Урок рисования зимнего пейзажа с лисицей поэтапно с фото. Конспект с презентацией
Зимний пейзаж с лисицей. Мастер-класс с поэтапным фото для детей от 9 лет
Автор: Носова Наталья Викторовна, учитель ИЗО МАОУ Омутинская СОШ №2. Описание: мастер-класс по написанию зимнего пейзажа с лисицей в цвете будет полезен для преподавателей изобразительного искусства, педагогов дополнительного образования, а также для учителей начальных классов. Возрастная категория: данный мастер-класс представлен для обучающихся в возрасте от 9 лет. Цель: создание благоприятных условия для формирования у обучающихся практических навыков написания зимнего пейзажа с лисицей гуашью. Задачи: Обучающая: создание благоприятных условий для формирования практических умений выполнять рисунок – зимний пейзаж в цвете с лисицей. Продолжить формировать практические умения составлять композицию, смешивать разные оттенки одного цвета, а также практических умений выполнять светотеневой рисунок в цвете. Воспитательная: продолжить воспитывать культуру организации рабочего места, ответственность, самостоятельность, аккуратность; любовь к природе, бережное отношение к птицам и животным в зимний период, а также бережное отношение к природе и труду человека. Развивающая: продолжить развитие умений работать с художественными принадлежностями, воображения, творческих способностей, интерес к рисованию, фантазию. Материалы: лист бумаги формата А4, кисти (плоские №6, 8 и круглая №2), непроливайка (баночка для воды), палитра, гуашь 6 цветов, простой карандаш, ластик.
Ход работы
Теоретическая часть.
Учитель: здравствуйте, ребята. Наше занятие сегодня я бы хотела начать с небольшой выставки работ художников. Давайте внимательно рассмотрим эти картины. Учитель демонстрирует пейзажи и называет автора картины (возможна демонстрация репродукций картин). Учащиеся рассматривают зимние пейзажи разных художников. (Демонстрация слайдов №1-5) Учитель: «Белая лошадь, напуганная львом» (1770), Джордж Стаббс. (Демонстрация слайда №2) Учитель: «Нападение в джунглях» (1891), Анри Руссо. (Демонстрация слайда №3) Учитель: «Лоси», (1889), Алексей Степанов. (Демонстрация слайда №4) Учитель: «Март», (1895) Исаак Ильич Левитан (Демонстрация слайда №5) Учитель: кто из вас знает, как называется картина? Ученик: «Утро в сосновом лесу». Учитель: верно, а кто же автор картины? Ученик: Иван Шишкин. Учитель: все верно. Но оказывается, что по устоявшейся версии, идея композиции была предложена Шишкину Савицким, который в итоге стал соавтором полотна и по ранее нарисованным Шишкиным эскизам он написал медведей, таким образом введя в пейзажное полотно — элемент анималистической сюжетности, способствовавший дальнейшей популярности картины. Вскоре после создания картина была приобретена у авторов купцом Павлом Михайловичем Третьяковым за четыре тысячи рублей, из которых четвертая доля досталась Савицкому; вслед за тем коллекционер распорядился замазать подпись Савицкого на полотне (по другой версии, это было сделано самим Савицким), из-за чего в последующей библиографии картина связывается единолично с Шишкиным и Константин Савицкий. (Демонстрация слайда №6) Учитель: а теперь посмотрите внимательно на все картины, что объединяет их? Ученик: на данных картинах изображена природа. Учитель: какой есть жанр в изобразительном искусстве, который изображает природу? Ученики: пейзаж Учитель: все верно, на данных репродукциях представлен жанр изобразительного искусства пейзаж. Но кроме пейзажа кто же еще там изображается? Ученики: животные (лошадь, медведи, лоси и тигр). Учитель: все верно, молодцы. Ребята, а вы знаете как называется жанр изобразительного искусства, изображающий животных? Ученики: нет (Демонстрация слайда №7) Учитель: анималистический – это жанр изобразительного искусства, главным мотивом и основным объектом которого являются животные. В ходе занятия мы должны с вами научиться рисовать зимний пейзаж с включением изображения животного, а вот какое животное мы изобразим на фоне зимнего пейзажа, мы с вами узнаем, разгадав ребус. (Демонстрация слайда №8) Ученики: лиса. (Демонстрация слайда №9) Учитель: все верно, а что мы знаем о лисах? Ученик: лиса – это маленькое пушистое животное, имеющее рыжий окрас. У лисы четыре лапы, а тело вытянутое. Ее отличает длинный пушистый хвост и вытянутая мордочка. При общении со своими сородичами они тявкают и лают подобно псам. (Демонстрация слайда №10) Учитель: несмотря на маленький размер, лисы очень сильные животные. У них есть острые зубы и когти. А в случае опасности, она убегает очень быстро. Скорость помогает лисе и в охоте. В зимнее время лиса подпрыгивает и падает мордочкой в сугроб, после чего начинает быстро грести лапками. Она слышит, где под снегом может прятаться добыча и, с помощью острых когтей, легко добывает ее. А чем же питаются лисы? (Демонстрация слайда №11) Ученик: лисы питаются маленькими травоядными животными, такими как мыши, зайцы и даже ежи. Своих малышей лисы кормят молоком, поэтому их называют «млекопитающими». Ученик: лисы – очень умные и хитрые звери. Они запоминают множество тропинок и способны скрыться от любого охотника или другой опасности. Учитель: у лис хорошо развит слух и нюх, намного лучше, чем у человека. Это помогает лисам быть хорошими и меткими охотниками. Они прекрасно видят в темноте и чаще всего выходят на охоту ночью. Ночью многие зверьки уже ложатся спать или теряются без солнечного света. Пользуясь этим, лисы нападают на них и несут в свою норку. Ребята, а зачем лисе такой пушистый хвост? (Демонстрация слайда №12) Ученик: хвост нужен лисе для того, чтобы не замерзнуть зимой. Учитель: также хвост помогает лисе держать равновесие во время ходьбы и бега. А как же они зимуют? (Демонстрация слайда №13) Ученик: лисы не строят себе дома, логова или берлоги. Мех отращивают знатный, там такая ость, с которой не сравнится даже густая шерсть медведя. благодаря этому меху, лисица преспокойно сворачивается клубочком прямо на открытом снегу и ей от этого не холодно. Она просто укрывает себя хвостом и прекрасно отдыхает в открытой выемке. Учитель: а ещё у каждой, уважающей себя лисицы, должен быть «холодильник». Она начинает его сооружать в конце осени, когда температура воздуха уже позволяет продуктам питания, сохранятся в нормальном виде. В такие захоронки лиса относит то, что не смогла осилить за завтраком, обедом или ужином. Потихоньку плутовка обеспечит себя припасами на весь голодный период. Но охотиться при этом не перестанет никогда! (Демонстрация слайда №14) Учитель: гулять в зимнем лесу очень интересно, что, безусловно, поднимает настроение и бодрит дух. И мы сегодня с вами отправимся на прогулку в зимний лес. Учитель демонстрирует пример выполнения работы.
Практическая часть
Учитель: для написания зимнего пейзажа с лисицей нам понадобиться: лист бумаги формата А4, кисти (плоские №6, 8 и круглая №2), непроливайка (баночка для воды), палитра, гуашь 6 цветов, простой карандаш, ластик. Всё необходимое у вас находится на партах (столах).
1 этап. Выполняем композицию рисунка простым карандашом.
1. Лист располагаем горизонтально (учитель просит обучающихся показать, как расположить лист горизонтально). Прежде всего необходимо отметить линию горизонта. Горизонтом мы называем? Ученик: горизонт - это граница неба с земной или водной поверхностью. Учитель: все верно. Проведем свободную линию ниже середины листа и таким образом разделим небо и снег.
2. Для начала отметим место для нашей лисицы овалом. Овал занимает большую часть листа. В этом овале мы уже будем прорисовывать лисицу. Лисы – одни из самых красивых хищников: рыжая шубка, длинный и пушистый хвост, узкая мордочка, хитрые и умные глазки.
3. Форма тела лисицы: удлинённое туловище, голова с вытянутой мордой. Прорисуем лисицу с помощью овалов. Туловище – это большой овал далее присоединяем голову – это овал в два раза меньше чем туловище и уши – это треугольники.
4. Приступаем к мордочке. Для начала разделим голову-овал вертикально пополам, после чего проводим горизонтальную линию возле ушек и оставшуюся часть делим пополам – это линия глаз.
5. У лисы большие глаза с вертикальным зрачком, зверь обладает отличным зрением. Глаза – это две полукруглые линии. Расстояние между глазами равно одному глазу. От глаз идет нос – это прямоугольник, у которого срезаны угла. В прямоугольнике располагается треугольник.
6. Нарисуем хвост, он у лисиц всегда пышный. Хвостом лисица укрывается, рисуем свободной линией хвост.
7. Стираем все лишние линии ластиком. И делаем форму носа более плавной.
2 этап. Приступаем к выполнению рисунка в цвете. Рисуем зимний пейзаж. Учитель: зимний пейзаж дарит зрителю те самые чувства, которые он мог бы получить от прогулки в зимний день в лесу. Как вы думаете, какие цвета будут преобладать в зимнем пейзаже? Ученик: картины с зимним пейзажем не пестрят разнообразными цвета, и содержат сдержанную палитру. Зимние пейзажи полны серого цвета, оттенков голубого, разной тональности белого, нежных розовых оттенков. Ученик: зимней пейзаж невозможно отобразить несколькими цветами, для зимнего пейзажа требуется вся палитра, но менее насыщенной тональности.
Рисуем снег
1. Напишем снег, закрасим всю плоскость, где лежит снег белым цветом. Учитель: снег у нас не чисто белого цвета, а имеет оттенки. Какие еще оттенки имеет цвет, кроме белого? Ученик: синий, серый.
2. Добавим синего цвета, там, где у нас возвышается снег.
3. Сделаем плавный переход от белого к синему. Для этого необходимо взять кисточку с чистой водой и размыть границу между синим и белым.
4. Также добавим оттенок серого цвета в снег, там, где тени. Учитель: как получить серый цвет? Учитель: смешаем белый и капельку черного цвета. Учитель: все верно. Точно также не забываем сделать плавный переход между цветами, с помощью чистой кисточки и воды.
Рисуем небо
1. Для начала раскрасим небо тёмно-синим цветом. В синий цвет можно добавить немного черного.
2. Далее нарисуем круг белым цветом – это будет луна.
3. От круга добавим полукруги, чтобы наша луна светила ещё ярче.
Рисуем лес Учитель: самое запоминающееся в зимнем пейзаже – это его уверенность. Уверенность, которую заложил художник, чтобы передать весь свой эмоциональный фон.
1. Нарисуем деревья. Для этого нам понадобиться кисть белка, т.к. ей можно легко нарисовать тонкие ветки. Для начала рисуем ствол дерева. Для этого набрав на кисть черной краски ставим ее на листок и ведем к вверху листа, чем ближе мы приближаемся к краю листа, тем линия становится тоньше. Для того чтобы линия стала тоньше, необходимо постепенно поднимать кисть к вверху.
2. Точно таким же способом рисуем ветки толще, затем тоненькие (кистью ведем легко и уверенно, рисуем кончиком кисти).
3 этап. Напишем нашу лисицу Учитель: Цвет лисы – натуральный окрас животного. Цвет лисы в основном зависит от места ее проживания. Если лиса проживает в лесах, то цвет ее рыже – красный. Лиса живущая, в южных степях имеет серый цвет окраса.
1. Так как наша лисица находится в лесу раскрасим ее оранжевым цветом, на ушках и мордочки оставим пятно белого цвета. Как получить оранжевый цвет? Ученик: смешать желтый и красный цвет. Учитель: все верно.
2. Далее добавим желтый цвет – на мордочку, ушки и хвост, так как мы рисуем поверх оранжевого желтый цвет перемешается с оранжевым и оранжевый станет светлее.
3. По краям нашей лисицы добавим тень – коричневым цветом. Как получим коричневый цвет? Ученик: смешиваем зеленый и красный цвет. Учитель: верно, ну а если нет зеленого получаем его путем смешивания желтого и синего.
4. Размоем водой и кисточкой, чтобы получился плавный переход.
5. Приступаем к прорисовки нашей шерсти. Тоненькой кистью рисуем штрихи (коричневым цветом) – волоски шерсти лисы.
6. Тоже самое делаем темно - коричневым цветом. Добавляем в наш коричневый каплю черного.
7. Закрасим белым цветом нижнюю часть мордочки лисы.
3 этап. Завершаем работу.
1. Сделаем падающие тени от деревьев синим цветом.
2. Белым цветом нарисуем снег на лисице – уши и тело лисы.
3. Набрызгаем кистью снег.
Учитель: картины с изображением зимнего времени года – это замечательные подарки и украшения для любого интерьера, даже для людей, совершенно не любящих зиму и холодные, короткие дни.