Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с использованием технологии Синквейн на тему "Грибы"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Грибы» с использованием технологии Синквейн
Цель: Изучить съедобные и несъедобные грибы, рассмотреть правила сбора грибов. Развивать связную речь.
Оборудование: кукла Незнайка, загадки про грибы, фотографии грибов, муляж гриба, информационный плакат с правилами сбора грибов, схемы с картинками для составления синквейна на каждого ребёнка.
Задачи:
- уточнить знания детей о грибах, их названиях, внешнем виде.
- научить отличать съедобные грибы от несъедобных. Познакомить с правилом сбора грибов.
- учить задавать вопросы к словам обозначающий живой или неживой предмет, к словам обозначающим признак предмета. к словам обозначающим действие предмета.
Формировать умение составлять описательные рассказы по схеме с картинками « Синквейн» и отвечать полным предложением, обращая внимание на детали в описании.
Развивающие:
- способствовать развитию связной речи , зрительного внимания , речевого слуха, мыщления, артикуляционной координации речи с движением.
-развивать умение отгадывать загадки.
- активизировать словарь по теме «Грибы»
Воспитательные:
- воспитывать интерес к художественной литературе.
- прививать бережное отношение к природе.
- вызвать стремление охранять лес и бороться с нарушениями правил поведения в лесу.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришел необычный гость. Я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать кто же он?
Шляпа голубая,
Жёлтые штанишки,
В городе Цветочном -
Главный хвастунишка.
Рифмовать пытался
Коротышка этот, Т
Только вот не стал он
Истинным поэтом.
Много приключений
С ним происходило,
Но признаться стоит,
Этот мальчик милый.
Кто же это? Отгадай-ка?
Малыша зовут… (Незнайка)

– Ребята, у нашего гостя неприятность. Он собирался пойти за грибами, но вот беда, где их искать он не знает. Что же теперь делать? И в грибах он плохо разбирается. Давайте ему поможем и расскажем о грибах, согласны?
– Скажите, пожалуйста, а где растут грибы? (в лесу)
Да, действительно грибы растут в лесу, на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на старых пнях. У всех грибов есть шляпка и ножка (воспитатель показывает настоящий гриб моховик)
– Какие бывают грибы? (съедобные и несъедобные, ядовитые)
– Какие грибы называют съедобными? (те, которые можно кушать: варить, жарить, солить)
– Какие грибы называют несъедобными? (ядовитые, поганки, те которые кушать нельзя)
- А какой гриб вам показываю сейчас? (ответы детей).
- А он съедобный или нет? И почему его так называют, вспоминайте?(ответы детей).
- Молодцы! Правильно!

Давайте покажем Незнайке грибы, расскажем ему о них и назовем съедобные и несъедобные.
(Показ картинок и загадки о грибах в стихах)
1. Средь грибов я богатырь
Белым все меня зовут (белый гриб)

2. Подберезовик хорош
на опавший лист похож (подберезовик)

3. Я в красной шапочке расту
Среди грибов осиновых
Меня увидишь за версту
Зовусь я … подосиновик

4. Рассыпались мы
Желтою стайкой,
Как будто погнались
За солнечным зайкой (лисички)

5. Нет грибов дружней, чем эти,
Знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу (опята).

6. В шляпках модных, симпатичных,
Яркий праздничный наряд...
Сыроежками нас кличут,
Но сырыми не едят.

7. Возле леса на опушке, украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый … (мухомор)
Шляпка красная, в горошек,
Воротник на тонкой ножке.
Этот гриб красив на вид,
Но опасен, ядовит.

8. Я не привыкла нравиться,
Кто съест меня — отравится. (бледная поганка)

Воспитатель: Молодцы! Все грибы знаете! Ты, Незнайка, внимательно нас слушай и запоминай.
Давайте теперь те грибы, которые съедобные отметим зеленой звездочкой, а те грибы, которые несъедобные отметим красной звездочкой, так как красный цвет – это сигнал опасности, чтобы было видно сразу, где нас поджидает опасность.
(Дети по очереди подходят к доске и прикрепляют звездочки на картинки)
– Дети, а какой гриб самый ядовитый? (бледная поганка)
– Его можно брать в руки? (нет)
– А можно ли мухоморы топтать, пинать, мять? (нет)
– Почему? Кому они нужны? (лесным жителям, они ими лечатся)
– Молодцы! Сейчас я вас приглашаю на полянку. Давайте немножко поиграем.
(Дети выходят в круг, проводится игра «Мы идем в осенний лес»)

Игра-физминутка «Мы идем в осенний лес»
Мы идем в осенний лес. ( Дети идут по кругу)
А в лесу полно чудес!
Дождь вчера в лесу прошел – (Встряхивают кистями)
Это очень хорошо. ( Хлопают в ладоши)
Будем мы грибы искать ( Приставляют ладонь ко лбу)
И в корзинку собирать. (Приседают, собирают грибы)
Вот сидят маслята (Показывают рукой вправо)
На пеньке – опята. (Показывают рукой влево)
Ну, а ты, мухомор, (Грозят пальчиком).
Украшай осенний бор.

– А знаете ли вы, дети, что в лесу можно заблудиться, и чтобы этого не произошло, грибники друг другу в лесу кричат «Ау!». Давайте и мы потренируемся так кричать. Садитесь на стульчики.

Проводится игра «Ау!»
(один ребенок водит, поворачивается ко всем спиной, дети по очереди его кричат «Ау! Сережа!», вызываю 2-3 ребенка)
Молодцы! Посмотрите, и Незнайка все узнал про грибы и может смело идти в лес за грибами.
– Скажите, а сейчас можно найти в лесу грибы? (да)
– Почему? (потому что грибы растут в лесу когда тепло и влажно, летом или осенью)

– А давайте мы расскажем Незнайке о важном правиле сбора грибов

Правило сбора грибов
Научитесь отличать ядовитые грибы от съедобных. Если заметили ядовитый гриб, не срывайте его, не срезайте ножом, не сбивайте палкой. Лучше обойдите его стороной. Кстати, некоторые ядовитые грибы, опасные для здоровья людей, излечивают от болезней зверей и птиц.
А ещё надо помнить как себя вести в лесу, когда пришёл собирать грибы.

Стихотворение
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь.
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай —
Никогда не забывай. Мусор с травки убирай!
Из рогатки не стреляй!
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно их ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин дуб и лось.
Их покой побереги —
Мы природе не враги !

Воспитатель: вот , Незнайка, сколько важных правил при посещении леса мы тебе рассказали.
Незнайка: да, спасибо большое. Я действительно эти правила и не знал.

Воспитатель: А сейчас вам , ребята, и тебе, незнайка, я хочу прочитать очень интересную сказку «Замечательный зонтик» про приключения колобка.

Сказка «Замечательный зонтик»
Подарила Бабушка Колобку зонтик. Замечательный зонтик. Сверху – белый в разноцветную горошину. Изнутри – зеленый в белую ромашку.
Пошел Колобок в лес. Конечно, с зонтиком. Вдруг кто знакомый встретится – будет чем похвастаться. Взял Колобок еще корзинку с бабушкиными пирожками. Душистыми, румяными, яблочными. Кто же в дальнюю прогулку отправляется с пустыми руками?
Идет Колобок, вертит над собой зонтик. А птицы вокруг поют, заливаются. «Наверное о зонтике поют, восхищаются», - думает Колобок. Заяц мимо пробежал, да так быстро! «Видно, от удивления, -- думает Колобок. – Вот бы еще Волка встретить, а то и Лису…»
Размечтался Колобок и не слышит, что ветер поднялся, листвой зашумел. И не видит, что появилось в небе облачко. Другое, третье… И вот уже ни синего неба, ни ясного солнышка. Потемнело. И – забарабанил дождь по листьям, по траве, по цветам. А у Колобка – зонтик! Траве мокро – Колобку сухо. Птицы и звери попрятались, а Колобку дождь нипочем.
Замечательный зонтик! Но летний дождь короток. И вот уже снова запели птицы, засияло солнышко. Протянулась над тропинкой веселая радуга. Засмеялся Колобок и – трах-бабах! – сам в одну сторону, корзинка в другую, а зонтик вообще неизвестно куда покатился. Вскочил Колобок сердитый: кто ему ножку подставил?! Смотрит, а прямо на тропинке камень – не камень, пенек – не пенек, а что-то круглое, коричневое. Вот тебе раз! Никогда тут ничего такого не было. «Вот найду корзинку и зонтик. разберусь», - подумал Колобок. И принялся искать. Уж как он траву раздвигал, уж как под кустами ползал! И ни того, ни другого. Что делать? Присел Колобок на камень-пенек. Задумался. И вдруг почувствовал, будто его кто-то поднимает. Попробовал встать – нет земли под ногами. Ой, новая беда! А тут еще кто-то рядом покряхтывает, вздыхает.
- Кто это вздыхает тут?
- Я, белый гриб Боровик, Боровик-колосовик. Тяжело мне тебя поднимать, вот я и вздыхаю. Ну да ничего, мы, грибы. народ сильный!
Гриб-Боровик Колобку знаком. С Бабушкой собирал. Потом сушил. Суп из боровиков! А вот почему колосовик?
- Ранний я. Летний. Вместе с пшеничным колосом созреваю, потому и колосовик. А быстро вырос, потому что дождь хороший прошел. А грибам только того и надо.
Боровик-колосовик еще что-то говорил, да Колобок уже его не слышал – зонтик увидел. Золотистый, с бахромкой по краю. Но что это? Рядом еще зонтик, Еще. Малиновые, желтые, лиловые, даже красный в белую горошину!
Скатился Колобок на землю – и к зонтикам. А какой из них его – забыл. «Возьму-ка красный в белую горошину», думает.
- Я не зонтик. Я – гриб-Мухомор. А это моя соседка – Бледная поганка. Ты нас не трогай. Мы – ядовитые!
- И мы не зонтики! – закричали остальные. – Мы сестрички – разноцветные Сыроежки. А мы – летние Опенки! А я – Шампиньон. Всех нас смело можешь класть в корзинку, на жаркое.
Но нет у Колобка ни корзинки, ни зонтика. Опечалился Колобок. Вдруг откуда-то слышит тонкий голосок:
- А я зонтик. Пестрый зонтик. Съедобный.
Подбежал Колобок к зонтику: светло-коричневый, в махрушках, как в лохмотьях. А его-то был новенький. Махнул Колобок рукой и сел на траву. Горевать. На зеленую траву в белую ромашку. Поднял голову. Что это?! Да это же его зонтик повис на ветке! Обрадовался Колобок. Найти бы еще корзинку! А ее и искать не надо. Стоит она рядом на соседней полянке. На блюдце. Белое блюдце…на ножке! Поглядел Колобок: вся полянка в блюдцах – белых, розовых, золотых, рыжих. Блюдцах на ножках. Но теперь-то его не обманешь. Хитрые грибы блюдцами прикинулись. Снял Колобок корзинку с белого блюдца и слышит:
- Верно. Не блюдце я, а гриб – Груздь настоящий. Нас на засолку бери. Мы – самые вкусные!
- Нет, мы! – закричали рыжие грибы-блюдца. – Нас, Рыжиков, хоть соли, хоть жарь.
- И что спорят? – засмеялись маленькие розовые блюдечки. – Вкусней нас, Волнушек, нет.
Тут из-под куста показалась круглая красная шапочка: «Не слушай ты их, собирай только нас, Подосиновиков!».
Слушал- слушал Колобок и решил взять всех по одному, а то корзинки не хватит. И стал собирать грибы-пеньки, грибы-зонтики, грибы-блюдца. А бабушкин зонтик тут же превратился в палку-искалку, которой легко раздвигать густую траву. А потом зонтик стал палкой-таскалкой, на которой было удобно нести полную корзинку через плечо.
Вот каким замечательным оказался бабушкин зонтик! Ведь если бы его Бабушка не подарила, если бы Колобок не пошел этим зонтиком хвастаться, никакой истории бы не случилось. Вот так.

Вопросы:
1.Только ли осенью растут грибы? А когда еще?
2. Почему так быстро вырос белый гриб боровик?
3. Почему белый гриб зовут боровик-колосовик?
4. Какие еще съедобные грибы повстречал в лесу Колобок?
5. Какие ядовитые грибы повстречались Колобку?
6. Как используют грибы в пищу?
7. Почему нельзя рвать грибы с корнем?
8. Почему нельзя в лесу уничтожать ядовитые грибы?

Дидактическая игра «Кузовок»
А сейчас игра «Кузовок». Мы сегодня много раз употребляли это слово. А как вы его понимаете? (Ответы детей). Вот так выглядит кузовок. (Показ).
Ваша задача: сходить в лесок и наполнить кузовок. Будьте внимательны! Не трогайте ядовитые грибы! Принесите из лесу только по одному съедобному грибу и назовите его. Дети идут на ковер и собирают под музыку силуэты грибов (маслята, опята, белые, серенькие). Затем кладут в кузовок и называют. После того, как все грибы окажутся в кузовке, рассматриваются оставшиеся на ковре. Дети объясняют, почему не взяли эти грибы и как они называются.
Молодцы, ребята!
Воспитатель: Незнайка, тебе понравилась игра? Надеемся, что ты запомнил какие грибы можно есть, а какие нет.
А сейчас проходим за столы и мы выполним описание грибов по схеме с картинками ( синквейн).
Незнайка: как интересно! Я тоже хочу с вами попробовать это сделать.
Воспитатель: Хорошо!
Незнайка: только расскажите, как это выполнять?
Воспитатель: а очень просто. Вот послушай!

На первой строчке мы видим картинки.
Я у вас спрашиваю: Это что? (дети почему я задаю вопрос что, а не кто?).
Ответы детей.
Теперь опускаемся на вторую строчку.
Какие грибы здесь изображены? ( съедобные и несъедобные).
Грибы что делают? ( растут, прячутся, висят, сушатся).
За тремя чёрточками спрятались слова. За каждой чёрточкой одно слово.
1. много
2. грибов
3. лежит
В корзинке.

После выполнения работы.

Незнайка: как это интересно. Я даже не знал, что так можно о чём нибудь рассказывать. Я дома тоже попробую так сделать и когда в следующий раз к вам приду, обязательно покажу, что я сделал. А можно мне с собой это забрать, чтобы я не забыл?
Воспитатель: конечно, можно. Это даже можно сделать в виде игры. Разрезать на картинки и играть.
Незнайка: ну, очень интересно! Я побегу быстрее домой, чтобы поиграть.
Воспитатель: Ну вот, ребята пришла пора расставаться с Незнайкой.
- Тебе понравилось у нас?
Незнайка: да, мне очень понравилось у вас. Я бы хотел ещё придти к вам на занятие в гости и вы мне рассказали бы много интересного и научили бы многому. Ну а мне пора с вами прощаться. Побегу расскажу своим друзьям о том , что я был у вас в гостях и узнал много нового. До свидания!
Воспитатель: Ребята, давайте скажем «До свидания!» Незнайке и спасибо за то, что он пришёл к нам в гости.
- А что интересного и нового узнали сегодня вы, ребята? (воспитатель слушает ответы детей)
- Что вам больше всего понравилось? (ответы детей).
- За то, что вы так старались, вам угощение. (грибочки шоколадные).

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с использованием технологии "Синквейн". Тема "Дет Конспект занятия по связной речи в старшей группе с использованием технологии Синквейн на тему "Игр Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада с использованием технологии синквей Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с использованием технологии "Синквейн" на тему "О
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с использованием технологии "Синквейн" на тему "Фрукты" | Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с использованием технологии Синквейн. Тема: Ягоды
Опубликовано: 1150 дней назад (29 октября 2021)
Просмотров: 1681
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!