Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Развитие мелкой моторики рук посредством нетрадиционных техник рисования. Самообразование

Самообразование на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
Должность: воспитатель
Ф.И.О. Мархель Ирина Алексеевна
Образование: высшее
Стаж работы: 12 лет
Квалификационная категория: высшая
Курсы повышения квалификации: 2020г.
Начало работы над темой: сентябрь 2020 г.
Предполагаемая дата работы окончания над темой: май 2022г
Актуальность темы:
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А Сухомлинский.
По данным исследований проведенных Л.В. Антаковой-Фоминой, М.М. Кольцовой, Б.И. Пинским была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцев моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.
Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. Развитие тонких движений кистей и пальцев рук имеет большое значение для общего психического развития ребёнка. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Учёными доказано , что центры головного мозга , отвечающие за эти способности непосредственно связаны с движением пальцев рук. Работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна вестись с самого раннего возраста. Чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движение рук. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальцами, зависит его дальнейшее развитие.
Н.А.Бернштейн в своей теории подчёркивает, решающими для эффективного развития мелкой моторики ребенка оказываются условия воспитания и целенаправленного обучения, способствующего развитию движений рук. Двигательные задачи, которые ставит перед ребенком взрослый, в процессе воспитания, и попытки ребенка решить их, являются необходимым условием развития соответствующих уровней построения движений. Так, различные задания на мелкую моторику способствуют развитию тонких движений кистей и пальцев рук.
Проблема развития мелкой моторики в дошкольном возрасте весьма актуальна, так как именно она способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.
Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник.
Все дети любят рисовать. В дошкольном детстве изобразительная деятельность становится одним из средств познания мира и становления эстетического восприятия. С помощью использования различных изобразительных материалов, новых технических приёмов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша) создаются условия для развития мелкой моторики. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.
Нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
Нетрадиционное рисование лежит в основе многих арт-терапевтических техник. Как средство коррекции психических процессов, нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувство страха, дают свободу, вселяют уверенность в себе, своих силах. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово "Нельзя", можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения.
Применение нетрадиционных техник – это использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Данные техники хороши тем, что они доступны и маленьким детям, и постарше . Нетрадиционные техники позволяют быстро достичь желаемого результата и вносят определенную новизну в деятельность детей, делают её более интересной и увлекательной. Нетрадиционные материалы и техники способствуют развитию у ребёнка не только образного мышления, но и самоконтроля, усидчивости, внимания, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, тактильного и эстетического восприятия, а также мелкой моторики рук. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова , Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова , Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова , Н. В. Степанова и другие.
Современные исследования показали, что нетрадиционное рисование способствует ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей, не смотря на то, что чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, его внимание часто рассеянно и неустойчиво. В процессе нестандартной художественной деятельности зона активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания.
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях Происходит развитие наглядно - образного и словесно - логического мышления, активизация речевой деятельности детей (чем я ещё смогу рисовать?, что я смогу нарисовать этим материалом? Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Ведь вместо кисточки и карандаша ребёнок использует для создания изображения различные предметы, которые его окружают. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо этих предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать, развивать воображение, творчество, проявлять самостоятельность, инициативу, выражать индивидуальность. Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет малыша, у ребенка сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени рисования.
Занятия данным видом рисования способствуют развитию зрительно-моторной координации, фантазии, логики, мышления, что очень важно для подготовки дошкольника к обучению в школе. Нетрадиционное рисование – это способ самовыражения, общения с самим собой, отличное средство не только для поднятия настроения, но и для взгляда на мир другими глазами, открытия в себе новых возможностей!
Цель самообразования по теме:
- Создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников через нетрадиционную технику рисования
- Развитие у детей художественно – творческих способностей фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
- Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве
- Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.
ЗАДАЧИ:
1. Улучшать моторику рук, координацию движений кистей, пальцев рук детей дошкольного возраста
2. Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования
3. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
4. Развивать внимание, творческие способности, ассоциативное мышление, любознательность, наблюдательность и воображение посредством использования нетрадиционных техник рисования, художественно-эстетический вкус, фантазию, чувство композиции, ритма, цветовосприятия.
5. Воспитывать культурно гигиенические навыки при работе на занятиях рисования.
6. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
7. Приобщать родителей к совместной работе по развитию мелкой моторики у детей.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Динамика развития мелкой моторики.
• Применение изученных техник, приёмов и материалов в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.
• Пополнение различным бросовым материалом для применения в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.
• У детей должен повыситься уровень развития мелкой моторики, будут выполнять задания ,требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук.
• Научатся применять изученные техники ,приемы и материалы в непосредственно-образовательной самостоятельной деятельности.
• Проявлять интерес, желание к творчеству ,эстетики.
• Активное участие и помощь родителей в работе по развитию мелкой моторики рук с использованием нетрадиционного рисования различными предметами.
• Проведение открытого мероприятия для педагогов, как результат работы по теме самообразования.
• Участие детей в различных конкурсах в интернет ресурсах.
• Публикации результатов своей работы по теме самообразования в интернет ресурсах. Участие в различных конкурсах по теме « Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования».
• Создание дидактических игр по теме самообразования и группового уголка.

Для реализации поставленных задач определила следующие этапы работы:
ЭТАПЫ работы по теме самообразования :
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Знакомство с теоретическими знаниями о нетрадиционной технике рисования, изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала.
2. ОСНОВНОЙ - апробация различных подтехнологий и методик организации работы с детьми и их родителями, подбор консультаций.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ- подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования.
ПРАКТИЧЕСКАЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ:
1.Изучение методической литературы и электронных ресурсов, повышение профессионального уровня,
прохождение курсов повышения квалификации, создание методических разработок и их публикация на профессиональных сайтах, участие в профессиональных конкурсах, изучение опыта работы коллег через интернет-ресурсы, создание мини - музея с предметами для нетрадиционного рисования , пополнение предметно-развивающей среды художественного уголка в группе. проведение диагностики, разработка и реализация проектов, обобщение опыта на педсоветах, МО.
2.Работа с родителями предусматривает:
создание лэпбука, просвещение родителей через публикации, консультации, размещение информации на стендах в родительских уголках, выступления на родительских собраниях с участием родителей в мастер- классах, анкетирование, совместное оснащение группы и мини – музея бросовым, материалом, выставки детского творчества с использованием нетрадиционных техник рисования, конкурсы по проведению рисунков посредством нетрадиционного рисования.
3.Работа с педагогами предусматривает: оформление консультаций по теме развитие мелкой моторики рук и использование нетрадиционных техник рисования, показ открытого мероприятия, мастер класс для воспитателей, фотоотчёт,
Презентация освещения своей работы по теме самообразования « Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».
Информационно-аналитический этап работы над темой самообразования:
Подбор методической литературы и её изучение по методам нетрадиционного рисования.
Изучение методической литературы по теме:
1. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб.: КАРО, 2009 г.
2. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.- СПб.: КАРО, 2010 г.
3. И. В. Тюфанова «Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детство-Пресс», 2004 г.
4. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития - Академия холдинг», 2004 г.
5. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р. Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.
6. Иванова О.Л., Васильева И.И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. – СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2011.
7. «Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией Т.С. Комаровой.
8. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки».
9. Лыкова И.А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009
10. Лыкова И.А. «Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки». «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
11. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
12. Ткаченко Т.А. "Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков", М. Издательство ЭКСМО, 2010
13. Г.Н .Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.
14. И. А . Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. гр.» - М.: «Карапуз», 2009.
15. К.К .Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М.: «Издательство Гном и Д», 2007.
16. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской.-М.: ТЦ Сфера, 2009
Виды нетрадиционных техник рисования , которые будут использованы в системе работы над темой.
«Рисование пальчиком»
ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
«Рисование ладошкой»:
ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфетками, затем гуашь легко смывается.
«Оттиск печатками из пробки или ластика.»
Способ получения изображения: ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и пробка.
«Печать по трафарету»
Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берут другие тампон и трафарет.
Рисование с использованием клея
Приклеивание ватных дисков и раскраска их, рисование клеем на наждачной бумаге, рисование крупами.
"С использованием скотча, изоленты".
На большой твёрдой поверхности наклеиваем скотч или изоленту в различном направлении. Потом закрашиваем и снимаем скотч.
"Рисование шариком попрыгунчиком".
В небольшой поднос , на котором заранее приклеена бумага, капаем понемногу различного цвета гуашь и катаем в нём шарик , держась за бортики подноса. Ребёнок может и покатать рукой.
"Рисование в файле"
В файл добавляем несколько разного цвета гуашь и можно крепить его к какой -то твёрдой поверхности , так чтобы ребёнок смог подходить и нажимать на него. Краски начнут смешиваться.
"Рисование пеной для бритья"
Наносим пену на бумагу и равняем её по всей поверхности. Затем наносим несколько капель разного цвета краски и можно зубочисткой смешать, а можно и нет( на усмотрение) . Далее берём трафарет или просто лист и прикладывая, прижимаем и получается отпечаток на листе. Но нужно убрать лишнюю пену аккуратно с рисунка. Это принцип монотипии , но только с использованием пены для бритья.
"Рисование разноцветными камешками Марблс по трафарету"
Дети рисуют различные фигуры и выкладывают по ним камешки. Также можно создать трафареты по которым дети будут выкладывать или дополнять изображение.
"Рисование счётными палочками и спичками".
Выкладывание различных образов на бумаге можно по трафарету, можно развивать фантазию ребёнка. Сам ребёнок придумывает образ и выкладывает.
"Рисование по квадратам"
Изображение предмета с помощью закрашивания на листе квадратов в пикселях.
"Монотипия обычная".
Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
"Рисование с применением кружочков от дырокола".
"Отпечатки предметами".
Воздушные шары, конструктор, вилкой, пупырчатой клеёнкой, половинками овощей и фруктов, ребром картона,
расчёской, нитками, намотанные на предмет ( каталка, спичечный коробок и т. д), пластмассовыми стаканчиками, колёсами от машины, ребром картона, вырезанные фигуры на овощах, дном пластмассовых бутылок.
«Кляксография трубочкой, пипеткой, кисточкой»
– это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. Раздувая кляксы нельзя точно предугадать, как они разойдутся, перельются друг в друга, и каков будет окончательный результат... Такое занятие будет интересно и взрослым и детям. Причем не только интересно - но и полезно: например, в качестве артикуляционной гимнастики. Также рисование выдуванием через соломинку укрепляет здоровье и силу легких и дыхательной системы (что особенно полезно при кашле). Хочется отметить, что с помощью данного вида рисования хорошо, получается, изображать различные деревья (получаются замысловатые стволы, ветки и т.д.). Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
"Скатывание бумаги"
Средства выразительности: фактура, объем. Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы. Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Далее можно предложить детям на выбор разноцветные краски и раскрасить эти приклеенные шарики.
«Оттиск смятой бумагой»
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
«Точечный рисунок»
Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Ватная палочка окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же.
«Набрызг»
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
«Отпечатки листьев»
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
«Поролоновые рисунки"
Делаем из поролона разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется).
«Тычок жёсткой полусухой кистью»
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, даже вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
«Рисование мелками»
Дошкольники любят разнообразие. Эти возможности предоставляют нам обыкновенные мелки, сангина, уголь. Гладкий асфальт, фарфор, керамическая плитка, камни - вот то основание, на которое хорошо ложится
мелок и уголь. Так, асфальт располагает к емкому изображению сюжетов. А на керамических плитках (которые порой в остатках хранятся где-нибудь в кладовой) мы рекомендуем изображать мелками или углем узоры, маленькие предметы. Большие камни (типа волунов) просятся украсить их под изображение головы животного или под пенек. Смотря, что или кого по форме камень напоминает.
«Разрисовка маленьких камешков»
Разумеется, чаще всего ребенок изображает па плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитки больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи в идеале используются морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать (а иногда взрослые помогут малышам). Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой - под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносится яркая густая краска - и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками. Эта игрушка еще не один раз будет участвовать в самостоятельных детских играх, и приносить немалую пользу ее хозяину.
«Метод ниткографии»,
Вначале делается из картона экран размером 25х25 см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану хорошо бы подготовить симпатичные мешочек с набором шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета. К светлой фланели подходят одни цвета ниток, а к темной - совершенно другие. Так начинается постепенный путь к женскому ремеслу, очень нужному для них рукоделию.
«Рисование на мокрой бумаге, салфетке»
Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например, если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.
«Коллаж»
Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, один из детей решил нарисовать лето, и для этого он использует точечный рисунок (цветы), а солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д.
«Рисуем с помощью открыток»
В самом деле, почти в каждом доме хранится масса старых открыток. Переберите вместе с детьми старые открытки, научите вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Разве может трех-, четырех- и даже пятилетний ребенок нарисовать собаку и жука? Нет. Но к собачке и жучку он дорисует солнышко, дождик и будет очень рад. Или если вместе с детьми вырезать из открытки и наклеить сказочный домик с бабушкой в окошке, то дошкольник, ориентируясь на свое воображение, знание сказок и изобразительные навыки, бесспорно, дорисует что-то к нему.
«Тканевые изображения»
В мешочек собираем остатки тканей всевозможных рисунков и различного качества. Пригодится, как говорится, и ситец, и парча. Очень важно на конкретных примерах показать, как рисунок на ткани, а также ее выделка могут помочь изобразить в сюжете что-то очень ярко и в то же самое время легко. Приведем несколько примеров. Так, на одной из тканей изображены цветы. Их вырезают по контуру, наклеивают (только клейстером или другим хорошим клеем), а затем подрисовывают стол или вазу. Получается емкое красочное изображение. Бывают ткани, которые могут хорошо послужить в качестве домика или туловища животного, или красивого зонтика, или шапочки для куклы, или сумочки.
«Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги»(фольга)
В данном случае длинная полоска поможет рисовать вдвоем, не мешая друг другу. Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты, т.е. работать рядом. А потом желательно перейти к коллективному рисованию. Взрослые и ребенок договариваются кто, что будет рисовать, чтобы получился один сюжет.
«Восковые мелки или свеча+акварель»
Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками или свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок остаётся не закрашенным
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:
2020 г - май 2021г
СЕНТЯБРЬ:
1.Изучение литературы по теме: «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования» Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006. А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.. 5.Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.
2.Планирование работы по теме самообразования: «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования»
Составление плана по самообразованию.
3.Работа с детьми: Пополнение уже имеющихся знаний детей о нетрадиционной технике рисование. Знакомство с новыми видами нетрадиционных техник рисования.
4.Конспект НОД на тему: « Дождливая погода» - рисование на салфетках с применением воды.
ОКТЯБРЬ:
1.Сбор материала по нетрадиционной технике рисования для детей среднего и старшего возраста из интернет источников. Разработка НОД для дошкольников. Изучение литературы по дидактическим играм с использованием нетрадиционных техник. Лыкова И.А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009. г
2.Разработка картотеки дидактических игр и физминуток с использованием пальчиковой гимнастики в средней группе по нетрадиционному рисованию
3.Создание творческого проекта ы средней группе по теме самообразования.
4.Работа с детьми:
Конспект НОД на тему: « Листопад» - рисование печатками листьев.
НОЯБРЬ:
1.Разработка анкеты и консультации для работы с родителями по теме самообразования.
2. Проведение родительского собрания с консультацией на тему « Важность нетрадиционного рисования для развития мелкой моторики рук дошкольника» . Разработанная анкета для родителей с целью выявления интереса детей к изобразительной деятельности. Предложение совместного сбора материалов для создания мини-музея в группе по нетрадиционному рисованию.
3.Пополнение предметно – развивающей среды в художественном уголке.
4.Работа с детьми:
Конспект НОД на тему: « Рябинка» - рисование пучком из ватных палочек.
ДЕКАБРЬ:
1. Продолжение изучения литературы по заданной теме :
Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в ДОУ. Средняя группа».- М.: изд. Центр Владос, 2008г Д.Н.Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет».-М.: Мозаика- Синтез, 2008г.
2.Оформление информационного уголка для родителей на тему: « Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».
3. Конкурс для родителей с детьми, по проведению рисунков в нетрадиционной технике рисования на зимнюю тематику.
4.Работа с детьми:
Конспект НОД на тему: « Первый снег»- рисование снежинки мятой бумагой (фольгой), тычком кисточки и печатком
ЯНВАРЬ:
1.Пополнение художественного уголка дидактическими играми.
2. Изготовление "Лэпбука" для родителей по теме самообразования.
3 Первый этап подготовки к созданию мини-музея. (выбор расположения и оформления).
Работа с родителями: консультация по теме « Рисуем без кисточки».
4.Работа с детьми:
Конспект НОД на тему: « Моя тёплая одежда зимой» - монотипия.
ФЕВРАЛЬ:
1.Изучение литературы Г. И. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003», 2008 г.
2. Второй этап по созданию мини-музея. Пополнение материалом совместно с родителями.
3. Разработка картотеки пальчиковых игр используемых на занятиях по нетрадиционному рисованию. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
4.Работа с детьми:
Конспект НОД на тему: « Папин праздник» - коллаж с использованием различных видов нетрадиционной техники. ( паралон, ребро картона, рисование нитками на спичечном коробке, воздушные шары, кружки от дырокола, набрызг).
МАРТ:
1.Продолжение изучения методической литературы
Доронова Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М.: Просвещение, Росмэн. 2008 г.
2.Пополнение информацией в родительском уголке
3.Конкурс рисунков родителей с детьми на весеннюю тему в нетрадиционной технике рисования.
4.Работа с детьми :
Конспект НОД : «Подарок любимой маме» - рисование восковыми мелками и акварелью.
АПРЕЛЬ:
1.Пополнение своего блога в интернет- ресурсе по теме самообразования.
2.Родительское собрание с целью демонстрирования и проведения мастер класса с родителями посредством нетрадиционных техник.
3. Консультация для педагогов ДОУ на тему» Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста» - презентация.
4.Работа с детьми:
Конспект НОД на тему: «Украсим вазу для цветов» - рисование разноцветным песком в пластмассовом стаканчике.
МАЙ:
1.Подведение итогов создания мини- музея. Определить какими предметами нужно будет дополнить мини- музей в следующем году
2.Работа с детьми:
Конспект НОД на тему: « Что это может быть» - пофантазировать и дорисовать.
3. Проведение открытого мероприятия НОД для педагогов по теме самообразования. Выставка детских работ с использованием нетрадиционных техник рисования в средней группе.
4.Проведение диагностики в средней группе по методу Соснина С. П.
5.Подведение итогов в своей педагогической мастерской, в работе с родителями, с детьми, с педагогами. Определить задачи для продолжения работы над темой в следующем году.
ПЛАН РАБОТЫ по самообразованию
2021 год- 2022г
СЕНТЯБРЬ:
1.Продолжать изучение литературы по развитию мелкой моторики рук с использованием нетрадиционного рисования.
2.Разработка дидактических игр и физминуток с использованием пальчиковой гимнастики по нетрадиционному рисованию в старшей группе.
3.Создание творческого проекта в старшей группе по теме самообразования.
4.Консультация для родителей на тему « Нетрадиционные виды техник рисования в старшей группе»
5.Работа с детьми:
Конспект НОД на тему: « Грибы, овощи, фрукты в лукошке» - рисование с использованием половинки картона. Отпечатки овощей и фруктов.
ОКТЯБРЬ:
1. Изучение литературы Ткаченко Т.А. "Развиваем мелкую моторику", М. Издательство ЭКСМО,2007
2.Пополнение мини – музея новыми предметами для нетрадиционного рисования.
3.Консультация для родителей: « Развитие творческих способностей ребёнка ».
4.Работа с детьми:
Конспект НОД на тему: « Букет – осенняя фантазия». Рисование различными предметами ( конструктором, ватными палочками, листочками, мятой бумагой).
НОЯБРЬ:
1.Пополнение художественного уголка дидактическими играми.
2.Консультация для воспитателей : « Изобразительная деятельность в ДОУ – это важно!»
3.Работа с детьми: « Птицы на ветке рябины» - рисование с использованием ладошки.
ДЕКАБРЬ:
1.Выступление на педсовете в МКДОУ для педагогов с презентацией на тему «Нетрадиционные техники рисования в старшей группе»
2.Памятка для родителей « Дидактические игры по нетрадиционному рисованию»
3.Конкурс рисунков, поделок для родителей на новогоднюю тематику с использованием нетрадиционной техники рисования.
4.Работа с родителями: Анкета на тему «Уголок рисования ребёнка дома».
5.Конспект НОД на тему: « Зимушка»- рисование клеем и набрызгом.
ЯНВАРЬ:
1. Пополнение художественного уголка дидактическими играми.
2.Советы родителям: «Как и чем заинтересовать ребёнка для творчества в изобразительной деятельности».
3.Работа с детьми:
Конспект НОД на тему: « Снежинки» - рисование клеем. манкой, солью, рисом.
ФЕВРАЛЬ:
1.Пополнение материалом своего блога в интернет ресурсах.
2.Работа с детьми:
Конспект НОД на тему: « Поздравляем пап» - открытка пластилинография.
3.Анкета для родителей: « Творческие способности вашего ребёнка»
МАРТ:
1.Изучение литературы
2.Рекомендации родителям по созданию художественного уголка дома.
3.Работа с детьми:
Конспект НОД на тему « Цветы для мамы»- рисование печатью дном бутылки и расчёской.
АПРЕЛЬ:
1.Продолжать изучение литературы.
Цквитария Т.А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011
2.Мастер класс для педагогов детского сада.
3.Консультация для родителей « Важность развития мелкой моторики рук для детей дошкольного возраста».
Работа с детьми:
Конспект НОД на тему: « Весенние Цветы» - ниткография.
МАЙ:
1.Работа с детьми:
Конспект НОД на тему: « Салют в честь дня Победы»- техника рисования- граттаж.
2.Выставка детских работ с помощью нетрадиционных техник в старшей группе.
3.Проведение диагностики по методике Соснина С. П.
4. Заключительный этап и подведение итог по созданию мини- музея.
5. Результаты диагностики.
Подведение итогов работы по теме самообразования.

Таким образом, актуальность моей темы самообразования заключается в том, что современное общество имеет потребность в творческой личности. Большой потенциал для раскрытия творчества заключён в изобразительной деятельности. Занятия рисованием, изобразительным творчеством с использованием нетрадиционных техник рисования , развитие мелкой моторики, привитие интереса и желания творить , экспериментировать с художественными материалами и подручными средствами смогут дать те необходимые знания, навыки, умения, которые нужны для полноценного развития человека. Для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, в использовании тех или иных предметов для изображения какого- то образа на листе. Учитывая всё это, ребёнок будет счастливым человеком, а особенно, если у него будет всё получаться.

Рекомендуем посмотреть:

Нетрадиционная техника рисования пуантилизм Урок рисования в средней группе детского сада Рисование свечой в детском саду Рисование на наждачной бумаге

Похожие статьи:

Занятие по ИЗО в старшей группе

Монотипия в детском саду

Нетрадиционные техники рисования в ДОУ

Нетрадиционная техника рисование в детском саду. Паспарту

Рисование воском в детском саду

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в средней группе. Ягодки рябинки | Индивидуальная карта развития ребёнка в ДОУ по художественно-эстетическому развитию
Опубликовано: 1483 дня назад (31 октября 2020)
Просмотров: 19398
+1
Голосов: 1
Ольга Станиславовна Средина # 1 ноября 2020 в 09:08 0
Хорошо продуманный и расписанный календарный план по самообразованию - полезен.Он помогает последовательно идти к поставленной цели.
Голос.
Ирина Алексеевна Мархель # 1 ноября 2020 в 09:47 0
Здравствуйте, Ольга Станиславовна! Спасибо огромное за ваш комментарий, в котором вы выразили своё одобрение по моему материалу самообразования. Для меня важно, что человек с таким опытом оценил мою работу. Ведь я вовсе не художник, и с большим интересом решила попробовать поработать над такой темой, так как считаю , что это актуально и интересно. Ещё раз спасибо большое вам!