОС
Приобщение старших дошкольников к народной культуре в условиях ФГОС дошкольного образования
Развитие речи детей у дошкольников через музыкальные занятия
Опыт работы музыкального руководителя детского сада
Похожие статьи:
Сценарий музыкально-танцевальной сказки «Колобок» для отчетного концерта в ДОУ