К вопросу о готовности педагогов начального образования к инновационной деятельности
Современная ситуация реформирования системы образования характеризуется необходимостью реализации новых стандартов, в том числе на начальной ступени общего образования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (2011) выдвигает перед педагогами новые требований к основной образовательной программе (ООП), к результатам, структуре и условиям реализации. Суть изменений обусловлена деятельностным характером обучения. Главным целью определяется развитие личности учащего, а результатом обучения становятся не знания, умения и навыки, а личностные метапредметные и предметные универсальные учебные действия (УУД). Значимым результатом также является необходимость ориентировки учеников в информационных и коммуникативных технологиях, формирование способности их грамотно примять.
Новые учебные задачи, выходящих за рамки традиционных алгоритмов, новые условия образовательной деятельности предъявляют ряд требований к технологической, проектировочной умелости учителя, его профессиональному мышлению и творческим способностям. Одной из важнейших становится способность учителя чутко реагировать на происходящие изменения в практической деятельности. Следует подчеркнуть, что деятельность учителей начальных классов по разработке образовательных программ в соответствии с ФГОС НОО, носит инновационный характер. Вместе с тем многие педагоги оказались не готовыми к выполнению требований нового образовательного стандарта.
Представляет интерес анализ различных аспектов инновационной деятельности, представленный в исследовании К.Ю. Белой [2]. Существуют различные подходы в выделении групп педагогов по разным основаниям. Так К. Ангеловски [1] выделяет группы педагогов по оценки степени новаторства: группа новаторов, которая представлена педагогами с ярко выраженными новаторскими способностями, группа передовиков, состоящая из педагогов которые раньше всех подхватывают новые инновации, умеренная группа, представлена педагогами не спешащими осваивать новшества, группа «предпоследние», в нее входят круг педагогов, воспринимающие новое, только после общественного одобрения и группа «последние», в нее входят педагоги консерваторы. Так же в исследовании К.Ю. Белой описана классификация Н. Зубова [3], который выделял группы педагогов по отношению к инновационной деятельности. К перовой группе относятся педагоги, стремящиеся к творческому росту и активному освоению инновационной деятельности, чаще всего это молодые педагоги, с педагогическим стажем до 10 лет. Ко второй группе, Н. Зубов относит педагогов, стремящихся к достижению успехов в своей профессиональной деятельности. Следующая, третья группа, представлена педагогами, для которых важна внешняя оценка их деятельности со стороны руководства. Четвертая группа схожа с предыдущей, в ней педагоги так же ориентируются на внешнюю оценку своей работы, но при этом они стремятся избежать критики. Пятая, последняя группа, включает в себя педагогов, полностью отрицающие инновации в педагогической деятельности.
В связи с вышесказанным подчеркнем, что современный учитель находится в режиме «инновационного поиска», связанного с изменением подходов к построению образовательного процесса. Вместе с тем большинство педагогов, независимо от их стажа и возраста, испытывает серьёзные затруднения в осуществлении инновационной деятельности, что и усложняет процесс их адаптации к требованиям современной школы и снижает эффективность их работы.
Таким образом, основой модернизации образовательного процесса выступает инновационная деятельность педагогов. Это обусловило необходимость принятия руководителями общеобразовательных школ управленческих решений, обеспечивающих ряд профессиональных изменений педагога, которые бы отражали потребности современной школы как в организационно-педагогическом, так и социальном плане.
Вместе с тем проблема готовности педагогов начального образования к инновационной деятельности в современных условиях представляется недостаточно исследованной.
Опираясь на ряд исследований (К.Ангеловски, И.Е. Пискарева, И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов, Г.Н. Прозуметова, К.Ю. Белая и др.), выделим и проанализируем ряд понятий по данной проблеме и конкретизируем их содержание в связи с современной ситуацией: инновация, нововведения, инновационный процесс, управление инновационным процессом, инновационная деятельность, готовность к инновационной деятельности, инноватор, инновационный потенциал.
Само
понятие «инновация» означает не только создание нового, но и характеризует переосмысление собственной деятельности педагога.
Нововведение – изменения в использовании нового практического средства, вызывающие переход из одной системы в другую.
Существует классификация нововведений: по типу новшества, по особенностям осуществления, по социальным последствиям и по особенностям инновационного процесса.
В целом
под инновационным процессом понимается деятельность по использованию и распространению нововведений. Инновационными процессами возможно управлять. Для этого необходимо осознать необходимость обновлений и дать объективную оценку ситуации, требующей изменений. Важно пересмотреть старый опыт и восприятие новых точек зрений на свою собственную деятельность. Инновационный процесс протекает только тогда, когда общество реализует определенную инновационную деятельность.
Ключевым понятием в инноватике является инновационная деятельность. В педагогике она представляет собой целенаправленную педагогическую деятельность, в основе которой лежит осмысление уникального, собственного педагогического опыта с целью получения нового знания. В то же время инновационная деятельность определяется как целенаправленное преобразование практики образовательной деятельности за счет создания, распространения и освоения новых образовательных систем. Инновационная деятельность развивает и обогащает образовательные системы, в то время как образовательная деятельность призвана развивать обучающихся. В этом их главное отличие друг от друга.
Так, по определению И.Е. Пискаревой [5], инновационная деятельность это «деятельность, связанная с отказом от известных штампов, стереотипов в обучении, воспитании и развитии личности ученика, которая выходит за рамки действующих нормативов, которая является основой личностно-творческой, индивидуально направленной деятельности учителя и создает новые педагогические технологии, реализующие эту деятельность».
Проанализировав источники, нами было выделено общее определение инновационной деятельности - это процесс создания и использования нововведений, удовлетворяющих потребности личности в новых технологиях, что ведет к изменению образовательной системы в целом.
Опираясь на позицию К.Ю. Белой, мы можем сказать, что инновационная деятельность, как и специфическая деятельность характеризуется рядом действий. Это принятие решения о необходимости инновационного процесса и его организации, разработка и внедрение новой модели образовательной системы, и определение итогов инновационного процесса.
И. Ф. Исаев, В. С. Лазарев, Е. Н. Шиянов [5] и ряд других ученых рассматривают инновационную деятельность с точки зрения внедрения и распространения педагогического опыта. Г. Н. Прозументова [6] отмечает, что для профессионального становления в инновационной деятельности педагог должен быть творческой личностью и исследователем.
Под готовностью к инновационной деятельности понимаются такие качества педагога, которые, прежде всего, направлены на совершенствование себя и собственной педагогической деятельности, а так же на способности выявлять существующие проблемы в обучении и воспитании обучающихся, эффективно их решать и устранять ошибки. Так, Е. П. Павлова [5] считает, что при формировании готовности к инновационной деятельности, прежде всего, нужно обратить внимание на развитие мотивоционно-ценностной компетентности.
Анализ исследований позволил выделить нам четыре компонента готовности педагога к инновационной деятельности: цель, мотив, действие и результат. Первостепенно педагог должен обладать мотивом для включения в инновационную деятельность, таким мотивом для педагога может считаться введение ФГОС, на основе которого педагог должен выстроить свою образовательную деятельность. Вторым компонентом инновационной готовности является комплекс знаний о современных требованиях к результатам образования (портрет выпускника), так же педагог должен представлять возможности развития существующей у него педагогической практики и определять потребность в ее развитии. Заключительным компонентом является компетентность педагога в области образовательных инноваций и рефлексия полученных результатов.
Готовность к инновационной деятельности определяется по следующим показателям: педагог должен осознать проблему недостатка педагогических инноваций в своей педагогической деятельности; педагогу важно владеть информацией о нововведениях в педагогических технологиях; педагог-новатор должен быть ориентирован на создание собственных творческих задач, методик и настроен на экспериментальную деятельность; важно быть готовым к преодолению трудностей, связанных с содержанием и организацией инновационной деятельности; обязательно нужно овладеть навыками освоения педагогических инноваций, уметь их распространять и разрабатывать собственные новшества.
Вышеперечисленные показатели могут проявляться в разнообразных сочетаниях и взаимосвязях между собой.
Общий уровень готовности к инновационной деятельности прямо пропорционален: уровню мотивационной готовности педагога, уровню компетентности в инновационном образовании; уровню компетентности в педагогической инноватике.
После того, как нами было выделено содержание инновационной деятельности, обратимся к понятию «инноватор».
Инноватор – это организатор нововведений. Главной задачей инноватора является обеспечение взаимодействий между участниками инновационного процесса. Практика показывает, что инновационный процесс будет более эффективен, если организатор нововведений является членом коллектива, распространяющего и внедряющего инновацию.
Инноватором может стать любой участник инновационного процесса, пользующийся авторитетом среди своих коллег.
Касаемо организации, реализующей инновационную деятельность, важно рассмотреть понятие «инновационный потенциал учреждения». Это способность создавать, принимать и реализовывать новшества, а также вовремя отказываться от устаревших и нецелесообразных программ. Инновационный потенциал характеризуется не материальными благами учреждения, а знаниями, умениями и опытом.
Развивающаяся система образования требует постоянной творческой активности и стремления педагога к усовершенствованию образовательного процесса в целом. Современная образовательная ситуация находится в поиске изменений системы образования. Исходя из этого, инициативность многих современных нововведений в педагогический процесс исходит не от желания педагогов совершенствовать свою деятельность, а диктуется сверху, что означает у большинства педагогов их непринятие.
При реорганизации целей, содержания обучения и форм организации образовательного процесса, меняется и роль педагога в самой педагогической деятельности. Педагог, на сегодняшний день, должен уметь не транслировать знания, как это было раньше, а организовывать учебную деятельность как руководитель и в тоже время как соучастник учебного и воспитательного процесса.
Обучение должно строиться в форме диалога между обучающимися и педагогом. К этому диалогу педагог должен быть готов, но как показывает практика, большинству педагогов не удается выстроить свою работу, придерживаясь новому стандарту.
Проблема готовности к инновационной деятельности так же связана с личностным опытом самого педагога. Именно недостаточная личностная подготовленность, узкое представление педагога о инноватике и собственных возможностях заставляют данную проблему оставаться неосознанной.
Инновационная деятельность педагога влечет за собой стремление к новизне и постоянному поиску совершенных способов работы. При включении в инновационную деятельность педагогу следует сформировать положительное восприятие к нововведениям и развить в себе умение действовать по-новому. Безусловно, характер инновационной деятельность педагога зависит от самого педагога и его уровня личностной готовности к этой деятельности, но не маловажным являются и условия, предоставляемые для ее развития. Педагога, готового осуществлять инновационную деятельность необходимо поддерживать образовательными и материальными средствами, а значит обеспечить ему условия для развития его педагогического творчества и мастерства, предоставить возможность реорганизовать различные методы и формы обучения и воспитания в образовательном процессе.
Педагогическая инновационная деятельность представляет собой развернутую интеллектуальную деятельность, в ходе которой создаются, осваиваются и практически применяются различные новые технологии, положительно влияющие на педагогическое осознание педагогом своей деятельности, и качественно повышающие образовательный процесс в целом.
Исходя из вышесказанного,
можно сделать вывод о том, что успешная педагогическая деятельность невозможна без формирования и развития готовности к инновационной деятельности. Сегодня, в области образования существуют предпосылки для обновления системы образования. Реализация ФГОС – это новый взгляд на собственную педагогическую деятельность, побуждающий педагога обратиться к инновационной деятельности.
Список литературы
1. Ангеловски, К. Учителя и инновации: кн. для учителя: пер. с макед./ К. Ангеловски. – М.: Просвящение, 1991. – 159 с.
2. Белая, К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие / К.Ю. Белая.- М.: Творческий центр «Сфера», 2005.- 64 с.
3. Зубов, Н. Как руководить педагогами / Н. Зубов. - М.: АРКТИ, 2003.
4. Павлова, Е.П. Педагогические условия развития инновационной деятельности учителя начальных классов в процессе модернизации образования: автореф. дис. канд. педагогич. наук / Е.П. Павлова – Якутск, 2009.- 9 с.
5. Пискарева И.Е. Формирование готовности будущих учителей к инновационной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук / И.Е. Пискарева. – Ярославль, 2007. – 23 с.
6. Прозументова Г.Н. Переход к Открытому образовательному пространству: стратегия субъективации / Г.Н. Прозументова // Переход к открытому образовательному пространству: стратегии инновационного управления. - Томск, 2003. – 237 с.
7. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, Е. Н. Шиянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 289 с.
Рекомендуем посмотреть:
Орфографический диктант в 4 классе
Урок математики в 4 классе
Школьная олимпиада по математике 4 класс
Самоуправление в начальной школе
Похожие статьи:
Урок - обобщение по теме «Имя существительное»
Конспект урока русского языка в 1 классе по теме: Профессии
Методическая разработка урока написания письма другу «Здравствуй, друг!»
Сценки для начальной школы
Занятия с учащимися 3 класса на уроках и после уроков