Пути повышения уровня развития коммуникативных компетенций младших школьников при изучении английского языка
Проект "Пути повышения уровня развития коммуникативных компетенций учащихся начальной школы при изучении английского языка"
Актуальность темы
Актуальность данной темы связана с требованием времени. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки, поэтому приоритетную значимость приобрело изучение английского языка, как средство общения и обобщения духовного наследия стран изучаемого языка и народов.
Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. А школьное обучение должно быть построено таким образом, чтобы учащиеся могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
Существование успешного человека в конкурентном мире невозможно представить без знания английского языка – языка международного общения. Сегодня ценится свободная, развитая и образованная личность, способная творить в условиях постоянно меняющегося мира, что в свою очередь, требует полного развития личности ее коммуникативных способностей, позволяющих войти в мировое сообщество и успешно функционировать в нем.
Но реальность такова, что далеко не каждый учащийся современной школы владеет высоким уровнем английского языка, необходимым для межкультурной коммуникации.
Это позволяет сделать вывод о целесообразности того, что на уроках иностранного языка необходимо уделять большее внимание:
- использованию разных стратегий в зависимости от поставленной коммуникативной задачи;
- использованию в процессе обучения текстов различных типов и жанров, в том числе материалов сети Интернет;
- развитию языкового чутья, формированию умений языковой догадки;
- развитию общей коммуникативной компетенции учащихся в части анализа информации, отбора содержательных элементов и их логической организации;
-аргументации своего мнения, высказываемых предложений и принимаемых решений в ходе речевого взаимодействия.
Поэтому одной из ключевых задач деятельности учителя иностранного языка нам видится формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности в совокупности всех ее составляющих:
- речевой компетенции - совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме);
- умение планировать свое речевое и не речевое поведение;
- языковой компетенции — систематизации ранее изученного материала;
- овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объема используемых лексических единиц;
- развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;
социокультурной компетенции — увеличения объема знаний о социокультурной специфике англоговорящих стран, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;
- компенсаторной компетенции — дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;
- учебно-познавательной компетенции — развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению английским языком, удовлетворению с его помощью познавательные интересов в других областях знания.
Отсюда следует, что современный учащийся должен быть не просто человеком знающим, а человеком «умеющим».
Огромное значение в формировании коммуникативных компетенций имеет начальный этап изучения английского языка: от того как будет сформирована мотивация учащихся младшего школьного возраста, от той системы работы, которая будет предложена младшим школьникам, во многом зависит уровень развития коммуникативных умений и навыков за весь период обучения в школе.
Высокое качество обучения призван обеспечить компетентностный подход, который необходимо взять за основу педагогической деятельности. Таким образом, развитие коммуникативной компетенции, культуры речи выходит на первый план при изучении иностранного языка.
Противоречия, возникающие в ходе проекта:
- между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и большим объемом теоретических сведений, получаемых на уроках иностранного языка;
- между высокими требованиями, предъявляемыми к языковому образованию младших школьников и недостаточно сформированными общественными умениями и навыками;
Проблема исследования: как повысить уровень сформированности коммуникативной компетенции при обучении английскому языку младших школьников?
Цель проекта:
Найти и обосновать эффективность выбранного пути развития коммуникативной компетенции младших школьников при обучении английскому языку.
Объект проекта:
Повышение уровня развития коммуникативных компетенций младших школьников при изучении английского языка.
Предмет:
Пути повышения уровня развития коммуникативных компетенций младших школьников при изучении английского языка.
Методы: 1. Теоретические:
- изучение нормативно-правовой базы;
- системно-структурный анализ научно-методической, психологической и специальной литературы по вопросу; 2. Эмпирические:
- мониторинг уровня сформированности коммуникативных навыков учащихся;
- анализ проделанной работы на каждом этапе проекта
Гипотеза проекта: использование разнообразных способов и приёмов организации учебного процесса, способствует формированию коммуникативных навыков у младших школьников.
Предполагаемый результат Для учителя:
1. Накопление опыта работы по формированию иноязычных коммуникативных умений и навыков на уроках и во внеурочной деятельности младших школьников.
2. Использование инструментария мониторинга уровня развития иноязычной коммуникативной компетенции учащихся в целях планирования разнообразных видов и форм работы с ними.
3. Творческое самовыражение. Для учащихся:
1. Приобретение дополнительной возможности для самореализации.
2. Развитие уровня социальной и иноязычной коммуникативной компетенции.
3. Развитие личностных качеств.
Задачи проекта:
1. Проанализировать научно-методическую и специальную литературу, изучить опыт коллег по повышению уровня развития коммуникативных компетенций младших школьников при изучении английского языка;
2. С учетом психологических особенностей младших школьников разработать систему учебных занятий, способствующих формированию коммуникативных навыков;
3. Пробуждение интереса к изучению иностранного языка;
4. Повышение уровня коммуникативных навыков и умений в различных видах деятельности;
5. Развитие личности ребенка, его интеллектуальных и познавательных способностей;
6. Создание дополнительного пространства для общения.
Временные рамки реализации проекта - январь 2018- декабрь 2020 г
Ресурсы проекта: Интеллектуальные: учителя английского языка, учителя начальных классов Организационные: работа учебно-методического объединения учителей иностранного языка, организация взаимодействия с учителями школы. Информационные: сеть Internet, периодические издания Мотивационные: действия, призванные сформировать положительное отношение к организации и реализации проекта. Технологические: перспективное планирование, сценарные разработки, методические рекомендации Материально-технические: материально-техническая база школы (лингафонный кабинет, мультимедийный проектор)
Программа реализации проекта: 1 этап: Подготовительный этап, январь 2018 - декабрь 2018
Изучение педагогической, психологической и методической литературы по вопросу влияния коммуникативной компетенции на процесс обучения иностранному языку.
Работа учебно-методического объединения учителей иностранного языка.
Создание теоретико – методического обоснования проекта.
Создание методической базы работы библиотечного уголка“We enjoy English”, методической недели английского языка с учетом целей и задач проекта.
Работа учебно-методического объединения учителей иностранного языка.
Рекомендации по созданию библиотечного уголка.
Разработка путей взаимодействия между участниками проекта.
Работа учебно-методического объединения учителей иностранного языка, администрации учреждения, учителей начальных классов и педагога-психолога.
Определение форм и видов взаимодействия с участниками проекта.
Отбор диагностических материалов для изучения и отслеживания уровня развития иноязычной коммуникативной компетенции учащихся.
Работа учебно-методического объединения учителей иностранного языка, педагога - психолога, заместителя директора по учебной работе.
Пакет диагностических методик для мониторинга развития иноязычной коммуникативной компетенции учащихся.
Освоение методики, способов внедрения элементов коммуникативной компетенции в процесс обучения иностранному языку на уроках и во внеурочной деятельности и поиск эффективных методов формирования иноязычной культуры младших школьников.
Взаимопосещения уроков и внеклассных мероприятий учителями.
Анализ и самоанализ данной деятельности.
Создание банка эффективных форм, методов и приемов внедрения иноязычной коммуникативной компетенции учащихся.
Разработка модели уроков по повышению коммуникативной компетенции учащихся.
Работа учителей, педагога-психолога, заместителя директора по учебной работе.
Внедрение коммуникативной деятельности в процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся.
Формирование мотивации участников проекта.
Анализ деятельности и интересов участников проекта, знакомство с предполагаемым результатом.
Осознание возможности для саморазвития, достижение лучших результатов, участие в творческой деятельности.
2 этап: Деятельностный, январь 2019– декабрь 2019
Внедрение элементов коммуникативной компетенции в урочной и внеурочной деятельности. Установление связей между участниками проекта.
Внедрение методики развития коммуникативности при обучении иностранному языку, коммуникативной технологии обучения иноязычной культуре, игровых методов, метода проектов, направлений взаимодействия между участниками проекта.
Накопление и анализ опыта работы.
3 этап: Преобразовательный этап, январь 2020- декабрь 2020
Итоговая диагностика, анализ, разработка рекомендаций по коррекции работы. Анализ результатов, коррекция деятельности участников проекта по различным направлениям.
Создание перспективного планирования развития иноязычной коммуникативной компетенции младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности.
Изучение и обобщение материала работы по реализации проекта.
Работа учебно-методического объединения учителей иностранного языка, педагога - психолога, заместителя директора по учебной работе.
Методическая копилка опыта работы по данной проблеме.
Описание деятельности
Работа по реализации проекта начата в январе 2018 года.
Необходимо ещё раз обозначить гипотезу нашего исследования. Моя задача состояла в том, чтобы установить, способствует ли использование разнообразных способов и приёмов организации учебного процесса формированию коммуникативных навыков у учащихся. Для подтверждения гипотезы и в соответствии с целью данной проектной работы нами были использованы определенные методы педагогического исследования. При решении заявленной проблемы мы исходили из принципа множества методов исследования. Этот принцип означает, что для решения представленной проблемы мы использовали не один, а несколько методов.
На первом этапе данной работы нами было изучено достаточно большое количество педагогической, методической и специальной литературы по проблеме развития коммуникативных навыков младших школьников на уроках английского языка.
Чтобы определить дальнейшую систему работы, мы изучили потребности учащихся, педагогов в наиболее интересующих их формах и методах усвоения знаний повышения коммуникативной компетенции (Приложение 1).
Дальнейшим этапом стала организация работы библиотечного уголка «We enjoy English», цель которого было расширение страноведческих знаний учащихся, формирование положительной мотивации к изучению иностранного языка, использование материалов уголка и их пополнение в результате внеурочной деятельности на английском языке с целью повышения уровня коммуникативных навыков и умений.
На основании собранного материала по возможным путям повышения коммуникативной компетентности учащихся младшего школьного возраста, анализа посещенных учебных занятий и внеклассных мероприятий была начата работа по созданию банка эффективных форм, методов и приемов внедрения иноязычной коммуникативной компетенции учащихся. Была начата работа по опробированию различных форм проведения внеклассных мероприятий с учащимися 3-4 классов с целью повышения их коммуникативных компетенций (Приложения 2, 3, 4).
Далее будет проводится дальнейшее накопление и анализ опыта работы по формированию коомуникативных компетенций младших школьников средствами иностранного языка.
СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ
Приложение 1. Анкета по изучению наиболее востребованных форм, методов и приемов проведения учебных занятий по английскому языку
Приложение 2. Анализ результатов анкеты
Приложение 3. Анкета «Твое отношение к английскому языку»
Приложение 4. Внеклассное мероприятие по английскому языку для обучающихся 3-4 классов «Jungle call»
Приложение 5. Внеклассное мероприятие: игра-путешествие «Magic Town» (Волшебный город)
Приложение 6. Проектная деятельность по теме: Me and my family. 3 класс
Приложение 7. Перспективное планирование внеклассных мероприятий по английскому языку на 2012-2013 учебный год, 4 класс