Из опыта работы с одаренными детьми
В связи с введением в действие новых образовательных стандартов отмечается возрастание спроса на людей, обладающих нестандартным мышлением, неординарной творческой личностью, умеющих ставить и решать новые, порой нестандартные задачи.
Поэтому в обществе существует социальная необходимость выявления и развития детской одарённости.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость занимает одно из ведущих мест. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что объясняется общественными потребностями, прежде всего потребностью общества в неординарной, творческой личности. Жажда открытия нового, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще в школе. Поэтому так важно именно здесь выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести ребят на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
- дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие особенно выделяются в дошкольном и раннем школьном возрасте);
- дети с признаками специфической умственной одаренности – в определенной области науки (выделяются в среднем звене школы);
- дети, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада ума, незаурядными умственными резервами (раскрываются особенно в подростковом возрасте, на старшей ступени школы).
B одном классе обучаются дети с разным социальным и интеллектуальным уровнем развития. Условия массовой школы значительно затрудняют работу с одарёнными детьми. Это требует от учителя проявления профессиональной компетентности по выявлению, организации и развитию одарённых обучающихся.
Как подготовить педагога к работе с одаренными детьми? Самый оригинальный и остроумный способ предложили в 1968 году американские исследователи Р. Розенталь и Л. Якобсон. Они осуществили в нескольких школах США оригинальный эксперимент. Провели тестирование умственных способностей учеников и обозначили работающим с ними педагогам несколько детей, которые отличались повышенными интеллектуальными способностями. При этом исследователи намеренно ввели в заблуждение учителей: ими были названы случайно выбранные, ничем не выдающиеся дети. Проведенное через год повторное тестирование позволило зафиксировать реальное улучшение показателей умственного развития указанных учащихся. Никакой особой подготовки педагогов не понадобилось, достаточно было поверить в способности своих учеников. Получается, что основным элементом подготовленности педагога к работе с одаренными детьми является его убежденность в том, что ребенок «одарен», вера в возможности ребенка. Эксперимент убедительно доказал, что изменение отношений к каждому ученику, умение педагога увидеть «дар», одаренность в каждом ребенке влияет на развитие личности, помогает снять барьеры, блокирующие его таланты.
Развивать детскую одаренность – это не означает работать только с одаренными детьми, это значит развивать каждого ребенка, даже если он и не проявляет пока особых дарований. На мой взгляд, это одна из важнейших профессионально-личностных характеристик педагога – наличие у него установки, что неталантливых детей нет, каждый ребенок способен и одарен в чем-либо. Что касается «предоставления учащимся свободы учиться», то именно это принципиальное изменение, которое вносят Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения в определение результативности образовательного процесса современной школы. Одной из личностных характеристик выпускника школы является умение учиться, осознание важности образования и самообразования для жизни и деятельности. То есть педагогу важно не столько самому управлять и контролировать процесс обучения, сколько научить любого (не только одаренного) ребенка учиться.
Качества, необходимые для работы с одаренными детьми:
- учитель должен быть доброжелательным, чутким, внимательным;
- разбираться в психологии детей, чувствовать их потребности и интересы;
- иметь высокий уровень интеллектуального развития;
- иметь широкий круг интересов и умений;
- быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;
- иметь живой и активный характер, обладать чувством юмора;
- проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих знаний.
По моему мнению,
в системе работы с одаренными детьми по математике можно разделить две части:
1) урочная деятельность: инновационные уроки, информационно-коммуникативные технологии, проекты, деловые игры, проблемно-развивающие и проектно-исследовательские уроки; разноуровневые тесты, презентации, творческие и нестандартные задачи;
2) внеурочная работа - предметные олимпиады разного уровня, турниры и дистанционные олимпиады, предметные недели, научно-исследовательская работа, научные общества, творческие домашние задания.
За период работы с одаренными обучающимися мною были сделаны
следующие выводы:
- работа с такими детьми должна носить систематический характер на протяжении всего процесса обучения;
- работа с одаренными обучающимися должна проводиться как на уроке, так и во внеурочное время;
- целесообразно проводить занятия, как с группой учащихся, так и индивидуально;
- обучающимся, особенно одаренным детям, должна быть предоставлена относительная свобода действий, свой образовательный маршрут.
Литература
1. Детская одаренность: развитие средствами искусства. Савенков А.И., Москва «Педагогическое общество России», 1999 г., 220 с.
2. Научно-методический сборник. Детская одаренность: от теории к практике. Ижевск, 2005 г., 97 с.
3. Современные образовательные технологии. Селевко Г.К., Москва, «Народное образование», 1998 г., 256 с.
4. Урок как педагогический феномен. Татарченкова С. С., Санкт-Петербург, КАРО, 2008г., 448 с.
Рекомендуем посмотреть:
Работа с одарёнными учащимися (литературное направление)
Консультация для родителей 2 класса
Система работы с одарёнными учащимися в условиях сельской школы
Опыт создания условий развития одаренных учащихся