Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Ограниченные возможности здоровья детей дошкольного возраста неспособствуют быстрой динамике коррекционно-развивающей работы в практической деятельности учителя-логопеда. Поэтому в своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие технологии: артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, развитие общей и мелкой моторики.
Артикуляционная гимнастика, являясь неотъемлемой частью логопедической работы, способствует не только четкой артикуляции звуков, но и нормализации мышечного тонуса языка, губы, неба.Кроме того, при регулярном выполнении артикуляционной гимнастики наблюдается положительная динамика в коррекции неврологической симптоматики при дизартрии и алалии, поскольку на фоне медикаментозного лечения, назначенного неврологом, артикуляционная гимнастика способствует улучшению кровоснабжения артикуляционных органов и их иннервации,улучшить подвижности артикуляционных органов,укрепление мышечной системы языка, губ, щёк,уменьшению спастичности (напряжённости) артикуляционных органов.
Дыхательная гимнастика, рассматриваемая как часть оздоровительного режима ДОО, используется мной в процессе коррекции речи детей. Дыхательная гимнастика направлена на закрепление навыков диафрагмального – речевого дыхания и развитие силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения – выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения.
Развитие общей моторики (физкультминутки) проводятся в игровой форме в течении логопедического занятия.Они направлены на нормализацию мышечного тонуса. Сочетание речи с движениями делает речь детей с тяжелыми нарушениями речи четкой, ритмичной, эмоциональной, а также способствует развитию фонематического восприятия.
Развитие мелкой моторики пальцев рук способствует формированию графических навыков. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи.
В процессе коррекционно-развивающих занятий я уделяю особое внимание развитию мелкой (пальчиковой) моторики детей дошкольного возраста. Для этого активно использую пальчиковую гимнастику, су-джок терапию, селиконовые и резиновые мячики-ежики различного диаметра, прищепки, пуговицы, соленое тесто, массу для лепки, шнуровку и другое.
Здоровьесберегающие технологии в в работе с дошкольниками с ОВЗ могут и должны быть использованы в различных режимных моментах ДОО и дома, применяться в системе. Описанные мной технологии не имеют противопоказаний и легко воспроизводимы в условиях семейного воспитания, а также способствуют разнообразию досуга дошкольников.
Рекомендуем посмотреть:
Работа учителя-логопеда с семьей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей
Кинезиологические упражнения для дошкольников
Су – Джок терапия в работе с детьми дошкольного возраста в детском саду
Су-Джок терапия в логопедической практике ДОУ
Похожие статьи:
Упражнения и игры для развития речи детей 2-3 лет