Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Грамматические игры и упражнения для дошкольников

Грамматические игры и упражнения для детей младшего и старшего дошкольного возраста
Автор: Мархель Ирина Алексеевна воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5», г.п. Мга.
Описание: В данной публикации содержится информация о том, как с помощью грамматических игр и упражнений можно научить детей образовывать формы глаголов , отталкиваясь от звукоподражательных слов, от соотношения с другими частями речи, а также глаголы движения.
Этот материал может быть полезным для воспитателей и родителей.
Игра «Они не умеют читать…»
Цель:Учить детей образовывать глаголы, отталкиваясь от звукоподражательных слов, а также глаголы движения.
Материал: Игрушки: цыплёнок, утка, ворона, петух, воробей, корова, поросёнок, куклы: Маша, мама.
Организация занятия.
Воспитатель: (рассказывает и показывает с помощью игрушек детям историю, которая приключилась с куклой Юлей).
Жила-была девочка Юля. Решила она научить читать цыплёнка. Позвала его к себе и говорит: «Читай: па-па». А цыплёнок ей в ответ: «Пи-пи-пи». Пропищал и убежал. Тогда позвала Юля утку: «Уточка, читай: «ма-ма». «кря-кря - кря» - послышалось ей в ответ.

Вышла Юля в сад. Видит –летит ворона. «Ворона, давай почитаем вместе с тобой». А ворона, прокаркала ей в ответ «кар-кар» и улетела. На птичьем дворе Юля встретила петушка. И ему предложила почитать с ней. «Петушок, петушок-золотой гребешок, давай почитаем». «Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку…» - сказал ей петушок и отошёл. Оглянулась Юля по сторонам и увидела маленького воробья. Подошла к нему и спросила: «Хочешь, я научу тебя читать?» «Чик-чирик, чик-чирик» - прощебетал воробышек и попрыгал дальше.

Что же делать? Решила девочка выйти в поле, где пастух коров пасёт. Подошла к бурёнке и тихо ей на ухо прошептала: «Бурёнушка-коровушка, давай с тобой почитаем». А корова ей в ответ: «Му-му-му» - и прошла мимо. На скотном дворе Юля попросила поросёнка: «Мне хочется научить тебя читать. Пойдём со мной». «Хрю-хрю-хрю» - только это услышала она от поросёнка.

Расплакалась Юля, ей стало так обидно, одиноко и грустно. Побежала домой к маме, рассказала ей о том, что никто не хочет с ней учиться читать. Мама обняла дочку, успокоила её, затем сказала: «Юлечка, читать умеют только детки, а цыплёнок пищит - пи, утка крякает – кря, ворона каркает – кар, петушок кукарекает - ку-ка-ре-ку, воробышек чирикает – чик-чирик, корова мычит – му, поросёнок хрюкает – хрю».

Вот, ребята, какая удивительная и интересная история приключилась с девочкой Юлей… Знаете, я предлагаю вам разыграть эту историю. Я буду девочкой Юлей. А вы сначала цыплятами. Цыплята читайте: па-па. Как цыплята ответили? (ответы детей). Правильно, «пи-пи-пи», и убежали (дети убегают).

Сейчас вы утки. Утки ходят переваливаясь (дети изображают). Как они крякают? (ответы детей). Не умеют утки читать…А к кому Юля затем обратилась? (ответы детей). Правильно, к вороне. Покажите, пожалуйста, как летают и каркают вороны. (Действия, ответ). Не умеют читать вороны.

А это кто? Кукареку! Правильно, петушок! Как он приветствует новый день? (ответ детей). Правильно, кукареку. Покажите, как ходит петушок (дети изображают). Да, он ходит важно, высоко поднимает свои лапки и кукарекает. И он ушёл.

А это кто прыгает? Кто это чик-чирик, чирикает (ответы детей). Правильно, воробей. Что он делает? (ответ). Теперь полетаем как воробышки и помашем маленькими крылышками как у них. И воробей читать тоже не умеет. Прочирикав, улетел.

Му-му! Кто это к нам идёт? Правильно, корова. Что она делает (ответы). Не умеет читать корова поэтому и ушла.
Хрю-хрю! Ааа! Это к нам пришли….. (ответы детей). Как поросята хрюкают? (ответы детей). Да, они читать тоже не умеют, а только хрюкают.

Ребята, давайте с вами вспомним, всех ли мы назвали? Никого не забыли? Давайте ещё раз вспомним кого пыталась научить читать Юля? (Ответы: цыплёнка, утку, ворону, петуха, воробья, корову, поросёнка). Всех вспомнили. Молодцы! Никого не забыли. Тогда может вспомните как они разговаривают? Ответы детей: цыплёнок пищит, ворона каркает, петух кукарекает, утка крякает, воробей чирикает, корова мычит, свинья хрюкает. Молодцы! Вы всё правильно ответили. Теперь девочка Юля поняла, почему с ней никто не читал.
Игра «Лесенка»
Цель: Учить детей обогащать свою речь производными глаголами.
Материал: игрушки: лесенка, петух, кошка, собака; куклы: мальчик Боря, девочка Таня и Нина.
Организация занятия:
Воспитатель читает детям текст, сопровождая его действиями кукол-персонажей. Дети включаются в чтение, отвечают на вопросы.
Воспитатель. Стоит на дворе лесенка. На лесенке пять ступенек. Посчитаем, ребята, сколько ступенек на лесенке. (ответ).
На верхнюю ступеньку вскочил петух, крыльями замахал, громко запел. Как он запел, ребята? (ответ).
На вторую ступеньку прыгнула кошка. Сидит – язычком облизывается, мурлычет. Как она мурлычет? (ответ).
А собака на третью ступеньку прыгнула. Хвостом по ступеньке постукивает, на кошку рычит. Как собака рычит, ребята? (ответ).
А на четвёртую ступеньку забрался Боря. Сидит – вниз поглядывает, ножками болтает. Как он ножками болтает, дети? (показывают).
А Таня на самую верхнюю ступеньку села, песенку запела: «Мы сидим на лесенке и поём мы песенки». Как она поёт, ребята? (ответ).
И вдруг зашумел ветер. Как он шумит? (ответ).
Часто-часто зашумел дождь. Как он стучит, ребята? (ответ).
Петух спрыгнул, крыльями замахал, под крыльцо спрятался. И собака туда же забралась. Кошка – та ловко прыг-шмыг в открытое окошко. А Боря и Таня сидят, с л6есинки слезть не могут, плачут. Как они плачут (ответ).
Вышла на крыльцо Нина, ребятам помогла с лесенки спуститься и повела их домой. Затопали ножками по дорожке. Как они затопали, ребята? (ответ). Пришли домой, промокли. Сели пить чай. Дождь всё ещё стучал по крыше. Как дождь стучит по крыше? (ответ). А на улице, во дворе осталась стоять пустая лесенка.
Игра "Подарки "
Цель: Учить детей соотносить глаголы с производными существительными.
Материал: Кукла Оля; игрушки: птичка, жук, рыбка, собачка; корзиночка, дудочка, шапка, конфета (шоколадка).
Организация занятия:
Воспитатель (обращаясь к детям). У нашей куклы Оли сегодня День Рождения. Ей её друзья по этому случаю преподнесли подарки. Все они лежат вот в этой красивой подарочной коробке.
Вова принёс ей то, с помощью чего можно дудеть. Что же принёс Оле Вова?
Только выслушав ответы детей, воспитатель достаёт из коробки дудочку и кладёт её на стол. Далее игра, сопровождаемая действиями с игрушками, продолжается по мотивам Э. Мошковской.
Воспитатель. Коля принёс подарок, который можно надеть? (ответ). Петя принёс вкусный съедобный подарок, который всем нравится. Если его съесть, останется серебряная бумажка (ответ).
Саша принёс такой подарок, который может сидеть в клетке, летать и петь (ответ). А Витя принёс подарок, который может ползать (ответ). Толин подарок умеет плавать и плавниками грести (ответ). Мишин подарок ходит, хвостом виляет и лает. «И каждый этот подарок желает!» (ответ).
Всё мы отгадали. Всё мы Оле рассказали. Только вот Оля никак не может успокоиться. Теперь она хочет узнать, какие подарки получаете вы в день рождения от мам и пап, бабушек и дедушек, от своих друзей. Предлагаю вам рассказать об этом. Ей будет очень интересно.
Воспитатель усаживает куклу, а дети начинают рассказывать.
Игра «Подскажи словечко»
Цель: Учить детей ориентироваться на звуковую сторону глагола (окончание).
Материал: кукла Умейка.
Организация занятия:
Воспитатель (обращаясь к детям). Ребята, сегодня к вам в гости пришёл Умейка и хочет вам прочитать стихи, но пока шёл к вам в детский сад, по дороге потерял последние слова. Поможем Умейке найти нужные слова? Итак слушайте внимательно.
Голосок твой так хорош –
Очень сладко ты ……….поёшь. (С. Маршак)
Зайка звонко барабанит,
Он серьёзным делом………..занят (И. Токмакова)
Телефон опять звонит
От него в ушах …………..звенит (А. Барто)
Скачут побегайчики –
Солнечные зайчики.
Где же зайчики?
Ушли.
Вы нигде их………..не нашли. (А. Бродский)
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман… пришить
И конфетку…………….положить (З. Александровна)
Молодцы, справились с заданием: нашли все потерянные Умейкой слова. А теперь предлагаю чтобы вы рассказали нашему гостю стихи, которые вы знаете.
Игра «Шуточное письмо»
Цель: Учить детей умению уточнять значение глагольных слов.
Организация занятия:
Воспитатель (обращаясь к детям). Дядя одного мальчика, которого звали Коля, очень любил писать ему смешные письма. Как – то летом, когда дядя уехал в дом отдыха, он написал Коле шутливое письмо, а в конце письма он предложил мальчику найти ошибки и их исправить. Ребята, может, мы поможем Коле? (ответы детей). Тогда слушайте внимательно, читаю письмо: «Здравствуй, дорогой мой Коля! Пишу тебе письмо из дома отдыха. Мне тут очень, очень нравится и всё интересно. Даже смешно живётся. Расскажу тебе несколько случаев.
Выхожу я как – то во двор и вижу, что все отдыхающие проснулись и глазами пережёвывают пищу, ушами смотрят, зубами ходят, ногами слушают, носом работают, руками нюхают….» Ребята, как вам письмо? Вы всё поняли? (ответы детей). Тогда я ещё раз прочту. Может вы невнимательно меня слушали (читает). Итак, похоже что Колин дядя всё перепутал.

Давайте разберёмся, что именно он не так написал. Я буду вас спрашивать. Глазами что делают? (ответ). А ушами (ответ и т. д пока всё не перечислим.) Ребята, но это ещё не всё. Здесь есть продолжение письма. Сейчас я его дочитаю. Вот что ещё пишет Колин дядя. А ещё мы были в зоопарке. Там было очень интересно: медведи гавкали, волки крякали, львы кукарекали, овцы выли, гуси рычали, бык мяукал, а птицы хрюкали.

Ну что ребята, смогли понять, какие же ошибки допустил Колин дядя? (ответы детей).
Тогда предлагаю сейчас вместе во всём разобраться и правильно прочесть письмо..
Игра «Что было бы, если бы…»
Цель: Учить детей образовывать глаголы в сослагательном наклонении.
Организация занятия.
Воспитатель (закончив чтение стихотворения К. Чуковского «Федорино горе»). Дети, почему все вещи убежали от Федоры? (ответы детей). Что случится, если мы все игрушки разбросаем, поломаем? (ответ). А если все дети будут беречь свои игрушки, не разбрасывать их, убирать после игры на свои места? (ответ). Если они будут разбрасывать свою обувь, одежду куда опало? (ответы детей). А если вы поставите посуду на подоконник, где открыто окно и подует сильный ветер? (ответ). А если эту посуду, уже чистую, после обеда убрать в буфет? (ответ). Вот и определили мы с вами сейчас, как важно быть аккуратным, бережливым.

Рекомендуем посмотреть:

Дидактическая игра для детей от 1 до 5 лет «Семейные увлечения» Напольная игра «Рыбалка» для детского сада своими руками Мастер-класс. Изготовление колец для жонгляжа Музыкальные и ритмические игры для детей дошкольного возраста

Похожие статьи:

Игры в детском саду для детей от 3 до 5 лет

Развивающая игра в подготовительной группе детского сада

Игры с мячом для детей 5-6 лет дома с родителями

Сценарий летнего спортивного досуга в детском саду для старших дошкольников | Театрализованная игра для дошкольников. Конспект
Опубликовано: 414 дня назад (30 июля 2020)
Просмотров: 269
+1
Голосов: 1
Наталья Николаевна Косарева # 30 июля 2020 в 13:24 0
Здравствуйте, Ирина Алексеевна! Ваши грамматические игры и упражнения для детей младшего и старшего дошкольного возраста, заслуживают похвалы, с помощью грамматических игр и упражнений вы учите детей образовывать формы глаголов , отталкиваясь от звукоподражательных слов, от соотношения с другими частями речи, а также глаголы движения. Так много даете знаний и все в игровой форме.
Голосую и творческих вам успехов!
Ирина Алексеевна Мархель # 30 июля 2020 в 15:57 0
Добрый день! Спасибо вам огромное за оставленный комментарий и за голос! Да, стараюсь, как можно больше в своей работе применять игровые технологии. Таким образом, у детей проявляется любопытство и заинтересованность. Буду очень рада если мой материал кому - то окажется полезным. Вам тоже удачи , творческих успехов и всего самого наилучшего!!!