Конспект урока ИЗО «Пейзаж – большой мир» с презентацией, 6 класс
Урок ИЗО «Пейзаж – большой мир» с презентацией и пошаговым процессом рисования пейзажа, 6 класс.
Автор: Енова Наталья Викторовна, учитель ИЗО МАОУ Омутинская СОШ №2 Описание: конспект урока по изобразительному искусству будет полезен для учителей изобразительного искусства, рассчитан для детей 12-13 лет (6 класс). Соответствует программе курса изобразительное искусство 6 класс. Учебник под редакцией Б.М. Неменского, Москва «Просвещение» 2020.
Тема занятия: пейзаж – большой мир. Тип занятия: комбинированный. Цель занятия: создание благоприятных условий для формирования теоретических знаний о жанре изобразительного искусства – пейзаж, о жизни и творчестве Алексея Кондратовича Саврасова, а также практических умений выполнять пейзаж в цвете. Задачи занятия: Обучающая: формирование теоретических знаний о жанре изобразительного искусства – пейзаж, о жизни и творчестве Алексея Кондратовича Саврасова, а также формирование практических умений выполнять пейзаж в цвете. Воспитательная: продолжить воспитывать культуру организации рабочего места, аккуратность, ответственность, самостоятельность, уважение к труду художника и интерес к их работе, любовь к искусству. Развивающая: продолжить развивать интерес и любовь к изобразительному искусству, умения работать с художественными принадлежностями, воображение и творческие способности, интерес к профессии художника, умения подбирать цвета, а также смешивать разные оттенки. Планируемые результаты: Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое и на-стоящее многонационального народа России;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от-ношения к другому человеку, его мнению, многообразию, культуре;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Предметные результаты:
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественной творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выражен-ной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне, приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках и различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусств; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. Средства обучения:
1. Материально-техническое оснащение: краски (гуашь – 6 цветов), кисть плоская синтетика №8-10, кисть белка №3, тряпочка (ватные диски), непроливайка, палитра, альбом; ноутбук и проектор. 2. Дидактическое оснащение: портрет художника Алексея Кондратовича Саврасова, репродукция картины А.К. Саврасова «Дворик. Зима», пример пейзажа в цвете, презентация «Пейзаж – большой мир» 9 слайдов. 3. Методическое оснащение: Неменская, Л.А. Искусство в жизни человека 6 класс. / Л.А. Неменская. – Москва: Просвещение, 2018. – 148-150 с., план-конспект: «Пейзаж – большой мир». Методы организации занятия: - словесные - беседа, объяснение, рассказ. - наглядные - демонстрация презентации «Пейзаж – большой мир», портрет А.К. Саврасова, репродукция картины А.К. Саврасова «Дворик. Зима». -практические - выполнение пейзажа. Приёмы организации занятия: диалог, устное изложение, беседа, рассказ, объяснение нового материала, демонстрация презентации. Структура занятия:
1. Организационный момент (1-2 мин.)
2. Сообщение темы и цели занятия (1-2 мин.)
3. Актуализация знаний и мотивация обучающихся (2-3 мин.)
4. Изучение нового материала (8-10 мин.)
5. Физкультминутка (1-2 мин.)
6. Практическая работа (24-28 мин.)
6.1. Вводный инструктаж (1-2 мин.)
6.2. Текущий инструктаж и самостоятельная работа (18-20 мин.)
6.3. Заключительный инструктаж (2-3 мин.)
7. Подведение итогов (2-3 мин.)
8.Рефлексия (1-2 мин.) ИТОГО 45 мин.
Ход занятия
1. Организационный момент (1-2 мин.)
Учитель приветствует и проверяет присутствующих. Проверяет наличие всех художественных принадлежностей у обучающихся (альбом А4, кисть белка №3 и 6, непроливайка, палитра, краски акрил или гуашь, салфетки су-хие (промокашка) и обучающихся. Учитель: добрый день, ребята. Поприветствуем друг друга с помощью цвета. У кого присутствует в одежде красный цвет - хлопните в ладоши, а у кого желтый, белый и черный. Садитесь.
2. Сообщение темы и цели занятия (1-2 мин.)
Учитель: давайте с вами вспомним, с какими жанрами изобразительного искусства мы с вами уже познакомились? Ученик: натюрморт, портрет, анималистический жанр. Учитель: все верно и сегодня на уроке мы с вами познакомимся еще с одним жанром в изобразительном искусстве название, которого мы сможем отгадать, разгадав ребус, который даст нам с вами подсказку к теме нашего урока. Демонстрация слайда №1. Ученик: получилось слово пейзаж. Учитель: все верно, а тема нашего урока «Пейзаж – большой мир» Демонстрация слайда №2 Учитель: а значит какую мы цель поставим на урок? Ученик: цель нашего занятия – научиться выполнять пейзаж. Учитель: но прежде чем научиться рисовать пейзаж, нам с вами необходимо познакомиться с историей появления пейзажа в изобразительном искусстве.
3.Актуализация знаний и мотивация обучающихся (2-3 мин.).
Учитель: давайте с вами сформулируем определение слову пейзаж? Ученик: пейзаж— жанр изобразительного искусства. Ученик: пейзаж – это изображение природы. Демонстрация слайда №3 Учитель: пейзаж— жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа. Иногда художник использует также фигуративные включения, такие как люди, животные. Пейзаж является молодым жанром живописи. Демонстрация слайда №4 Учитель: как самостоятельный жанр в европейском искусстве пейзажная живопись сложилась не сразу, а лишь в 16-17 вв. Но первое упоминание о пейзажной живописи появилось в 6-м веке, в Древнем Китае. Поначалу пейзаж был фоном для портретов или для исторических сцен. Китайский художник писал природу не для украшения комнат и не для иллюстрации текстов – его цель состояла в том, чтобы вызвать глубокие размышления. Картины на шелковых свитках хранились в драгоценных шкатулках и извлекались оттуда для того, чтобы неторопливо погрузиться в созерцание так же, как открывают поэтический сборник, чтобы погрузиться в чтение стихов. Горы, вода, деревья и цветы были для китайских художников духовными символами. Они старательно их изучали и овладевали умениями изображать их с тем же совершенством, как и писать иероглифы. Но при этом их картины не были видом конкретной местности. Демонстрация слайда №5 Учитель: европейские художники тоже не сразу начали изображать в пейзажах одно конкретное место. В европейском искусстве средних веков пейзаж присутствовал на картинах лишь в виде необходимых декораций для религиозных, батальных сцен и портретов. В эпоху Возрождения интерес к пейзажу стал возрастать, сформировались голландская, немецкая, итальянская школа с характерными приемами и сюжетами написания картин.
4.Изучение нового материала (8-10 мин.).
Учитель: сегодня мы с вами познакомимся с жизнью и творчеством замечательного художника – пейзажиста Алексея Кондратовича Саврасова. Демонстрация слайда №6. Демонстрация портрета художника на магнитной доске.
Учитель: Алексей Кондратьевич Саврасов - великий русских художник, однако судьба у художника была тяжелая и не позволила ему подарить русской культуре еще больше художественных шедевров.
Родился 12 мая 1830 года в семье купца, в Москве. С ранних лет увлекался рисованием и с легкостью красками перерисовывал картины признанных мастеров. В 14 лет Саврасов поступил в Московское училище живописи, которое окончил в 1854 году. Училище художник закончил в звании Академика. Демонстрация слайда №7. Учитель: это звание он получил за картину «Пейзаж в окрестностях Ораниенбаума». Демонстрация слайда №8. Учитель: самая главная картина в его творчестве - холст «Грачи прилетели». Пейзаж русской Земли, пробуждающейся от зимней спячки. В семидесятые годы 19 века, Алексей Кондратьевич работает преподавателем в Московском училище живописи, в котором он получал навыки художественного мастерства. Время берет свое, и теперь уже состоявшийся художник Саврасов, учит таких же подростков, каким, когда-то был он сам. Алексей Саврасов был не только талантливым пейзажистом, но и педагогом. В здании Московского училища живописи, он воспитывал великих, в будущем художников – Исаака Левитана и Константина Коровина. В семидесятых годах 19 века у Алексея Кондратьевича начинает ломаться жизнь. В творчестве наступил кризис и пошатнулось здоровье.
В 1882 году умирает близкий друг – Перов. Они были не только друзьями по жизни, но и коллегами по работе, вместе преподавали в Московском училище живописи. После смерти последнего, через некоторое время Саврасов был уволен из училища, лишился квартиры и средств к существованию. Алексей Кондратьевич Саврасов умер во возрасте 67 лет 26 сентября 1897 года. Был гениальным художником сумевшим оставить после себя большое культурное наследие картин. Учитель: сегодня мы с вами рассмотрим одну из таких картин и проанализируем её по плану (план описания картины у обучающихся находится на партах).
1.Название картины и её автор.
2.Подробно описать все, изображенное на картине (передний и задний план).
3.Указать, какую композицию выбрал художник (открытая или закрытая).
4.Определить, как передано движение или его отсутствие.
5.Определить колорит картины (холодный/теплый).
6. Найти композиционный центр картины. Что на него указывает.
7.Высказать своё мнение – нравится картина или нет и почему. Демонстрация слайда №9. Демонстрация картины художника на магнитной доске.
Учитель: как бы мы могли назвать данную картину? Ученик 1: двор. Ученик 2: зима. Ученик 3: зимний пейзаж. Учитель: данная картина получила название «Дворик. Зима». Масло Россия. 1870-е года написания, размеры картины 53 на 43 см. Удивительная особенность творчества Алексея Саврасова, это то, что его картины можно рассматривать очень долго, выискивая всё новые детали, которые отнюдь не дают форме и содержанию «рассыпаться», а наоборот, только усиливают общее впечатление от работы. Такой особенностью обладает и полотно «Дворик. Зима», написанное в 1870-е. Живописец изобразил крохотный уютный крестьянский дворик, покрытый белым снегом. А теперь давайте внимательно посмотрим на картину и опишем ее по плану. Ученик: картина А.К. Саврасова «Дворик. Зима». На переднем плане на не-большом уютном пространстве ходят домашние птицы – они гурьбой прибежали к свежему зерну, посыпанному хозяйкой. На всю эту картину с правой стороны смотрит большое деревенское окно. Весь дворик обнесён низким плотным забором. За забором на заднем плане виднеются другие дома с печными трубами, возле которых угадываются такие же уютные дворики. Ком-позиция картины закрытая, потому что наш взгляд останавливается на части дома с окном. Движения в картине нет. Колорит картины – теплые цвета: желтый, коричневый, красный и тепло зеленый. Композиционным центром картины являются домашние птицы во дворе. Картина восхищает своим на-строением и почти осязаемой атмосферой – кажется, стоит сделать вздох и почувствуешь морозный воздух, который будет не больно щипать лицо. Учитель: спасибо и действительно самобытная, экспрессивная работа с на-строением, присущим только работам Саврасова.
5.Физкультминутка (1-2 мин).
Учитель: прежде чем приступить к практической части наши глазки должны отдохнуть, а для это сделаем гимнастику для глазок.
Глазкам нужно отдохнуть. (Ребята закрывают глаза).
Нужно глубоко вздохнуть. (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты).
Глаза по кругу побегут. (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки).
Много-много раз моргнут, (Частое моргание глазами).
Глазкам стало хорошо. (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз).
Увидят мои глазки все! (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка).
Приступаем к выполнению практической части.
6.Практическая работа (25-30 мин.)
6.1. Вводный инструктаж (1-2 минут). Учитель сообщает задание, которое необходимо выполнить обучающимся. Учитель: задание: выполнить живописный пейзаж на альбомном листе А4 гуашевыми красками. Выполнять пейзаж мы будем вместе со мной, я на большом листе, прикрепленном к доске, а вы в своих альбомах. Демонстрация примера выполнения задания «Зимний пейзаж».
6.2.Самостоятельная работа и текущий инструктаж (24-29 мин.).
Работа организуется следующим образом. Учитель объясняет и показывает, что необходимо выполнить, обучающие повторяют за учителем. Учитель во время того как обучающие выполняют натюрморт подходит к каждому обучающемуся и проверяет правильность выполнения. Учитель: первым этапом нам необходимо с вами выполнить построение, простым карандашом. Лист располагаем вертикально и проводим свободную линию горизонта – разделаем небо и землю.
Учитель: далее нарисуем домик (его переднюю часть): прямоугольник – основание дома и треугольник – крыша дома, прорисуем окна на дома прямо-угольных два окна, а на крыше одно – круглое.
Учитель: далее прорисуем боковую часть, с помощью линий. Обратите внимание, что крыша находится под наклоном.
Учитель: возле домика (с обеих сторон) нарисуем забор, с помощью прямоугольников.
Учитель: слева на заднем фоне расположен хвойный лес, свободной линий проводим контур леса.
Учитель: слева на переднем плане нарисуем дерево, ветки рисуем, только основные. Все маленькие прорисуем кистью.
Учитель: справа, чуть дальше, расположится еще одно дерево.
Учитель: на переднем плане стоят два оленя, их мы нарисуем с помощью овалов: туловище – большой овал, шея – овал немного приплюснутый, голова – это капелька, ушки – два треугольника и ноги – это сочетание овала и прямоугольника. Обратите внимание, что второго оленя видно, только на половину.
Учитель: убираем лишние линии соединения, делаем форму плавной. Рисуем мордочку: глаза - две капельки закругленных и нос - это треугольник закругленный.
Учитель: нарисуем дорожку от домика к краю листа, а также отметим сугробы.
Учитель: следующий этап – это работа в цвете. Начнем с неба. Небо у нас красивое во время рассвета. Начинаем с желтого цвета – закрашиваем снизу.
Учитель: далее рисуем красным цветом – получаем плавный переход от желтого к красному.
Учитель: оставшуюся часть неба закрасим синим.
Учитель: поверх синего рисуем белым, чтобы появились светлые места.
Учитель: небо во время рассвета очень красивое и красный цвет расплывается по всему небу, поэтому добавим немного жёлтого и красного в синею часть неба.
Учитель: приступаем к написанию домика – полностью закрасим коричневым цветом.
Учитель: далее с помощью чёрного цвета прорисуем бревна.
Учитель: закрасим окна жёлтым цветом, а также добавим жёлтого цвета на переднюю часть дома (освещение от солнца).
Учитель: крышу закрасим серым цветом, боковую часть сделаем темнее.
Учитель: приступим к забору, закрасим его коричневым цветом.
Учитель: на теневую часть забора добавим чёрный цвет.
Учитель: далее прорисуем хвойный лес на заднем плане – темно-зеленым цветом. Обратите внимание, что верхушки леса будут заостренными.
Учитель: приступаем к написанию снега. Первым слоем весь снег раскрасим белым цветом.
Учитель: пропишем теневую часть – серым цветом, а также серым цветом нарисуем дорожку, она имеет углубление, поэтому темнее.
Учитель: добавим синего цвета на освещенную часть снега.
Учитель: после чего на снегу прорисуем отражение от солнца – оранжевым цветом.
Учитель: приступим к написанию оленей. Раскрасим их оранжевым цветом и сразу поверх оранжевого добавим коричневый цвет – в теневую часть.
Учитель: добавим жёлтого цвета на освещенную часть оленя.
Учитель: далее прорисуем белое пятно на грудки оленя.
Учитель: черным цветом прорисуем мордочку оленя, хвост, копыта и уши, а также в некоторых местах обведем контур оленя.
Учитель: приступаем к написанию дерева, темно-коричневым цветом рисуем дерево с левой стороны. Сначала рисуем ствол дерева, затем прорисовываем основные ветки и в конце рисуем тоненькой кистью ветки – ели задевая лист бумаги.
Учитель: слева появляется еще одно дерево.
Учитель: далее прорисуем падающие тени – синим цветом от: дома, деревьев, оленя, забора и хвойного леса на заднем плане, а также нарисуем следы на дорожке и следы от оленей – синим цветом. С помощью белого цвета прорисуем снег – на крыше дома, заборе и на некоторых ветках деревьев.
Учитель: в завершении работы можно добавить белые брызги – снег.
7. Подведение итогов (2-3 мин.).
Учитель: создавая свои - картины, вы дали простор своей фантазии и эмоциям. Давайте устроим выставку ваших работ.
8. Рефлексия (1-2 мин.)
Учитель: скажите, ребята, мы рисовали пейзаж один, но все они у нас получились совершено разные, что вам понравилось на уроке, что вы узнали нового? Ученик: сегодня на уроке мы познакомились с биографией и творчеством замечательного художника А.К. Саврасовым, а также выполнили пейзаж гуашью. Уборка рабочих мест. Учитель: спасибо Вам за урок, до свидания!
Презентация на тему: Конспект урока ИЗО «Пейзаж – большой мир», 6 класс