Программа для младших школьников "Сказки творят добро"
«Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить».
Все люди на свете любят сказки. И любовь эта начинается в детстве.
Волшебные, весёлые и даже страшные сказки всегда интересны. Читаешь или слушаешь их - дух захватывает. Но не только развлечение, не только интерес есть в сказках. «Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», - писал А.С.Пушкин. И действительно, в сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, добрый, чаще всего это дружеский совет.
Программа предусматривает проведение коррекционно-развивающей работы с воспитанниками социального приюта с помощью русских народных сказок, сказок народов мира, авторских сказок.
В начале нового третьего тысячелетия, в условиях экспансии компьютерных технологий, наблюдается негативное влияние на сознание детей: резко снизилось воспитательное воздействие русской культуры, искусства, образования на формирование у подростков таких качеств, как отзывчивость, неравнодушие, сочувствие, сострадание, добро. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность.
Сказка способна надёжно защищать и оберегать нравственно¬-психологическое здоровье детей, эффективно формировать первичные ми-ровоззренческие ориентации и духовные ценности.
В науке существует и успешно развивается новое направление психо-логической коррекции и реабилитации - сказкотерапия - лечение сказками.
Сказка лечит от тревожности, страхов, агрессивности и нелюби-мости и греет душу, вселяет веру, что никогда не поздно стать счастли-вым. На сказках апробируются психотерапевтические приёмы, позволя-ющие снизить поведенческий негативизм ребёнка или взрослого. Через сказку человек может в иносказательной форме познать законы мира, в котором он родился и живёт, заглянуть в уголки собственной души.
И сегодня, как и во все времена, сказка учит ребёнка ценить опыт предшествующих поколений, осознавать себя маленьким, но неразрывным звеном большой человеческой общности - семьи, рода, нации, чело-вечества.
Сказка учит отличать добро от зла, хорошее от плохого, состра-дать, любить всё живое, быть правдивым, трудолюбивым, готовым помочь оказавшемуся в беде человеку, слабому, сказка учит справедливости, воспитывает чувство коллективизма. Пользуясь зашифрованным в сказке опытом прошлых поколений, ребёнок и взрослый могут проникнуть в мир бессознательного и на ином, внутреннем уровне, разглядеть свой собственный мир чувств и переживаний.
Содержание сказок предельно просто, близко и понятно детям. В основе сказок лежит реальная действительность, поэтому для дезадаптированных детей знакомство с миром сказок необходимо и важно, так как ребёнок и взрослый вместе обсуждают сказки, ведут диалоги, вместе познают, делают открытия.
Подбор сказок, мастерство рассказывания и вдумчивая работа над преломлением образов прослушанной сказки в творческой деятельности ребёнка - в его играх, рисовании, лепке - всё это оказывает глубокое влияние на развитие детской личности в целом. Вместе с тем, слушанье сказки является первым шагом в знакомстве ребёнка с важнейшей областью духовной культуры народа - литературным творчеством.
Мероприятия, включённые в программу, используются на занятиях, прогулках, экскурсиях, в свободное время, предназначены для работы с дезадаптированными детьми.
Программа рассчитана на 6 месяцев. Ежемесячно реализуются 5-6 тем.
Цель: корректировать эмоционально - волевую сферу через приобщение детей к миру сказок.
Задачи:
- создавать положительное эмоциональное настроение;
- развивать выразительную речь, художественный вкус, художественные способности ребёнка, прививать любовь к сказкам;
- обогащать словарь детей художественным словом;
- развивать познавательные процессы: память, речь, внимание, мышление;
- развивать умение отличать хорошее от плохого;
- способствовать проявлению у детей познавательной активности,
инициативы;
- учить выражать своё отношение к героям, передавать характерные
особенности персонажей сказок;
- способствовать воспитанию у детей доброты и отзывчивости.
Программа состоит из 4 блоков.
1 блок: «Русские народные сказки». (6 занятий) Народная сказка - вечная, в ней спрятана волшебная сила.
Оказание влияния на развитие детской личности через мастерство рассказывания, вдумчивую работу над преломлением образов прослушанной сказки, через проведение викторин, игр, конкурсов, через творческую деятельность ребёнка, рисование, лепку.
2 блок: «Русские литературные (авторские) сказки». (13 занятий)
Чем авторская сказка ценна, так, прежде всего тем, что помогает человеку со стороны понаблюдать за выбором путей, средств, форм общения с окружающими, но тут же и увидеть результаты этого выбора. Накопление впечатлений от этого выбора и даёт ребёнку «банк данных», которые впоследствии могут его выручить, а то и спасти. Метод проб и ошибок, конечно, хорош, но не во всём исключительно. Лучше учиться на ошибках других, поскольку некоторые ошибки дорогого стоят.
3 блок: «Сказки народов мира и зарубежных писателей». (7 занятий)
Продолжение знакомства детей с чудесным миром сказок, которые пришли к нам из народного творчества других стран. Сравнивание сюжетов некоторых сказок, обычаев разных народов. Наблюдение за спецификой языковых особенностей разных народов.
Знакомство со сказочным миром Андерсена, с особенностями его сказок, с историей появления сказок Ш.Перро, открытие перед детьми удивительного сказочного мира ученых-филологов, собирателей сказок братьев Гримм.
4 блок: «Сказка - для светлого ума закваска» (5 занятий)
Итоговые занятия по программе. Проведение игр, викторин, конкурсов, рисование иллюстраций к сказкам, разгадывание кроссвордов.
Развитие художественных ассоциаций через тематические беседы о прочитанном, о литературных героях, о жанре сказки. Узнавание иллюстраций к ранее прочитанной книге, разыгрывание сценок из сказок.
Целевая группа: программа направлена на детей младшего школьного возраста (7 - 12 лет).
Формы и методы работы:
Программа реализуется через индивидуальную, групповую, совместную деятельность воспитателя с детьми, используя чтение сказок, пересказ (всей сказки, отдельных эпизодов), беседы, загадки, игротерапию, литературные викторины, литературный калейдоскоп, заучивание наизусть, тестирование, парад героев, просмотр спектаклей, мультфильмов.
Предполагается использование технических средств (магнитофон, ви-деотехника), наглядных пособий (фотографии, сборники сказок, альбомы, видео и звукозаписи).
Практическая деятельность по обозначенным проблемам: обыгрывание ситуаций, музыкальное оформление, изодеятельность, театрализация, КВН.
Содержание программы
Первичная диагностика.
- Любишь ли ты сказки?
- Какие сказки ты знаешь?
- Кто такой Г.Х.Андерсен, Ш.Перро и др.
- Какие сказки А. С. Пушкина ты знаешь?
- Назови героев полюбившихся сказок?
- За что тебе нравятся или не нравятся эти герои?
- Прочитайте отрывок или сказку наизусть на свой выбор.
Итоговая диагностика.
- Какие вы сказки знаете?
- Чем отличаются сказки от других произведений?
- Какие сказки вам нравятся? Почему?
- Каких писателей - сказочников вы знаете?
- Назови сказки русских писателей.
- Какие сказки народов мира ты знаешь?
- Герои каких сказок изображены на картинках?
- Кого из героев можно назвать добрым, а кого - злым?
- Расскажи любимую сказку.
1 блок. Тема: Русские народные сказки. (6 занятий).
Цели: способствовать расширению знаний детей о русских народных сказках, показать их роль и значение в современной жизни;
- дать понятие о видах сказок;
- формировать национальное самосознание, духовное здоровье детей;
- создавать условия для ощущения национального колорита русской народной сказки, для проникновения в её глубинные философские мысли.
1.Конкурсная программа. Тема: Ларчик со сказками
(По мотивам русских народных сказок).
Цели: расширение знаний о видах сказок, развивать умение угады-вать название сказки по именам героев, по названиям предметов, по от-рывкам, подбирать определения к предметам или явлениям из сказок.
Ход занятия:
1. Вступительное слово.
2. Беседа по сказкам с заданиями.
3. Конкурсы: «Из какой сказки отрывки?»
Подбор определений к предметам и явлениям из сказок.
Назвать демонстрируемый предмет и сказку.
4. Итог занятия.
2.Игра-викторина: «За Коньком-Горбунком в сказку русскую вой-дём».
Цели: разрабатывать навыки отгадывать загадки, узнавать из какой сказки герой; вырабатывать умение угадывать сказку по имени персонажа, по отрывку; учить правильно и быстро произносить скороговорку.
Ход занятия:
1. Первый этап: назвать героиню сказки.
2. Второй этап: бой скороговорок.
3. Третий этап: конкурс- лотерея.
4. Подсчёт очков, объявление победителя.
3.Тема: «Сказочные эстафеты».
Цели: вырабатывать умение подобно сказочным персонажам быстро и ловко выполнять задания, стараясь помочь героям сказок. Развивать сообразительность, смекалку, быстроту реакции; воспитывать аккуратность; вырабатывать умение придерживаться правил, быть вежливыми и сдержанными.
Ход занятия:
1. Эстафета «Колобок».
2. Эстафета «Доктор Айболит».
3. Эстафета «Незнайка на воздушном шаре».
4. Эстафета «Ядро барона Мюнхаузена».
4.Викторина по материалам русского народного творчества.
Тема: «Русские народные сказки и былины».
Цель: развивать чувство здорового соперничества; стараться дать верный ответ на вопрос, угадать как можно больше сказок; развивать память, сообразительность, умение правильно формулировать ответы.
Ход занятия: Конкурсы:
1. Назвать собирателей сказок.
2. Назвать героя сказки.
3. Назвать героя былины.
5.Игра - КВН «Сказки водят хоровод».
Цели: повторение и обобщение знаний детей о русских народных сказках: узнавать сказки по их отрывкам, учиться по карточкам соединять начало и конец сказки, назвать волшебные предметы и их назначение, вспомнить, как зовут героев названых сказок, угадать название сказки по иллюстрации; развитие самооценки; воспитание стремления совершать добрые дела.
Ход занятия:
1. Конкурс «Узнайте сказку».
2. «Сказочный переполох».
3. Конкурс «Угадай-ка».
4. Конкурс «Волшебные предметы».
5. Конкурс «Героини сказок».
6. Конкурс «Герои-помощники».
7. Выставка рисунков.
8. Подведение итогов.
6.Рисование. Тема: «Помогите Бабушке - Загадушке вспомнить сказки».
Цели: побуждать передавать в рисунке знакомые образы, используя разнообразные средства выразительности; совершенствовать технические навыки работы с различными изобразительными материалами.
Ход занятия:
1. Введение в тему.
2. Загадки Бабушки - Загадушки.
3. Рисование иллюстраций к сказкам.
4. Итог занятия.
Ожидаемый результат блока:
- дети узнают больше русских народных сказок;
- обогатится речь, расширится словарный запас, обозначающий названия
предметов, действий признаков;
- повысится эмоциональный фон;
- снизится агрессия;
- возникнут ощущения национального колорита русской народной сказки.
2 блок. Тема: Русские литературные (авторские) сказки.(13 занятий)
Цели: расширять читательский кругозор детей;
- воспитывать читательскую культуру;
- донести до детей мысль, что русская классическая литература - это бесценная кладовая национальной культуры. В ней ревностным трудом писателей - гениев и просто талантливых художников слова скоплено много сокровищ. И, может быть, среди них самые удивительные - сказки;
- обращать ум и воображение ребёнка к деянию добра, к радостной готовности бороться и побеждать, формировать нравственные основы личности;
- учить чувствовать жизнеутверждающий пафос сказочного творчества, широко ощущать красоту земного бытия;
- формировать национальное самосознание и духовное здоровье детей;
- развивать умение видеть и чувствовать богатство и своеобразие живой народной речи в литературной сказке, облагораживающую силу духовной стойкости героя перед лицом испытаний;
- создавать на занятиях условия для понимания связей русской классической литературы с мировой художественной культурой, ощущения национального колорита той или иной сказки, проникновение в её глубинные философские мысли.
1. Воспитательский час. Тема: «Ах, эти сказки, эти сказки!».
Цель: способствовать расширению знаний о сказках, показать их роль и значение в современной жизни, побуждать детей к размышлению, к высказыванию собственных суждений, готовить их к последующим встречам с литературной сказкой, с писателями-волшебниками.
Ход занятия:
1.Вступительное слово воспитателя.
2.Чтение детьми стихотворения В.Солоухина «Колодец»
3.Обсуждение стихотворения.
4.Чтение отрывков из любимых сказок.
5.Рассуждения детей.
6.Ознакомление с писателями-сказочниками (рассматривание портретов).
2. Воспитательский час. Тема: «Уральский сказитель».
Цель: знакомство с жизнью и творчеством русского сказочника -П.П.Бажова, спецификой написания сказов; показать связь стиля написания сказов с речью простого народа; развивать интерес детей к описанным событиям, к образу жизни героев.
Ход занятия:
1.Беседа о жизни и творчестве П.П.Бажова.
2.Викторина по сказкам П.П.Бажова.
3.Подведение итогов.
3.Воспитательский час. Тема: «Бажовский карнавал».
Цель: закрепить знания детей о творчестве П.П.Бажова; развивать творческие способности детей; тренировать память.
Ход занятия:
1.Блицопрос.
2.Конкурс «Сказы начинаются… . А как они называются?»
3.Конкурс рисунков или аппликаций.
4.Конкурс «Танцуй, веселись, всем покажись».
5.Награждение игроков, ответивших правильно.
4.Воспитательный час. Тема: «Шёпот старины болтливой».
Цель: расширить и углубить знания детей о творчестве Пушкина¬- сказочника, показать влияние Арины Родионовны на развитие его таланта, пробуждать чувство удивления, восхищения пушкинским словом, воспитывать истинный патриотизм у детей.
Ход занятия:
1.Прослушивание музыки П.И.Чайковского «Нянина сказка». Чтение стихотворения Саши Чёрного.
2.Беседа по прочитанным стихотворениям о няне А.С.Пушкина.
3.Знакомство с преданием о волшебной птице.
4.Рассматривание репродукции картины Врубеля «Царевна-лебедь»
5.Чтение текстов о жизни А.С.Пушкина.
6.Чтение отрывков из сказок А.С.Пушкина.
5.Литературная гостиная. Тема: «Гимн любви и верности».
А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи 6огатырях».
Цель: расширить представления детей о Пушкине-сказочнике, дать им возможность почувствовать глубину пушкинских мыслей, ощущать волшебный мир сказки, её образность, мудрость; совершенствовать устную речь детей.
Ход занятия:
1.Прослушивание музыки из балета П.И.Чайковского «Спящая красавица».
2.Вступительное слово воспитателя.
3.Чтение детьми стихотворения А.С.Пушкина.
4.Сообщение истории написания сказки.
5.Чтение и обсуждение отрывков из «Сказки о мёртвой царевне…»
6.Беседа о добре и зле.
6.Воспитательский час. Тема: «Я старый сказочник».
Цель: познакомить детей со знатоком и собирателем сказок, пословиц,
поговорок В.И.Далем, воспитывать любовь к образной народной речи, народному творчеству, выявить особенности сказок В.И.Даля, побуждать детей к самостоятельному мышлению.
Ход занятия:
1.Прослушивание песни Ю.Кукина «Старый сказочник».
2.Беседа по содержанию прослушанной песни.
3.Сообщение о жизни и творчестве В.И.Даля.
4.Чтение детьми лирической миниатюры В.Деткова «Чистые пруды».
5.Обсуждение миниатюры.
6.Чтение и обсуждение сказки В.И.Даля «У тебя у самого свой ум».
7.Заключительная беседа.
7.Тема: «Гуляли по чистому полю два Мороза».
Цель: познакомить детей с содержанием сказки М.Л.Михайлова «Два Мороза», вызвать у них восхищение её великолепным языком, метким, образным; создать на занятии ситуации для работы над развитием речи детей, логическим мышлением; побуждать к литературному творчеству.
Ход занятия:
1.Чтение стихотворения И.Северянина «Январь».
2.Словарная работа.
3.Рассматривание иллюстраций с зимними видами природы.
4.Обзорная беседа по сказкам.
5.Беседа по сказке М.Л.Михайлова «Два Мороза».
6.Краткая характеристика творчества М.Л.Михайлова.
8.Тема: Игра-викторина «Герои сказки А. Толстого «3олотой ключик или Прuключения Бypатино»
Цель: отгадать загадки, решить кроссворд с названиями предметов и героев сказки; узнать героя сказки по портрету, по описанию;
инсценировать эпизод сказки.
Ход занятия:
1.Вступление: назвать правильно сказку и её автора.
2.Блицопрос. Конкурсы.
3.Герои и предметы сказок в загадках.
4.Решить кроссворд.
5.Узнай героя сказки по его портрету.
6.Узнай героя сказки по определению.
7.Инсценировка эпизода сказки «Урок Мальвины».
8.Прослушивание песни «Золотой ключик».
9.Сказочная викторина «В гостях у сказки»
Цель: развивать чувство юмора, внимание, воображение; воспитывать чув-ство коллективизма, умение общаться.
Ход занятия:
1.Вступительное слово.
2.Проведение конкурсов.
3.Кроссворд «Волшебные предметы».
4.Подведение итогов.
10.Викторина по сказкам А.С. Пушкина.
Тема: «Что за прелесть эти сказки»
Цели: закрепить у детей знание сказок А.С. Пушкина; развивать образное мышление, речь, память; прививать интерес к русской литературе.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
2.Этапы викторины: разминка «Узнайте сказку по словам», «Узнайте эти строчки», «Узнайте сказку по рисунку», «Ответьте на вопросы», «Кросс-ворд».
3.Подведение итогов игры.
11.Игровая программа. Тема: «У сказки тихий голосок»
Цели: вызывать желание участвовать в конкурсах, викторинах по сказкам; с помощью ролевой игры перенести детей в атмосферу волшебства; вырабатывать умение классифицировать персонажи на положительные и отрицательные; способствовать развитию фантазии, воображения детей.
Ход занятия:
1. Вступительное слово воспитателя. Деление на команды.
2.Встреча со сказочными персонажами.
3.Конкурсы: Доска объявлений. Наша реклама. Книга рекордов Лукоморья. Новости книгоиздания.
4.Сочинение сказки детьми.
5.Записывание желаний на лепестках цветика-семицветика.
12.Рисование. Тема: «Сказки кота учёного»
(по мотивам «Сказки о царе Салтане…» А.С.Пушкина.
Цели: побуждать к созданию сказочного образа, к использованию различных средств выразительности, характеризующих образ, к выбору изобразительного материала (акварельные краски, гуашь, цветные карандаши и т.д.)
Ход занятия:
1. Вводная беседа.
2.Рисование по замыслу.
3.Итог занятия.
13.Конкурс. Тема: «Любимые литературные сказки».
Цели: закрепить знания детей о литературных сказках; расшифровать таблицу с именами, отгадать загадки с названиями героев сказок, волшебных предметов, дополнить имя литературного героя, назвать известные волшебные предметы, назвать автора сказки.
Ход занятия.
1. Конкурсы: «Отыщи знакомые имена», «Герои сказок в загадках», «Дополни имя литературного героя», «Волшебные предметы», «Кто автор сказки», «Угадай, что в сундучке», « Инсценировка сказки».
Ожидаемый результат блока:
Сказка поможет ребёнку:
- легче пройти извилистый путь самопознания, проникновения в общечело-веческие отношения;
- осмыслить такие понятия как истина, добро и красота - расширить чита-тельский кругозор детей;
- развивать умение видеть и чувствовать богатство и своеобразие живой народной речи в литературной сказке;
- широко ощущать красоту земного бытия;
- обращать ум и воображение к деянию добра, к радостной готовности
бороться и побеждать, формировать нравственные основы личности.
3 блок. Тема: Сказки народов мира и зарубежных писателей. (7 занятий)
Цели: пополнять знания детей о культуре разных народов; через мир сказок знакомить детей с бытом, обычаями, одеждой народов разных стран; вырабатывать умение сравнивать, как отличаются, или перекликаются эти сказки с русскими народными; вырабатывать умение осмысливать, чему учит конкретная сказка; воспитывать умение уважать культуру других народов.
1. Воспитательский час. Тема: «Жила - была славянская сказка».
Цели: прививать интерес к сказкам и литературе в целом; развивать образное мышление, познавательную активность, речь, память; прививать навыки коммуникабельного общения.
Ход занятия:
1.Сообщение воспитателя.
2.Постановка сказки русской народной сказки «Федул и Меланья»
3.Обсуждение сказки.
4.Инсценирование болгарской сказки и обсуждение.
5.Инсценирование и обсуждение словацкой сказки «Лиса и Петух».
6.Итоговая беседа.
2. Тема: «Беру жизнь и творю из неё сказку ... » Г.Х.Андерсен.
Цели: расширить знания детей о великом датском сказочнике и его творчестве, предоставить им возможность глубже поникнуть в мир сказок Андерсена, показать глубокую связь писателя с его родиной, с его землёй, воспитывать чувство восхищения перед удивительным талантом.
Ход занятия:
1.Рассматривание рисунков и карты Дании.
2.Собщение о жизни и творчестве Г.Х.Андерсена.
3.Прослушивание песни Ю.Кукина «Мой маленький гном».
4.Беседа по содержанию прослушанного.
5.Диалог воспитателя со сказочным Оле-Лукойе.
6.Чтение отрывков из сказок Андерсена.
3. Тема: «Вперёд, о, воин! Иди на смерть».
Сказка Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».
Цели: продолжать знакомить детей со сказочным миром Андерсена, с осо-бенностями его сказок, показать детям важность вопросов и проблем, рас-сматривающихся в данной сказке, вызвать у них желание к серьёзному, глубокому размышлению о смысле жизни и высших ценностях человеческого бытия.
Ход занятия:
1.Размышление о содержании написанных на доске словосочетаний.
2.Чтение стихотворения О.Коваль «Про солдатика».
3.Беседа по содержанию сказки.
4.Приведение примеров плохих и хороших поступков из своей жизни.
4. Воспитательский час. Тема: «Добро, Истина и Красота побеждают...». Сказка Г.Х.Андерсена «Снежная королева».
Цели: - продолжать знакомство со сказками Г.Х.Андерсена, обратить внимание детей на философский смысл сказки «Снежная королева», пробудить потребность к рассуждению, размышлению о таких вечных понятиях, как дружба, благородство, добро, истина.
Ход занятия:
1.Прослушивание песни Грига «Песня Сольвейг».
2.Чтение и обсуждение стихотворения С.Островского «Верность».
3.Беседа о дружбе.
4.Чтение и обсуждение отрывков из сказки.
5. Игра-викторина. Тема: «Сказки Г.Х.Андерсена».
Цели: закреплять знания о сказках Андерсена при помощи решения кросс-вордов; узнавание сказки по её началу, правильного соединения, досказывания слова в названии сказок, отгадывания из какой сказки предмет, написание ключевых слов из сказок.
Ход занятия:
1.Кроссворд по сказкам Г.Х.Андерсена.
2.Конкурсы: «Узнай сказку по её началу», «Правильно соедини слова в названии сказок», «Доскажи словечко», «Музей сказочных предметов», «Ключевые слова».
3.Конкурс рисунков «Герои сказок Г.Х.Андерсена».
4.Инсценирование сказки «Принцесса на горошине».
6. Воспитательский час. Тема: «В замке был весёлый бал ... ».
Сказка Ш.Перро «Золушка».
Цели: - познакомить детей с историей появления сказок Ш.Перро, с особенностями любимой всеми сказки «Золушка», развивать умение логически мыслить, перевоплощаться, делать выводы.
Ход занятия:
1.Прослушивание музыки С.Прокофьева к балету «Золушка».
2.Чтение стихотворения К.Бальмонта «Золотая рыбка».
3.Беседа по тексту стихотворения.
4. Беседа по сказке «Золушка»
5.Прослушивание песни «Хоть поверьте, хоть проверьте…».
7. Воспитательский час. Тема: «Слышу я голос забытых преданий...».
Братья Гримм и их сказки.
Цель: открыть перед детьми удивительный мир ученых филологов, собирателей сказок братьев Гримм, побуждать детей к размышлениям о значимости сказки, её мудрости, развивать их воображение, память, творческое начало.
Ход занятия:
1.Прослушивание музыки Г.Гладкова к фильму «Бременские музыканты».
2.Чтение воспитателем стихотворения Г.Гейне «Сумерки».
3.Устное рисование картины по содержанию стихотворения.
4.Обзорная беседа по сказкам братьев Гримм.
5.Чтение и обсуждение отрывков из сказок братьев Гримм.
Ожидаемый результат блока:
- у детей появится потребность в рассуждении, размышлении о значимости сказки и над такими вечными понятиями, как дружба, благородство, добро, истина;
- выработается умение фантазировать, создавать образы героев;
- появятся навыки логического мышления, умения делать выводы;
- выработаются навыки перевоплощения;
- проникнет в сердца светлый и чудесный мир благородства и любви;
-появится желание к серьёзному, глубокому размышлению о смысле жизни и о высших ценностях человеческого бытия.
4 блок. Тема: «Сказка - для светлого ума закваска» (5 занятий)
Цели: вырабатывать у детей умение учиться на примерах героев
сказок, как быть счастливым, совестливым и справедливым в отношении с окружающими. Учить детей прощать, отдавать, уступать, не осуждать.
1. Брейн-ринг. Тема: «Наши любимые сказки».
Цели: развивать эрудицию; закрепить знания о видах сказок; развивать умение запомнить не только сказку, но и её героев; рисование словесных портретов.
Ход занятия:
1.Беседа о сказках. Организация команд.
2.Выполнение конкурсных заданий.
2. Конкурс. Тема: «В гостях у сказки».
Цели: прививать интерес к сказкам в литературе в целом; развивать познавательную активность детей, образное мышление, речь, память; прививать навыки коммуникативного мышления.
Ход занятия:
1.Прослушивание песни «Голубой вагон».
2.Инсценировка сказки В.Берестова «Аист и Соловей».
3.Отгадать сказку по имени героя.
4.Из какой сказки строки.
5.Отгадывание сказки по грамзаписи.
6.Вручение сказочных медалей.
3. Утренник. Тема: «Мы любим сказки».
Цели: расширить понятие о том, чем отличаются сказки от других произведений; инсценировать сказку «Репка» на новый лад; обобщать знания о сказках.
Ход занятия:
1.Беседа о типах сказок.
2.Чтение бытовой сказки «Добрый поп»
3.Игра «Попади в театр»
4.Инсценировка новой сказки «Репка» (автор Ю.Кушак)
5.Рассматривание выставки книг-сказок.
4. Викторина «По дорогам сказок».
Цели: обобщать знания по теме «Сказки»; научить ребят любить сказки;
вызвать у детей положительные эмоции, развивать фантазию, воображение.
Ход занятия:
1.Знакомство с видами сказок.
2.Путешествие по дорогам сказок:
- отгадать и показать сказку;
- кроссворд;
- назвать сказку по отрывку;
- сказочный аукцион.
3.Подведение итогов.
5. Тема: «Строим музей сказок».
Цели: развитие у детей воображения, памяти, сообразительности; вырабатывать умение выбирать нужные ответы; прививать любовь к сказкам.
Ход занятия:
1.Вступительное слово воспитателя. Задания для строительства:
2.Какой сказочный дом вы выберете для музея?
3.Что будет расти вокруг музея?
4.Какие водоёмы будут в нашем саду?
5.Угадайте, что за портреты висят в нашем музее?
6.Какими волшебными предметами можно заполнить витрины?
7.Подведение итогов.
Ожидаемый результат блока:
- выработается умение учиться на примерах сказочных героев, как быть совестливым и справедливым, как прощать, отдавать, уступать, помогать;
- возникнет желание читать сказки самостоятельно;
-совершенствуется навык воображения, выражения своего отношения к персонажам;
- обогатится словарный запас.
Ожидаемый результат программы:
- повысится эмоционально-волевая сфера;
- расширятся знания детей об окружающем мире;
- воспитанники получат представление о добре и зле, появится стремление совершать добрые дела;
- создастся положительное эмоциональное настроение;
- обогатится словарный запас детей;
- совершенствуются навыки выражать своё отношение к героям, передавать характерные особенности персонажей сказок, диалогическая и монологическая формы речи;
- активизируются познавательные процессы, дети научатся думать, анализировать, делать выводы и обобщения;
- сформируются коммуникативные навыки.
Литература.
Внеклассные мероприятия: 1 класc/ Авт.-сост. О.Е.Жиренко, Л.Н.Яровая, Л.П.Барылкина и др. 3-е изд., Перераб. И доп. М.: ВАКО, 2006.
Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию:1-4 классы. Авт.-сост. О.Е.Жиренко, Е.В.Лапина, Т.В.Киселёва. - М.: ВАКО, 2007.
Сказка - для светлого ума закваска. ¬ Короткова Л.Д.
М.: «Педобщество России», 2000г.
Сказкотерапия для дошкольников и младших школьников. -
Короткова Л.Д. М.: ЦГЛ, 2003, 2005г.
Сказкотерапия в школе. Короткова Л.Д. - М.: ЦГЛ, 2005г.
Классные часы. 1 - 4 классы. -
Вып. 2/aвт.-сост. О.В.Басюк и др. ¬Волгоград: Учитель, 2008.
Учебно-воспитательные занятия в группе продлённого дня.
Конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации.
Вып.1 ,2/авт.-сост. Н.А.Касаткина.- Волгоград: Учитель, 2005.
Литературные викторины в начальной школе:
рактическое пособие/И.Г.Сухин. - М.: Айрис-прес, 2005.
Занимательная литературная кроссворд-азбука.
И.Г.Сухин; худож. С.В.Павлычева. - Ярославль: Академия развития, 2007.
Сборники русских народных сказок в обработке авторов А.Афанасьева, М.Булатова, И.Карнауховой, А.Корольковой, А.Немоляева, А.Нечаева, А.Толстого, К.Ушинского.
Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий.
1-¬2 классы / Авт.- сост. Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина. - М.: ВАКО, 2007.
Внеклассные мероприятия в начальной школе:
игры, викторины, классные часы, праздники, материалы для газет, стендов / авт.-сост. Я.Ю.Мартынова. - Волгоград: Учитель, 2006.
Стихи и сказки на уроках в начальной школе. / 3.В.Климентовская;
худож. М.В.Душин-Ярославль, Академия развития, 2006.
Рекомендуем посмотреть:
Семинар-практикум для родителей 2-ой младшей группы
Урок развития письменной речи на материале рассказа В. Астафьева "Белогрудка"
Игра викторина для школьников 2 класса. Сценарий с презентацией
Использование фольклора в начальной школе
Похожие статьи:
Английские народные песенки в переводе Маршака
Развитие мелкой моторики у детей