Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе с использованием ТРИЗ по теме «Путешествие юных волшебников в страну сказок»
Цель: Создание условий для естественного решения доступных познавательных задач посредством игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ.
Задачи:
1. Упражнять в группировке предметов по двум свойствам
(форма, цвет).
2. Способствовать развитию умений детей мыслить с помощью приемов анализа, синтеза, сравнения.
3. Упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде и числе.
4. Воспитывать чувство сопереживания, желание помочь героям сказки, вызвать у детей позитивные эмоции.
Оборудование: кукла Зайчик, колпачки по количеству детей, импровизированный колодец, игрушки колобок и медведь, аудиозаписи, мольберт, картина «Зима», конструктор.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Организационный момент.
(Дети под волшебную музыку входят в зал, их встречает воспитатель в костюме сказочной Феи).
Фея (воспитатель): Здравствуйте, дети! Я – Фея сказочной страны. Сегодня я хочу пригласить вас к себе в гости, в страну сказок, в моей стране много гостей.
Друг на друга посмотрите
Поздоровайтесь, улыбнитесь,
И в подарок всем пошлите
Поцелуй воздушный!
Фея (воспитатель): Сейчас я превращу вас в моих друзей- маленьких волшебников.
Вот волшебный сундучок,
В сундучке есть колпачок.
Колпачки вы доставайте, на головки надевайте,
Раз, два, три,
Раз, два, три,
Вот волшебник, посмотри.
(Дети достают колпачки, надевают их на голову)
Фея (воспитатель): Сегодня вы узнаете, как трудно быть волшебником.
(Достает куклу зайчика).
Фея (воспитатель): Мои юные волшебники, Зайчику нужна помощь, поможем Зайчику?
Дети: Да!
Фея (воспитатель): Тогда в путь. Смотрите, колодец стоит, есть ли там водица, чтобы нам напиться?
(Дети подходят к колодцу, заглядывают и видят там Колобка)
Дети: Нет, там нет воды, тут Колобок.
Фея (воспитатель): Колобок, ты как сюда попал? Ребята, вы знаете?
Дети: Убежал от дедушки и бабушки.
Игра ТРИЗ «Волшебный мешочек».
Фея (воспитатель): Ребята, посмотрите и скажите, а какой Колобок?
Дети: Круглый, румяный, непослушный.
Фея (воспитатель): А, что бывает круглым?
Дети: Солнышко, яблоко, часы, мяч, луна и т.д.
Фея (воспитатель): Какого цвета Колобок?
(желтого)
Что бывает желтого цвета, как Колобок?
Дети: Цыпленок, солнце, шапка, машина и т.д.
Фея (воспитатель): Кем был Колобок раньше?
Дети: Тестом, мукой.
Фея (воспитатель): Что случилось с Колобком в сказке?
Дети: Его съела лиса.
Игра ТРИЗ «Измени сюжет сказки, придумай другой конец».
Фея (воспитатель): Юные волшебники, придумайте другое завершение сказки, чтобы Колобок остался жив.
Дети: Колобок решил вернуться к бабушке и дедушке.
Колобок свернул на другую дорожку, покатился к речке.
Фея (воспитатель): Молодцы, справились с заданием.
Дидактическое упражнение: «Починим мостик»
(Идем дальше, звучит музыка «Журчание ручейка»)
Фея (воспитатель): Слышите, это журчит ручеек, как же нам перебраться на другую сторону, ведь мостик поломан?
Дети: Надо мостик отремонтировать.
(На полу лежат геометрические фигуры, Фея (воспитатель) вместе с детьми подбирает геометрические фигуры для ремонта моста)
Фея (воспитатель): Миша, какую фигуру ты принес? Какого она цвета?
Катя, какая фигура тебя? и т.д.
Какой красивый получился мостик, пройдем по мостику друг за другом.
Путаница. «Времена года».
(На мольберте картинка «Зима» с искажениями (зеленое дерево, роликовые коньки). Дети и Фея (воспитатель) подходят к мольберту).
Фея (воспитатель): Дети, давайте присядем и отдохнем немного. Какие времена года вы знаете?
Дети: Зима, весна, лето, осень.
Фея (воспитатель): Медведю нужна наша помощь. Подарили ему календарь, но вот Мишка смотрит в него и понять не может, какое время года сейчас, что ему делать? Как помочь медведю?
Дети: Убрать зеленое дерево.
Фея (воспитатель): Почему надо убрать зеленое дерево?
Дети: Зеленые деревья бывают летом, а зимой нет.
Фея (воспитатель): А, что еще не подходит? Может снеговик?
Дети: Роликовые коньки.
Фея (воспитатель): Да? А что на коньках нельзя кататься зимой?
(дети постепенно убирают то, что не относится к зиме, Фея (воспитатель) уточняет у детей, почему они убрали тот или иной элемент, подвергает сомнению ответы детей, дети доказывают свою правоту)
Фея (воспитатель): У медведя есть ещё одна страничка календаря. Что – то здесь не так. Дети, какое время года изображено на календаре?
Дети: Лето.
Фея (воспитатель): Почему вы считаете, что это лето?
(дети доказывают, что это лето и убирают то, что не относится к лету)
Фея (воспитатель): Молодцы, вы очень хорошо справились с заданием. Давайте поиграем с Мишкой.
Музыкальная игра «Медвежата в чаще жили».
Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так
(круговые движения головой)
Головой своей крутили
Медвежата мед искали
Дружно дерево качали
(поднять руки вверх и делать вот так, вот так, наклоны вправо и влево)
Дружно дерево качали
А потом они ходили
(ходьба по-медвежьи)
И из речки воду пили
Вот так, вот так,
И из речки воду пили
(наклоны туловища вперед)
А потом они плясали
(пружинка с поворотом туловища влево и вправо)
Лапы выше поднимали
(прыжки, хлопая руками вверху)
Вот так, вот так,
Лапы выше поднимали.
(тянемся пальчиками вверх как можно выше)
Игра ТРИЗ «Паровозик».
Фея (воспитатель): Ребята, посмотрите, домик стоит, кто же там живет?
Дети: Коза с козлятами
Фея (воспитатель): У мамы Козы было трое козлят?
(нет семеро)
Почему козлята попали в беду?
(были непослушными)
А какой был серый волк?
(серый, злой, зубастый)
А какая была мама Коза?
(добрая, заботливая)
Игра ТРИЗ «Хорошо-плохо».
Фея (воспитатель): А хорошо или плохо, что мама Коза уходила в лес?
Дети: Хорошо - поест, козлятам будет молоко, плохо - оставляла козлят одних.
Фея (воспитатель): Давайте вспомним песенку мамы Козы, может они и нам дверь откроют?
(исполняют песенку, но козлята дверь не открыли)
Фея (воспитатель): Как вы думаете, правильно поступают козлята?
Дети: Правильно, дверь незнакомым открывать нельзя.
Фея (воспитатель): Ой! Кто там прячется?
Дети: Это Зайчик, который нас просил о помощи. Он весь мокрый.
Фея (воспитатель): Мои юные волшебники, как вы думаете, какой он весёлый или грустный?
(грустный)
Вспомните, из какой сказки этот зайчик?
(«Заюшкина избушка»)
Что произошло с зайчиком?
(лиса выгнала его из домика)
Как мы можем ему помочь?
Дети: Построить дом зайцу.
Фея (воспитатель): Подскажите зайчику, из чего можно построить дом?
Дети: Из бревен, из кирпича, из соломы, из глины.
Фея (воспитатель): Давайте мы построим ему дом из счетных палочек и из геометрических фигур. Но сначала, давайте разомнем наши ручки и ножки.
Физкультминутка «Строим дом»
Раз, два, три, четыре, пять.
(Дети выполняют прыжки на месте).
Будем строить и играть.
Дом большой, высокий строим.
(Встают на носочки и тянутся руками вверх).
Окна ставим, крышу кроем.
(Показать руками окно, крышу - сомкнуть руки над головой)
Вот какой красивый дом!
(Указательным жестом вытягивают руки вперед).
Будут жить все звери в нем.
(Хлопают)
(Воспитатель достает конструктор).
Фея (воспитатель): Молодцы, мои юные волшебники! Давайте приступим к постройке дома для зайчика. Сначала сделаем пол, стены, потолок. А теперь крышу.
Дом какого цвета?
(жёлтого)
Крыша какого цвета?
(зелёного)
Из каких геометрических фигур состоит дом?
(квадрат, треугольник)
Зайчик теперь будет доволен, потому что у него есть свой домик.
Фея (воспитатель): Спасибо вам, мои юные Волшебники. Но нам пора возвращаться в детский сад.
Вот волшебный сундучок,
В него положим колпачок.
Колпачки вы все снимайте
И в детишек превращайтесь.
Раз, два, три,
Раз, два, три,
Вот детишки, посмотри.
Рефлексия.
Фея (воспитатель): Ребята, вам понравилось сказочное путешествие? Какой хороший поступок мы сегодня совершили?
Дети: Построили домик Зайке и его друзьям, помогли Колобку, Медведю, отремонтировали мост.
Фея (воспитатель): Молодцы! Пусть у вас всегда будет хорошее настроение! До новых встреч!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия в старшей группе на тему: Родина
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности
Конспект комплексного занятия в старшей группе. Цветы одуванчики
Похожие статьи:
Конспект НОД в старшей группе по правилам дорожного движения