Заключительный урок по литературному чтению, 3 класс
Урок – панорама по литературному чтению для 3-го класса по теме «Моя родная сторона»
(заключительный этап работы над проектом «Живые страницы родного Смоленска») Оборудование: индивидуальные словарики «Смоленщина моя», карточки с маршрутными листами №1, №2, №3, проектор, компьютер, памятки «Умею читать выразительно», цветные карандаши. Цель урока: пополнить и систематизировать свои знания краеведческого характера; учиться выразительно читать стихотворение; обогащать словарный запас. Задачи урока Обучающие:
- Знакомство детей с творчеством Н. Рыленкова, формирование умения выразительного и смыслового чтения стихотворений.
- Формирование учебно-информационных умений (умения работать со стихотворным текстом ,находить главное, существенное). Развивающие:
- Развитие художественного и эстетического вкуса, на основе знакомства с различными произведениями искусства.
-Развитие коммуникативных навыков (умения общаться, взаимодействовать друг с другом). Воспитательные:
-Воспитание интереса к историческому прошлому своей родины, смыслового различия творческих произведений.
- Расширение коммуникативных способностей детей.
Проведена предварительная работа в творческих группах учащихся по различным направлениям краеведческого характера. На всех этапах защиты творческих проектов обучающиеся вели и записывали краеведческий словарик, в котором кратко расшифровывали основные смысловые понятия по направлениям исследовательской деятельности.
Название творческой группы Направление работы Основные смысловые акценты
«ключевые понятия»
Юные краеведы» Посещение экскурсии в Смоленский край/область
краеведческом музее месторасположение
(экспозиция «Край наш Смоленский») Границы
Соседние области
Население
Основные занятия
Климатические условия
Животный и растительный мир
«Юные энциклопедисты» Организация библиотечной выставки Первопроходец Вселенной
Ю.А Гагарин
«Великие люди Смоленщины» композитор М.И. Глинка
Великий фантаст Айзек Азимов
Русский путешественник Н.М. Пржевальский
Адмирал П.С. Нахимов
Маршал М.Н. Тухачевский
Поэты А.Т. Твордовский, Н.И. Рыленков,
М.В. Исаковский
Партизанка Василиса Кожина
Генерал-фельдмаршал князь
Г.А. Потемкин
«Юные гагаринцы» Организация встреч с Герями ВОВ История края
Город-герой
«И глядя в прошлое- мы в будущее верим» Подвиг народа
Смоленское сражение (1941г.)
Операция «Тайфун»
«Юные этнографы»
Виртуальная экскурсия Флаг, герб
Исторические места
«Тех мест родных не смолкнет слава» Успенский собор
Крепостная стена
Сад им. М. И. Глинки
Сквер Памяти героев
Музей «Русская старина»
Красный Бор «бункер Гитлера»
Центральный парк культуры и отдыха Сценарный план урока
I. Стадия вызова
Р1А - Отгадайте ребус (Родина)
-Как вы понимаете значение этого слова?
-В словаре Ожегова дается такое толкование…
-Запишите на доске это слово (Родина, родина)
-Объясните, кто из учеников прав.
-Если речь идет о стране, то пишем с заглавной буквы, а если о малой родине, о родной стороне, то с маленькой. Например, Россия - моя Родина. Моя родина - Смоленский край.
-Что для вас является родиной?
-В какой стране мы живем? Значит мы….. (россияне)
-В каком городе мы живем? Значит мы…..(гагаринцы)
-В какой области? Назовите наш областной центр. Значит мы…..(смоляне)
-То есть смоляне это кто? Чье объяснение было наиболее точным?
-Мы с вами проводили серьезную последовательную исследовательскую работу, посвященную 1150-летию г. Смоленска.
О милый сердцу уголок,
Смоленском что давно зовется
История твоих дорог
Уже столетия ведется
Ты преисполнен доброты
И незабвенной тихой славы,
Твои знакомые черты
Так молчаливо величавы II. Повторение по теме (прием «Кластер»)
- Давайте соединим и посмотрим итоговую презентацию по отчётам творческих групп. Вспомним основные факты, сопоставим их с записями в краеведческих словариках (просмотр презентаций-отчётов творческих групп).
-Составим «карту памяти» используя ключевые понятия из словариков III. Стадия мобилизации
-Сегодня на уроке мы познакомимся с поэтическими размышлениями на тему родины одного из наших земляков-поэтов, фамилия которого начинается на одну букву с названием тематики произведения (Рыленков Н.)
1. Работа в парах.
-Перед вами маршрутные листки №1-запишите, предположительно, какие слова мог использовать автор в данном произведении (прием «Мозговая атака»)
Слова-предметы Слова-признаки Слова-действия
2. Первичное прослушивание произведения Н. Рыленкова «Всегда задумчива, скромна…»
Всегда задумчива, скромна,
Как верба у ручья,
Моя родная сторона,
Смоленщина моя.
Обожжена, как верба та,
Не раз грозой была.
Казалось: нету ни листа,
А смотришь - ожила!
Я на твоих просторах рос,
Лелеял все мечты,
О, дай мне сил, чтоб после гроз
Я оживал, как ты!
3. Прием «Вопрос-прогнозирование»
-Встаньте те, у кого нашлось хотя бы одно совпадение; 2 и более-?
-Можно ли, не зная, что поэт является нашим земляком, узнать об этом, прочитав произведение? (Да, Смоленщина)
-Объясните разницу в смысловом значении слов Смоленск и Смоленщина?
4. Самостоятельная работа с текстом.
-Возьмите маршрутный лист №2. Почему текст стихотворения напечатан на голубом листке? (Цвет преданности, стойкости)
-Прочитайте и выпишите в таблицу маршрутного листа №1 по 2-3 части речи встречающиеся в тексте:
Слова-предметы Слова-признаки Слова-действия
сторона родная шумит
Смоленщина задумчива рос
просторах скромна лелеял
сил обожжена оживал
5. Анализ стихотворения.
-Прочитайте первое четверостишье. С какой силой и интонацией вы его прочитали? (спокойно, не громко, ласково, нежно). Какова основная мысль, что хотел передать автор? (скромность земли Смоленской)
- Второе четверостишье - повышается сила голоса, уверенно, гордо. Основная мысль- возрождение после военных событий.
Третье четверостишье - восторженно, игриво, восхищенно. Основная мысль- процветание в современное время.
Четвертое четверостишье- спокойно, не громко, уверенно. Основная мысль - уверенность в будущее.
-Подчеркните в каждом четверостишье слова, на которые падает основной смысловой акцент (Смоленщина, ожила, шумит, дай мне сил)
Релакспауза:
Николая Рыленков- незаурядный, выдающийся русский поэт. Но среди наших земляков-смолян есть известнейший композитор, которого называют «Пушкин в музыке» - кто это? (М. Глинка)
-Тема любви и преданности к родине пронизана через все его творчество. Сейчас послушайте отрывок из вариаций на русскую песню "Среди долины ровныя". Опустите головы, согните руки в локтях, закройте глаза ладошками и, постарайтесь, вслушаться в музыку, пусть она вам напомнит красоту и мощь нашей природы, необъятность Родины. 6. Прием «Музыкальная интерпретация»
-Итак мы перенеслись в мир музыки. При помощи каких танцев можно передать настроение стихотворных строк?
Первое четверостишье- ВАЛЬС
Второе четверостишье-МАРШ
Третье четверостишье- ПОЛЬКА
Четвертое четверостишье- ВАЛЬС 7. Прием «Цветовая интерпретация»
-Поэзия Рылеева настолько мелодична, красочна, что стихи его невольно складываются в красочные картины, созвучные красоте и разнообразию окружающей нас природы.
-Переложим стихи на цветовой спектр. Маршрутный лист №3. К каждому четверостишью написаны слова- подсказки, закрасьте их соответствующим цветом:
Скромна (белый)
Обожжена (красный)
Зелена (зелёный)
Мечты (синий)
-Мы получили спектровый (цветовой) план произведения. IV. Рефлексия
- Назовите именинника на нашем уроке (г. Смоленск – 1150 лет).
- Внушительная дата, прошедшая через века… Давайте в честь знаменательной даты преподнесём литературный подарок в виде «синквейна» (учащиеся знакомы с особенностями его построения: это стихотворение, состоящее из пяти строк:
1строка –тема, выраженная 1 словом, существительное;
2 строка - описание темы в 2-х словах, прилагательные;
3 строка – описание действий в рамках темы, 3 слова, глаголы;
4 строка – фраза из 4-х слов, отражающая отношения к теме;
5строка – слово-синоним к первому).
Например:
1) Смоленск
2) красивый город
3) растёт, развивается, расцветает
4) Родиной гордиться – всегда пригодится
5) Моя родина V. Подведение итогов работы
Мы с вами провели глубокую работу по изучению исторического прошлого своего края и нашего областного центра г. Смоленска.
Меняется не только внешний облик нашего города-героя, но и внутренний. Воздвигаются новые памятники, обновляются улицы и парки, смоляне все больше и больше влюбляются в свой город. Но сейчас важно сохранить для потомков те частицы прошлого, которые через несколько лет уже не сохранить. Это наша история, наша Родина и ее надо знать! Вы показали хорошие результаты своей совместной деятельности. Встаньте те, кто считает свою работу на уроке «отличной», «хорошей», «удовлетворительной», недостаточной для оценивания. (Выборочный анализ и прогнозирование на перспективу) V. Задание на дом
Меняются времена, эпохи, люди, но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине, самосовершенствованию... Самое большое счастье для человека –быть востребованной личностью… И только творческий подход и трудолюбие будут верными соратниками.
(В качестве домашнего задания вам предлагается задание соответствующее приёму «Круги по воде»)
- Придумайте на каждую букву основополагающего понятия «СМОЛЕНСК» слова, относящиеся, либо как-то связанные по тематике. Например:
С – смол (ь;а)
М – моя родина
О – очень красив
Л – люблю
Е – еловые леса
Н – народ
С – старинный
К – край
VI.Заключение
Память людей связана с тем местом, где они родились, где прошло их детство, где они научились понимать жизнь. Это могучая сила! Она влечет птиц из дальних стран к месту, где они родились, она всю жизнь согревает человеческое сердце, делает его счастливым или несчастным, если человек почему-то потерял Родину.
Мы любим Родину. А любить Родину – значит жить с ней одной жизнью; знать, чтить и помнить её историю, стремиться сделать её богаче и счастливее в будущем… Смоленск, пусть бег реки времен
Не будет властен над тобою.
И век твой вечно окружен
Заботой и людской любовью. Литература
• Журнал «Юный краевед» - 2008. - №4.
• Детская энциклопедия в вопросах и ответах «Наша Родина – Россия». – Смоленск: Изд-во «Русич», 2008.
• Памятные места Смоленщины/Культурно-исторический атлас Смоленского края - Смоленск: Изд-во «Русич», 2009.
• Смоленск. Краткая энциклопедия. - Смоленск: Изд-во «ТРАСТ-ИМАКОМ», 1994.
Скачать Урок – панорама по литературному чтению для 3-го класса по теме «Моя родная сторона»
Спасибо, Елена Петровна за методическую разработку. Проделан большой объем работы, который играет важную роль в формировании личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции. Познавательная, творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата, которая способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, настойчивости, толерантности, инициативности, в процессе работы над проектом дети приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни.
Я тоже работала по проектной технологии на уроках английского. Ваша разработка мне очень понравилась! Развивает коммуникативные навыки у детей и формирует творческие способности.
Ольга Васильевна Кирюшкина #16 февраля 2017 в 12:230
Спасибо за очень интересную методическую разработку! Занятие по литературному чтению проведено в нетрадиционной форме. Особенно ценно то, что ведущее место отведено поисково-исследовательской деятельности обучающихся на уроке. Все задания познавательны, рассчитаны на детей с различными учебными и творческими возможностями и увлечениями. Представленная разработка может быть использована как образец современного урока по ФГОС. Может являться хорошим подспорьем в работе как опытных, так и начинающих педагогов.