Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием метода "Шесть шляп мышления". Старшая группа

Конспект ООД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Русская народная игрушка"
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Цель: Развитие ассоциативного мышления детей дошкольного возраста через обогащение представлений о народной игрушке.
Задачи:
Обучающие: Обогащать представления детей о русской народной игрушке (дымковской, городецкой, хохломской, семеновской), об истории ее создания. Показать разнообразие материалов, способов изготовления, росписи, использования народной игрушки в игровой, образовательной и свободной деятельности.
Развивающие задачи: Развивать познавательный интерес у детей к русской народной игрушке; социальные навыки и творческие способности через интеграцию образовательных областей.
Воспитательные задачи: Воспитывать национальное самосознание и уважение к русской народной культуре.
Интегрируемые образовательные области:
• Познавательное развитие
• Социально-коммуникативное развитие
• Речевое развитие
• Художественно-эстетическое развитие
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование для показа презентации; фонограмма русской народной музыки; деревянный короб, большой платок, дымковские игрушки, семеновская матрешка, городецкие игрушки, тряпичная кукла, свистульки, деревянные ложки; материалы для изготовления куклы-игрушки: одноразовые тарелки и стаканчики, деревянные ложки, узкие ленты разных цветов, салфетки; шляпы разных цветов: синяя, белая, желтая, красная, черная, зеленая.
Ход деятельности
Дети свободно играют на ковре. Раздается стук в дверь. В группу входит педагог в русском национальном костюме, в синем головном уборе и с коробом в руках. В коробе русские народные игрушки, накрытые платком.
Педагог: Добрый день, ребята!
Шел я с ярмарки веселой.
Слышу: детский смех задорный.
Дай, думаю, зайду в ваш детский сад и посмотрю, что за веселые ребята тут живут.
Собирайтесь, дети, в круг,
(дети берутся за руки и становятся в круг)
Ты мой друг, и я твой друг!
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Посмотрю на ваши лица -
С кем бы здесь мне подружиться?

Педагог: Меня зовут Елена Степановна. А как вас зовут? (Дети по-очереди называют свои имена)
Ребята, кто знает, что у меня в руках? (Ответы детей)
Это короб. Так раньше на Руси называли большую коробку, сделанную из коры деревьев. В коробах носили разный товар.
Ребята, как вы думаете, что у меня в коробе? (Ответы детей)
Вы сможете узнать, что у меня в коробе, если разгадаете мою загадку:
Славится земля родная
Удалыми мастерами!
Радуют они детей
Городов и деревень,
Их фигурки - расписные,
А помощники - простые:
Глина, щепки, краски, стружка,
Здесь народная... (игрушка)

(Педагог снимает платок с короба и дети видят, что в нем лежат разные народные игрушки: матрешки, свистульки, лошадки, барышни, деревянные ложки и т.д.)
Педагог: Русские мастера-умельцы способны делать своими руками необыкновенно красивые и забавные яркие игрушки, которые очень нравятся всем людям и особенно детям! Они вызывают восхищение, радость, желание любоваться ими и играть с ними.
А еще игрушки можно увидеть на ярмарке.
Ребята, кто из вас знает, что такое ярмарка? (Ответы детей)
(Педагог обращает внимание на экран. На слайде ярмарка)
Педагог: Ярмарка – это место, где можно и купить и продать разный товар. Мастера из разных уголков земли везут свои изделия и игрушки на ярмарку. Ходит народ по рядам, а товара так много – глаза разбегаются. Издавна русский народ славился на весь мир умелыми руками, не зря про его изделия и игрушки говорят «русские чудеса»!
А что еще можно увидеть на ярмарке? (Ответы детей)
На ярмарке можно купить разные головные уборы. Один я уже приобрел, это замечательная шляпа (педагог показывает шляпу, которая у него на голове).
Секреты остальных шляп мы откроем вместе с вами. Согласны? (Ответы детей) Тогда, идем!!!
(Педагог снимает короб, кладет его на стол и подводит детей к белой шляпе)
Педагог: Какого цвета эта шляпа? (Ответы детей)
Белая шляпа - это шляпа «Всезнайка». Она помогает людям рассказать о своих знаниях. Давайте посмотрим, что под ней.
(Педагог поднимает шляпу и дети видят игрушки: матрешка, дымковский индюк, городецкий конь)


Педагог (берет в руки матрешку): Ребята что это за игрушка? (Ответы детей).
Правильно, это Матрешка. Давным-давно имя Матрена было очень распространено среди простого русского народа, вот и стали называть игрушку ласково Матрешей, Матренушкой. Эта матрешка семеновская, потому что ее сделали в городе Семенове.
Педагог (берет дымковскую игрушку): Кто знает, как называется эта игрушка? (Ответы детей). Это Дымковский индюк. Как вы думаете, почему игрушки называют дымковские? (Ответы детей)
Дымковские игрушки делали мастера из села Дымково 400 лет назад.
Жили в селе чудо-мастера. Любили они лепить забавные игрушки. Готовые игрушки расписывали яркими красками.
Педагог (берет последнюю игрушку - городецкого коня): Ребята, кто знает, как называется эта игрушка? (Ответы детей) Это Городецкий конь. Мастера из города Городец из дерева издавна делали разную мебель. А ещё ложки и игрушки. Самые знаменитые городецкие игрушки – это конь-каталка, конь-качалка и колокольчик.
Педагог: Ребята, а чем отличаются игрушки друг от друга? (Ответы детей)
Посмотрите внимательно, а росписи у игрушек одинаковые? (Ответы детей) Да, у всех игрушек разные росписи. Каждые мастера расписывали игрушки по-разному. А какие цвета использовали мастера для росписи игрушек? (Ответы детей)
Педагог: Ребята, вот еще одна шляпа. (Педагог подводит детей к желтой шляпе) Какого она цвета? (Ответы детей)
Давайте посмотрим, какой секрет под желтой шляпой.
(Педагог поднимает шляпу, под которой находятся игрушки и материал, из которого они сделаны: свистульки - глина, тряпичная кукла - ткань, деревянная игрушка - кусок древесины)


Педагог: Ребята, желтая шляпа поможет нам рассказать, из какого материала сделаны эти игрушки. Возьмите игрушки в руки и скажите, из чего они сделаны? (Педагог по очереди спрашивает детей, дети отвечают, из какого материала сделаны игрушки)
Педагог: Русские мастера делали красивые игрушки из разных материалов: дерева, щепы, глины, ткани. Ребята, почему вам нравятся эти игрушки?
(Ответы детей)
Педагог: Следующий секрет находится под другой шляпой. Пойдемте, посмотрим. (Педагог подводит детей к красной шляпе)
Педагог: Ребята, какого цвета эта шляпа? (Ответы детей) Красная шляпа – это шляпа чувств и эмоций. Она помогает высказываться, не скрывая своих чувств, эмоций и настроения. Что же лежит под этой шляпой, как вы думаете? (Ответы детей)
(Педагог поднимает шляпу, и дети видят разные народные игрушки: свистульки, колокольчик, губная гармошка)


Педагог (берет свистульку и свистит в нее):
Вы слышите, эта игрушка звучит! Какие эмоции вы испытали, когда услышали, как звучит эта игрушка? (Ответы детей)
Педагог: А какие эмоции и чувства вызывают у вас игрушки, когда вы играете с ними? (Ответы детей)
Педагог: Ребята, когда я был на ярмарке, я вот ещё что купил!
(Педагог с детьми подходит к коробу и достает ложки)
Что это? (Ответы детей) Я вот их купил, но толком не пойму - что мне с ними делать? (Ответы детей)
А вы знаете, что с ложками можно и танцевать? Возьмите каждый по две ложки и становитесь в круг. Сейчас мы немного отдохнем и развлечемся:
Становись, честной народ!
Пляс веселый нас зовет!
(Педагог включает русскую народную музыку. Дети вместе с педагогом выполняют танцевальные движения с ложками)
Педагог: Как замечательно мы с вами повеселились! Положите ложки в короб.
Педагог: Ребята, посмотрите, здесь есть еще одна шляпа. (Педагог с детьми подходят к шляпе черного цвета)
Какого цвета шляпа? (Ответы детей). Правильно, это черная шляпа.
Педагог: А кто из вас догадался, что может обозначать черная шляпа? (Ответы детей)
Педагог: Черная шляпа предупреждает нас об опасностях. Скажите мне, что может случиться плохого, когда вы играете? (Ответы детей)
Какие правила нужно соблюдать, играя с игрушками? (Ответы детей)
Правильно, ребята! Нельзя громко кричать, толкать друг друга.
Педагог: Ребята, у нас здесь еще шляпы! (Педагог с детьми подходят к шляпам зеленого цвета) Какого они цвета? (Ответы детей)
Зеленая шляпа - это шляпа творчества и фантазии.
Педагог: Сегодня мы танцевали с ложками. А еще из ложки можно сделать игрушку. Помогут нам зеленые шляпы - шляпы творчества.
Я научу вас делать из деревянной ложки красивую куклу-игрушку. (Педагог обращает внимание детей на Слайд 3)
Надевайте скорее шляпы и садитесь за столы.
(Педагог раздает детям шляпы. Дети надевают зеленые шляпы и садятся за столы).
Педагог: На столах перед вами лежат ложки. Возьмите ложку в руку и посмотрите: эта часть ложки - это голова, ручка ложки - туловище. Но, чтобы вам было легко представлять деревянных кукол, я разрисовал им лица. Рядом на тарелке лежат заготовки будущей куклы. Возьмите ленту и завяжите бантик нашей кукле. (Педагог помогает затрудняющимся детям завязать бантик).
Положите ложку на стол. Возьмите стакан, переверните его и поставьте на тарелку (дети переворачивают стакан, в центре которого заранее сделано отверстие).
Платье для куклы мы сделаем из салфетки. Возьмите салфетку и разверните ее (дети разворачивают салфетку, в центре которой заранее сделано отверстие).
Накройте салфеткой стакан, возьмите ложку и аккуратно вставьте ее в отверстие. Вот и готова наша кукла!
Молодцы, ребята! Какие красивые куклы у вас получились! Давайте, с ними поиграем! Эти куклы вы можете оставить себе на память или подарить другу.

Педагог: Ребята, а я сегодня пришел к вам вот в такой шляпе. Какого она цвета? (Ответы детей)
Эта синяя шляпа поможет нам вспомнить, чем мы сегодня занимались? (Ответы детей)
Что нового и интересного вы узнали на занятии? (Ответы детей)
Что вам особенно понравилось? (Ответы детей)
Педагог: Сегодня мне очень понравилось у вас в гостях! Я рад, что познакомился с вами! Ведь вы такие дружные, веселые и любознательные. Показали хорошие знания. Но мне пора уходить. До свидания, ребята!

Список литературы
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года.
3. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2016.
4. Боно Э. Шесть шляп мышления / Пер. с англ. – Мн.: Поппури, 2006.
5. Веракса Н.Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2016.
6. Волынкин В.И. Художественно- эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие.-Ростов н/Д:Феникс, 2013
7. Давидчук А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре: Методическое пособие / А.Н. Давидчук. - М.: Творческий центр Сфера, 2016.
8. Зацепина М.Б., Мещанинова З.Н., Лисицина О.А. Проведение народных праздников в учреждениях дошкольного образования детей. //Детский досуг. - 2014. - № 2.
9. Князева, О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/Программа.: Учеб.-метод.пособие-2 изд., перераб. и доп. - СПб.: Детство-Пресс, 2015.
10. Фахрутдинова Р.А. Мастер-класс по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 19 авг. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016.
Презентация на тему: Русская народная игрушка

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия в детском саду в старшей группе (окружающий мир). Моя семья. Генеалогическое древо Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию в старшей группе детского сада
Семинар-практикум для родителей в детском саду. Средняя группа | Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе с презентацией. Моя семья
Опубликовано: 279 дней назад (16 декабря 2020)
Просмотров: 728
+2
Голосов: 2
Нина Васильевна Соболева # 4 января 2021 в 14:42 0
Добрый вечер, Елена Степановна! Замечательный, насыщенный, интересный конспект! Обязательно использую приём шести шляп на своих занятиях, я им просто очарована! Дальнейших успехов! Голосую!