Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Использование фольклора в начальной школе

Русский фольклор в начальной школе
Аннотация. В статье рассматривается проблема познавательного интереса младших школьников к русскому фольклору, описывается роль русского фольклора в развитии личности младшего школьника. Также обоснована необходимость изучать фольклор не только в рамках основной образовательной программы, но и во внеурочной деятельности.

Любая народность заинтересована в том, чтобы сохранить и передать накопленный опыт последующим поколениям. В этом уже на протяжении многих веков нам помогают сказки, поговорки, пословицы и т.д. которые мы слышали от своих предков, а они от своих, все это передается из уст в уста, из поколений в поколение и называется это «фольклор».

Фольклор - это вид культуры, носителем которой является каждый человек; фольклор слагается стихийно, никем не контролируется, не управляется. Фольклорные тексты безавторские. Все, что пели и поют, рассказывали и рассказывают в устойчивых формах, а также все короткие фразы, шутки в виде формульных (клишированных) текстов и еще много другого входит в поле фольклора [2, с. 5].

Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, «фольклор является одним из средств формирования у младших школьников базовых национальных ценностей» [1].

Изучение русского фольклора является неотъемлемой частью развития личности, т.к. фольклор становится одним из факторов формирования мировоззрения личности, понимания народа и человека в огромном мире, также он является одним из важнейших факторов формирования нравственности и духовности подрастающего поколения.

Обучающиеся знают мало поговорок, закличек, считалочек, былин, зато им хорошо известно про подвиги фантастических киногероев. Это говорит о влиянии современных тенденций мира, но ведь подвиги русских богатырей тоже очень красочные и наполнены героизмом. Фольклор порождает в душе обучающегося доброе и прекрасное, гордость за свою страну и народ.

Несомненно, русский фольклор изучается в рамках предмета «литературное чтение», но, к сожалению, изучается только самые известные жанры такие как, сказки, пословицы, былины, скороговорки, поговорки и загадки, на самом деле фольклор вбирает в себя намного больше жанров, это и заклички, потешки, колыбельные, приговорки, пестушки, считалки, прибаутки.

Жанры фольклора можно использовать как мотивацию на уроке, приглашение к игре, определение темы урока с помощью поговорок, закличек, легенд.

Чтобы развить у обучающихся познавательный интерес к изучению русского фольклора можно проводить внеурочные занятия по теме «Русский фольклор», познакомить обучающихся с различными жанрами, с декоративно-прикладным искусством, который также является частью русского фольклора, с праздниками «Святки», «Встреча весны», организовать выставку или концерт.

Направление «Внеурочная деятельность» - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов.
Существуют программы, направленные на изучение русского фольклора, самая известная из них, программа Л.Л. Куприяновой «Русский фольклор». Программа предназначена для 1-4 классов общеобразовательной школы и представляет собой начальный курс приобщения к русскому фольклору. Данная программа знакомит с русским народным творчеством в игровой форме.

Дети приобщаются к русскому фольклору через творчество, участвуя в различных видах деятельности. Например, разыгрывание сценок из сказок, участие в концерте, изготовление подделок и представление их на выставках.
Именно внеурочная деятельность может позволить провести занятия необычных формах и помочь стать обучающемуся ближе к истории своего народа и страны.

Таким образом, организация и проведение внеурочных занятий по теме «Русский фольклор» позволяет вызвать познавательный интерес у обучающихся к изучению фольклора, также это является одним из актуальных направлений сохранения культуры нашего народа.

Список литературы
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А.Я. Данилюк, A. М. Кондаков, B. А. Тишков - Москва: Просвещение, 2009.
2. Устное народное творчество: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/Э.Ф. Шафранская. −М.: Издательский центр «Академия», 2008.-352 с.

Рекомендуем посмотреть:

Игра по произведениям русского фольклора для учащихся 1-4 класса Конспект урока в ДШИ с презентацией по слушанию музыки на тему «Трудовые и календарно-земледельчески Осенние посиделки для школьников. Сценарий Программа для начальной школы на тему: Сказки

Похожие статьи:

Английские народные песенки в переводе Маршака

Опубликовано: 555 дней назад (10 ноября 2020)
Просмотров: 584
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!