Упражнения по развитию моторики, дыхания и голоса у дошкольников
Описание материала: грамотная и красивая речь ребенка - это не дар, а совместный труд взрослых людей, в окружении которых растет и развивается дошкольник. Поэтому данная публикация имеет практическую значимость в первую очередь для родителей и педагогов. Эти упражнения воспитатель может включать в различные виды деятельности детей, как в группе, так и на свежем воздухе, например, игры, в режимные моменты, логопедические минутки. А заинтересованные родители выполнять их с детьми в домашних условиях. Игровая форма преподнесения материала наиболее соответствует психологическим возможностям дошкольников.
Цель: при помощи двигательных упражнений развить артикуляционную моторику, дыхание, голос, а также эмоциональную сферу ребенка.
Задачи:
— улучшить координацию движений пальцев рук,
— выработать правильное речевое дыхание,
— развить интонационную выразительность голоса,
— научить выражать свои чувства и эмоции,
— совершенствовать пластику движений.
Двигательные упражнения можно сочетать с произнесением несложных рифмованных текстов. Заниматься с детьми дошкольного возраста в таком виде интересней и веселей. Похвала и поощрение придадут детям уверенность в своих силах и помогут быстрее овладеть новым движением, а значит, быстрее овладеть нормами звукопроизношения родного языка.
Тема «Птицы»
1. Развитие мелкой моторики.
Загибать пальчики и выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворений.
Где обедал воробей?
— Где обедал, воробей?
— В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы,
Ел морковку у слона,
С журавлем поел пшена,
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного...
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя,
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.
С.Маршак
2.Мимические упражнения
Выразить состояние грусти и печали. Показать,как вы прощаетесь с улетающими птицами. Изобразить птиц в морозный день:
«Ой, холодно! Ой, как зябнут ножки!» Выразить мимикой состояние голодных и замерзающих птиц. Передать эмоциональное состояние, как вы сочувствуете птицам, жалеете их. Изобразить радость аистов и других перелетных птиц, увидевших родные края после возращения из дальних странствий. Изобразить воробья, попавшего в лапы к кошке. Показать, как вы рассердились на кошку. Кошка отпустила воробья. Изобразить, как вы пожалели воробья.
3.Упражнения для мышц шеи
Сонная сова. Опустить голову вниз. Почувствовать напряжение мышц шеи сзади.
Сова проснулась и вертит головой. Повороты головы влево-вправо.
4.Упражнения для жевательно-артикуляцнонных мышц
Голодные птенчики. Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам».
«Птенчики глотают пищу». Сглатывание слюны.
5.Упражнения для щек и губ
Клювы разных птиц. Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.
Мама-птица прогоняет от птенцов куницу. Всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать ее при раскрытом рте (чмоканье).
6.Упражнения для языка
Клювы домашних птиц. Показать, какой острый клюв у петуха, сой широкий клюв у селезня и гуся.
Индюшонок учится «болботать». Рот открыт, губы в улыбке.
Широким кончиком языка прикасаться к верхним резцам с наружной, а затем с внутренней стороны, произнося звук, похожий звук л.
Индюки «болбочут». Индюк из города идет, индюшку за собой ведет. Быстро высовывать «широкий» язык изо рта и произносить:бл-бл-бл-бл-бл».
7.Развитие речевого дыхания и голоса
Птичьи голоса. Произносить слоговые сочетания и фразы на юм выдохе, изменяя тон голоса. Курица:
«Ко-ко-ко-ко». Цыплят-
«Пи-пи-пи-пи-пи». Курица:
«Куд-кудах, снеслась в кустах». Утка:
«Кря-кря-кря-кря, где здесь вода?»
8. Речевая зарядка
Цыпленок
Не хочу один клеваться!
Пусть скорей приходят братья!
Где ж они?
Под старой липой!
Как зовут их?
Цыпа-цыпа!
Т. Виеру
9. Психогимнастика. Пластические этюды
Представить себя заботливой хозяйкой. Показать, как вы ухаживаете за птицами: сыплете им зерно, наливаете воду.
Уточка пропускает водичку через клюв. Выдувать воздух по очереди каждым углом рта.
Широкий клюв утки и селезня. Вытянуть вперед сомкнутые губы.
Выразить состояние хозяйки, у которой пропали гуси. Обыгрывание народной песенки
«Жили у бабуси два веселых гуся». Изобразить домашних птиц:
заботливого петуха, который нашел зернышко и отдает его курочкам;
гордого и смелого петуха, который охраняет свое семейство;
сердитую гусыню, которая вытянула шею и грозно шипит, защищая своих гусят;
индюка, распушившего хвост.
Рекомендуем посмотреть:
Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования
Дидактическая игра для детей 3-4 лет на развитие мелкой моторики рук «Веселая шнуровка»
Консультация для педагогов ДОУ. Камешки Марблс
Игры для развития мелкой моторики рук у детей 4-6 лет
Похожие статьи:
Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук для детей 3-5 лет
Развивающие игры с панно и красками для детей 3-5 лет