Полезные советы для родителей. Су-Джок терапия и развитие мелкой моторики у дошкольников.
Многие родители знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще, что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики? Рассмотрим подробно все эти вопросы.
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.
По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь. Поэтому так важно формирование мелкой моторики у дошкольников.
Влияние мануальных (ручных) воздействий на развитие мозга человека известно было еще во 2 веке до н.э. В Китае специалисты утверждают, что игры с участием рук приводят в гармоничное отношение тело и разум.
Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики, их можно разделить на следующие группы: пальчиковая гимнастика, игры с мелкими предметами, игры-Монтессори, лепка и рисование, конструирование, шнуровки, массаж кистей рук и пальчиков.
В настоящее время нетрадиционные формы и средства занятий с детьми привлекают все большее внимание. Су-Джок терапия - одна из них. («Су»-по-корейски - кисть, «Джок» - стопа). Для воздействия используется только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. Су-Джок терапия может быть направлена на воздействие на зоны коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений. Используют Су-Джок и для укрепления мелких мышц руки. Эта процедура значительно улучшает мелкую моторику рук.
Применяются Су-Джок-мячи в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими колечками. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные кольца надеваются на пальчики.
С помощью мячей-«ёжиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Вот некоторые варианты работы с детьми:
Массаж кисти руки Су-Джок шаром (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии со смыслом текста стихотворения сначала на правой руке, затем на левой).
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Массаж пальцев эластичным кольцом. (дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, начиная с большого, проговаривая стихотворение, сначала на правой руке, затем на левой).
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья.
Ручной массаж кистей и пальцев рук очень полезен и эффективен. Научно доказано, что на кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга. Например, мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова. Области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Су-Джок терапия обогащает знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а также способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка. Кроме того, они помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее, создают благоприятный психофизиологический комфорт детям во время занятия.
Рекомендуем посмотреть:
Кинезиологические упражнения для дошкольников
Су – Джок терапия в работе с детьми дошкольного возраста в детском саду
Су-Джок терапия в логопедической практике ДОУ
Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ