Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока по русскому языку на тему: «Язык и речь. Формулы вежливости», 4 класс

Конспект урока русского языка, 4 класс. Тема: «Язык и речь. Формулы вежливости».
Автор: Боденова Валерия Сергеевна, студентка 3 курса по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах углубленной подготовки.
Описание:
Данный материал поможет учителям начальных классов. Он предназначен для детей 4 класса. Учителя могут провести урок русского языка по данной теме.
Цели: формировать представления о речи и языке, о формулах вежливой речи; развивать умения соотносить высказывания с его темой и главной мыслью.
Формируемые УУД: познавательные- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; коммуникативные- инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; регулятивные- постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; личностные- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. Обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Оборудование: Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого («Школа России»), 4 класс/ Авторы- Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте.
- Если хмуриться с утра,
Нам поможет доброта.
Ну-ка, дети соберитесь
И друг другу улыбнитесь.
- Все ли готовы к уроку? Проверьте свою готовность к уроку и соседа.
Проверка готовности к уроку.
2. Актуализация знаний.
- Прочитайте предложения и найдите в них слова вежливости?
Саша, дай, пожалуйста, книгу для чтения.
Здравствуйте, Мария Петровна.
Извините, вы не скажите, где здесь аптека?
Большое спасибо. Вы меня очень выручили.
(Пожалуйста, здравствуйте, извините, спасибо.)
- Запишите эти слова через запятую и напишите слова вежливости, которые вы знаете.
Само и взаимопроверка.
- Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (О словах вежливости.)
- Какие задачи вы поставите перед собой? (Ответы детей.)
- А теперь мы постараемся выполнить на уроке все эти задачи.
3.Изучение нового материала.
Работа по учебнику.
Упражнение 3 (страница 7).
- Прочитайте задание.
- Чем отличаются слова спасибо и благодарю вас?
- Вы по-разному приветствуете взрослого человека и своих друзей? Почему? Как именно?
- Почему мы употребляем слова извинения? Приведите пример? Назовите слова извинения, которые вы знаете.
- Различаются ли формы благодарности, приветствия, извинения, прощания и чем?
- Как вам кажется нужно ли нам так много вежливых слов с одинаковым смыслом и зачем?
- Запишите слова по группам как сказано в учебнике.
(Самопроверка.)
- Запишите в словарик слово пожалуйста, выделите орфограммы и ударение.
Пожалуйста, прочитай мне сказку.
Помоги мне, пожалуйста.
Пожалуйста, принесите мне бутылку воды.
- Чем выделяется слова пожалуйста в предложениях?
- Составьте и запишите предложения с этим словом.
4. Физминутка.
- Растает ледяная глыба
От слова доброго спасибо. (Встают на носочки и тянутся в верх, потом опускаются.)
Зазеленеет старый пень,
Старый пень, когда услышит добрый день. (Садятся на корточки и поднимают руки.)
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы спасибо. (Показывают как будто едят ложкой.)
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь здравствуйте. (Жмут друг другу руки.)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим прости пожалуйста. (Прыгают на месте.)
И во Франции, и в Дании
На прощание говорят до свидание. (Машут руками.)
(Дети вместе с учителем говорят вежливые слова и повторяют за ним движения.)
5. Работа по теме урока.
- Скажите какие группы вежливых слов можно выделить? Назовите вежливые слова по группам.
- Как вы думаете появились вежливые слова? (Ответы детей.)
- Давайте узнаем были ли вы правы.
Речевое приветствие «здравствуйте» является повелительной формой глагола, которая сформировалась к концу 17 века из оборотов, например, «повелеваю тебе здравствовати», «здравия тебе желаю». «Здравствуйте же многие лета» – написано в рукописи 1057 года, это самое древнее дошедшее до нас пожелание нашего предка.
С конца 17 века в России стали появляться выражения: «доброе утро», «добрый день», «добрый вечер», но и им предшествовали русские выражения, типа «доброго здоровья» – снова с пожеланием здоровья. Все начиналось и заканчивалось пожеланием здоровья – и здравицы в застолье, и прощание при разлуке: «Будь здоров». Этим национальным пожеланием русские отличались от многих европейцев, у которых смысл приветствия заключался в пожелании радости, счастья и добра. Русский человек все это видел в здоровье.
Существовали и другие формы приветствия, они зависели от занятий людей. Заканчивающим жатву говорили: «С двумя полями сжатыми, с третьим засеянным!» Молотильщику желали: «По сто на день, по тысяче в неделю!» «Свеженько тебе!» - говорили девушке, черпающей воду. «Хлеб да соль!» или «Чай да сахар!» - говорили едящим или пьющим.
Слово «прощай» (разреши) означало «сними с меня вину», «отпусти меня свободным». Оно образовано от глагола в форме пожелания, повеления: прости. С начала XIX века в речь входит и выражение «до свидания». Теперь в практике общения можно услышать: «Всего вам доброго, до свидания!» (пожелание и прощание вместе).
Слово «пожалуйста» связано с «пожалуй», «подай», – оборот, который всегда «стоял по просительной части». Слово «пожалуйста» образовалось очень давно, но в законченном виде пришло в речь уже после Пушкина. «Пожаловать» имело несколько значений: пожалеть, помиловать, простить, почтить, подарить и понятно было только «с голоса», то есть употреблялось только в устной речи с определенной интонацией. Сегодня слово «пожалуйста» можно перевести на современный язык как «будь милостив», «будь добр».
Слово «спасибо» наделено религиозным смыслом. Первоначально это искаженное русское произношение греческого сочетания слов «помоги бог». Это слово возникло из слияния «спаси бог».
Работа в учебнике.
Упражнение 4 страница 7.
- А над этим упражнением вы будете работать в парах, поэтому давайте вспомним правила работы в парах. (Ответы детей.)
- Прочитайте задание в учебнике. (Им надо устно составить текст и выступить у доски.)
- Какое правило вы использовали при написании вежливых слов? (Выделяли эти слова запятыми.)
- Запишите, получившиеся тексты, в тетрадь.
6. Рефлексия.
- Что нового вы сегодня узнали?
- Всё ли вам было понятно на уроке?
- Все ли задачи, которые мы ставили на урок, были выполнены?
- Оцените свою работу на уроке. (Дети оценивают себя и своих одноклассников. В конце учитель производит оценку детей.)
- Запишите домашнее задание: упражнение 3 страница 7 – подготовить сообщение.
- А урок я хочу закончить вот таким стихотворением:
- Как много на свете полезных,
Красивых и ласковых слов.
Пожалуйста, только будь вежлив,
Ведь- это основа основ.
А вежливым быть очень просто
Будь добр- обычный совет,
Не важно какого ты роста
И сколько тебе уже лет.
- Надеюсь, что вы все будете добрыми и вежливыми с окружающими вас людьми.
- Спасибо за работу.

Рекомендуем посмотреть:

Орфографический диктант в 4 классе Конспект урока русского языка в 4 классе Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание безударных падежных окончаний имён существите Конспект урока русского языка в 4 классе

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка 4 класс. Однородные второстепенные члены предложения

Проверочные работы по русскому языку по теме «Местоимение» в 4 классе

Проверочные работы по русскому языку по теме «Однородные члены предложения» в 4 классе

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: Сатира и юмор. Николай Носов «Федина задача»

Итоговая тестовая работа по теме «Синтаксис», 4 класс

Конспект урока русского языка, 2 класс. Какие слова пишутся с заглавной буквы? | Урок русского языка «Текст и его план», 4 класс. Школа России
Опубликовано: 690 дней назад (5 июля 2020)
Просмотров: 3096
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!