Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматического строя речи с использованием ТРИЗ в подготовительной к школе группе для детей с ТНР по теме «Зима».
Цель: закрепление умения детей изменять предложение, используя опорные слова.
Задачи:
1) Закрепить умение подбирать однокоренные слова.
2) Упражнять в согласовании имен числительных с именами прилагательными и существительными в роде, числе и падеже.
3) Упражнять в умении находить противоречия с помощью игр.
4) Развивать умение устанавливать закономерности, делать собственные умозаключения посредством игр ТРИЗ.
5) Воспитывать умение слушать друг друга и с уважением относится к ответам сверстников.
Оборудование: игрушки: сундучок, матрёшка, ёлочка, рукавичка, санки, снеговик; мяч, кубики, смайлы.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Организационный момент.
Логопед: Ребята, у меня для вас есть подарок. Только подготовила его не я. Хотите узнать,кто
Дети: Да.
Логопед: Для этого нужно отгадать загадку:
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица-
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Всех покрыоа серебром.
Догадались о какой царице загадка?
Дети: Это зима.
Логопед: Ребята, а как вы догадались, что это зима?
Дети: В загадке говорится, что всё белое, серебро посыпалось, прилетели три коня.
Логопед: Молодцы ребята, внимательно слушали загадку. Для вас зима прислала подарок, а что это , вы должны отгадать сами.
Игра ТРИЗ «Да –нетка».
Логопед: На столе лежат разные предметы среди которых: сундучок, Матрёшка, ёлочка, рукавичка, санки, снеговик..
Дети задают вопросы:
- Это справа от нас? (нет)
- Это слева от нас? (да)
- Это возле вас? (нет)
- Это красное? (нет)
- Это серебристое? (да)
- Это прямоугольной формы? (да)
- Это сундучок? (да)
Логопед: Какой замечательный сундучок нам прмслала зима! Но он, ребята, не простой, а волшебный. Чтобы нам его открыть, нужно придумать волшебные слова. Зима какая?
Ответы детей: Белая, серебристая, морозная, волшебная, холодная, ветренная, долгая, долгожданная, волшебная.
Логопед: Посмотрите, сундучок открылся. Значит вы подобрали правильные слова. Заглянем в сундучок.
(Логопед и дети заглядывают в сундучок).
Логопед: Ребята, в сундучке находятся игры. А вы любите играть
Дети: Любим, конечно.
Логопед: Зима знала об этом и приготовила для вас разные интересные игры.
Игра ТРИЗ «Наоборот» (с мячом).
Логопед: Ребята, я скажу слово, а тот, кому я брошу мяч должен назвать слово, с противоположным значением.
Зима – лето
Север – юг
Холод – жара
Горячий холодный
Ясный – пасмурный
Высоко – низко …
Логопед: Очень много знаете, хорошо играете. Ребята, продолжите моё предложение со значением словом, противоположным по смыслу.
(Ребёнок повторяет предложение логопеда и продолжает самостоятельно).
Логопед: Зимой бывает снегопад, а осенью…..
Дети: Листопад.
Логопед: Зимой бывает снег, а летом …
Дети: Дождь.
Зимой снег падает, а весной …..
Зимой бывает холодно, а летом …
Зимой деревья белые, а летом ….
Зимой катаются на санках и лыжах , а летом..
Логопед: А сейчас немного отдохнем.
Динамическая пауза
Логопед: На улице сейчас зима, и очень много сугробов. А давайте перешагивать через сугробы и считать их.
(Дети перешагивают сугробы-кубики или перепрыгиват и считают).
Дети: Один большой сугроб, два больших сугроба, три больших сугроба, пять больших сугробов…
(Считаем снежные деревья, ледяные горки).
Игра ТРИЗ «Хорошо-плохо».
Логопед: Ребята, зима это хорошо или плохо? Назовите положительные и отрицательные стороны этого времени года.
Дети: Зима хорошо, потому что можно играть в снежки.
Зима хорошо, потому что можно лепить снеговика.
Зима хорошо, потому что зимой новый год.
Логопед: А что же в зиме отрицательного?
Дети: Зима плохо, потому что холодно.
Зима плохо, потому что много одежды надевать.
Зима плохо, потому что нельзя кататься на велосипеде
Логопед: Ребята, о каком времени года мы сегодня говорим?
Дети: О зиме?
Логопед: Как вы думаете, у слова «зима», есть «родные слова»?
Дети: Есть.
Логопед: Давайте назовём их:
Дети: Зимний, зимующий, зимушка, зимовье, зимовать, перезимовать, зимовка, зимородок, озимые.
Логопед: Последняя игра от зимы. Измени моё предложение. Вместо слова (я) по очереди подставляем слова, написанные на доске. Обратите внимание на знаки препинания, которые стоят возле моих слов.
Он? Она! Они. Мы! Ты? Вы?
Логопед: Зимой я люблю гулять по зимнему парку!
Зимой она любит гулять по зимнему парку!
Зимой вы любите гулять по парку?
Логопед: молодцы ребята. Очень интересные игры для нас подготовила зима.
Рефлексия.
Логопед: Ребята на этом наше занятие заканчивается. Что сегодня на занятии было самым трудным для вас? А что больше всего понравилось?
Дети: Мне было сложно называть слова «наоборот».
Мне было легко говорить, что хорошего в зиме.
Вы справились со всеми заданиями?
Мне понравилось играть с мячом.
Логопед: Как вы оцените свою работу на занятии?
(Дети выходят к доске, выбирают смайлики и вешают на доску).
Логопед: Спасибо! До новых встреч!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия в старшей группе детского сада для детей с ТНР
Конспект развивающего нейропсихологического занятия в детском саду в младшей группе
Комплексное занятие по развитию речи в подготовительной группе с ТНР «Путешествие на остров Знаний»
Конспект занятия в подготовительной группе для детей с ТНР по формированию коммуникативных навыков